Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:36, контрольная работа
В процессе работы с клиентами мне как консультанту по стратегическому маркетингу часто приходится отвечать на вопросы о том, почему портфельные решения одних компаний более успешны, а других – полностью неудачны. При этом нередко приходится удерживать руководителей предприятий от буквального копирования эффективных решений западных компаний, объяснять, что развитие портфеля брендов – длительный процесс, обусловленный определенными закономерностями, преодолеть которые под силу только компаниям, внедряющим на рынок инновационные продукты.
В-третьих, данная
система может быть построена
только на прочном и надежном фундаменте,
имя которому – бренд. Торговая марка,
существующая на рынке несколько
лет и находящаяся в состоянии
роста, не может служить таким
фундаментом. Иначе говоря, построение
мега-бренда или системы Branded House становится
возможным тогда, когда накопленного
марочного капитала, воспринимаемых
ценностей и конкурентного
На самом деле
суб-бренды как часть “мягкого”
варианта архитектуры “компании-бренда”
или Branded House являются решением, которое
подчас сглаживает недостатки этой системы.
При этом со временем суб-бренды приобретают
значительную долю самостоятельности
и индивидуальные свойства и характеристики,
которые способствуют восприятию их
потребителями как отдельных
брендов. Такими супер-суб-брендами стали
в США Corvette для Chevrolet и Mustang для Ford . В
России этот подход пока слабо используется
по тем же причинам, по которым сама
концепция Branded House плохо реализуема.
Попытки реализовать эту
Другой принципиальным решением по архитектуре брендов является система “компания брендов” или House of Brands , как ее называет Дэвид Аакер. Типичными представителями этой философии брендинга являются компании Procter&Gamble и Mars . При этом первая компания исповедует принцип связанности категорийных, продуктовых и корпоративного брендов, а вторая реализует подход “свободного” брендинга в чистом виде, когда бренды компании никак не связываются друг с другом и с компанией в сознании потребителя. Как уже выше говорилось, этот подход активно используется прежде всего европейскими и американскими компаниями.
Надо признать, что именно компаниям, применившим на практике архитектуру House of Brands , принадлежат наиболее успешные российские бренды. Это WimmBillDann c портфелем молочных продуктов и соков, это Русская вино-водочная компания с гаммой алкогольных напитков, Nestle с ассортиментом российских продуктов питания.
Основные доводы сторонников этой идеи: индивидуализация каждого бренда и концентрация имиджа, отсутствие зависимости брендов друг от друга (снижение риска кризисных ситуаций), возможность максимального использования потенциала рынка путем утилизации большого количества потребительских сегментов. Противники возражают, что подобный подход увеличивает маркетинговые бюджеты прямо пропорционально увеличению количества брендов, что велика вероятность пересечения целевых сегментов и, как следствие, каннибализма брендов.
В действительности, так же как и система Branded House , система House of Brands успешно функционирует при соблюдении ряда условий:
Во-первых, дифференциация
брендов по сегментам должна проводиться
очень аккуратно, так как действительно
возможен каннибализм брендов. Следует
старательно избегать чрезвычайно
мелкого дробления целевого рынка
на сегменты по незначительным факторам.
В такой ситуации дифференциация
брендов становится затруднительной.
С этой точки зрения угрозу благополучию
сокового направления компании WimmBillDann
представляет постоянное расширение портфеля
брендов. На определенном этапе, когда
портфель состоял из брендов J7, Rio Grande
и 100% Gold Premium , архитектура представлялась
понятной. Бренды были дифференцированы
по потребительским группам и
свойствам продукта как такового.
В настоящее время, когда в
портфель добавился бренд “Любимый
сад” сегменты измельчаются и начинается
серьезная конкуренция, в условиях
который прогнозируются существенный
проблемы у одного из брендов. Дополнительную
сумятицу в этот портфель вносит также
линия продуктов Dr.Fresh . Гораздо больше
проблем у многих производителей
алкогольной продукции. Так новосибирский
завод “ВИНАП”, еще несколько
лет назад доминировавший в своем
регионе, постепенно утрачивает лидирующие
позиции. Почему? Одна из причин в том,
что завод выпускает продукции
под более чем 70 различными торговыми
марками. Большинство из них не имеют
уникальных дифференцирующих особенностей,
эксплуатируют сходные
Во-вторых, необходимо
дифференцировать продукт, для которого
создается или развивается
В-третьих, необходимо
соблюдать последовательность. Надо
помнить, что за редким случаем применения
варианта “свободные бренды” (применяется
в компании Mars ), сохраняются взаимосвязи
и взаимное влияние - как положительное,
так и отрицательное – между
брендами компании. Если компания, занимающаяся
построением брендов и их архитектуры
хочет, чтобы эти взаимосвязи
и влияние работали на повышение
эффективности маркетинга и продаж,
то она должна предварительно создать
условия для этого. К числе
этих условий относятся сильный
корпоративный бренд, выступающий
гарантом качества (престижа, имиджа и
т.д.), и успешный продуктовый (или
категорийный) бренд, создающий базис
для этой гарантии. Только на такой
основе выстраивается эффективная
архитектура House of Brands . Такую роль в
свое время сыграла базовая
Вследствие того,
что архитектуры типа House of Brands предполагают
значительное количество брендов разного
уровня, вариантов таких архитектур
гораздо больше. В частности, на западных
рынках в категории luxury goods широко распространена
модель брендинга, при которой объединяются
два бренда, один из которых –
мастер-бренд – определяет общую
направленность, стилистику, имидж
продукта, а второй – суб-бренд
– задает конкретное позиционирование,
дифференциацию, апеллирует к особенностям
целевой потребительской
Другой концептуальный вариант подобной архитектуры состоит в искусственном объединении имен или логотипов корпоративного и продуктового (или категорийного) брендов. Как правило, такие решения применяются применительно к стратегическим брендам компании, когда важно им передать максимум черт и свойств корпоративного имиджа. Классический пример из мировой практики – Nescafe . Интересны немногочисленные примеры реализации подобного подхода в России. Первый из них – система мобильной связи по предоплате “БИ+”. Этот бренд очевидно является производным от корпоративного бренда оператора Beeline . Сохранив его свойства, накопленный компанией имидж одной из ведущих компаний сотовой телефонии и компонент известного широкому слою целевых потребителей имени, “БИ+” подчеркнул дополнительные возможности, положительный настрой, доступность и простоту новой предлагаемой системы через лаконичное имя. Второй пример – одна из первых маркетинговых удач в России в 90-х гг. – грузовой автомобиль “ГАЗЕЛЬ” Горьковского автозавода (ГАЗ). Строгая ассоциация с именем и репутацией производителя долговечных, хотя и грубоватых автомобилей, в сочетании с легкостью слова, подчеркивающего мобильность и выносливость модели, сделало архитектурное решение бренда важнейшим компонентом успешного комплекса маркетинга этого продукта.
В целом, можно утверждать, что оба направления, в которых ведется разработка архитектуры брендов, могут быть успешны. Бесспорно, компания, сумевшая эффективно реализовать любой из вариантов архитектуры Branded House получает в свое распоряжение мощнейший маркетинговый инструмент, обладающий к тому же высокой рыночной ценностью. В то же время создание такой архитектуры – это игра со ставкой “на все”. Цена неудачи столь же велика, сколь цена победы. Путь House of Brands проще и безопаснее, хотя многим кажется сложным и затратным. В этой ситуации компания в значительно большей степени застрахована от драматичных рыночных потерь.
Наконец, необходимо сказать несколько слов о том, как архитектура бренда воплощается в жизнь на графическом и вербальном уровне. Чем больше компонентов составляют систему, тем больше усложняется и дизайн. Насколько просты графические системы McDonald’s, Sony, Virgin – выдающихся мегабрендов современности! И как же сложны и изящны сочетания брендов, представленные на упаковке продукции коньячных домов! В системах типа House of Brands важно предложить потребителю ненавязчивую связь, выделить важнейшие компоненты, отражающие ключевые ценности материнского бренда.
Итак, как же
правильно сформулированная архитектура
брендов помогает компании вести
эффективную маркетинговую
Во-первых, архитектура
брендов помогает построить эффективные
бренды, то есть приносящие прибыль
компании. Гармоничное предложение
бренда, которое находится “на
одной волне” с потребителем и
дифференцирует продукт от конкурентов,
- результат правильного
Во-вторых, архитектура брендов, а именно определение роли каждого бренда в портфеле позволяют эффективно распределить маркетинговые бюджеты компании, избежав при этом глубоко ошибочного и порочного подхода определения затрат на продвижения исходя из текущего объема продаж каждого бренда. Определение брендов, которые на разных этапах развития компании будут играть различные портфельные роли, позволит превратить маркетинговый бюджет из статьи затрат в реальный инструмент развития бизнеса.
В-третьих, архитектура брендов способствует формированию синергии на различных уровнях. Это достигается путем оптимизации ролей брендов в различных контекстах. Синергия находит свое отражение также во взаимодополняющих и поддерживающих маркетинговых программах, которые на разных этапах развития брендов способствуют сокращению издержек и, соответственно, повышению прибыльности операций.
В-четвертых, правильно
построенная архитектура бренда
позволяет более четко и
В-пятых, архитектура
позволяет развивать так
В-шестых, без
четко представляемой архитектуры
брендов невозможно иметь четкого
представления о будущем