Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 18:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является разработка комплекса маркетинга для банковских вкладов для физических лиц на рынке города Уфы.
Объектом исследования данной курсовой работы являются банковские вклады для физических лиц. Для изучения был выбран Сбербанк России.
Введение 8
1 Анализ потребностей, удовлетворяемых услугой 9
2 Маркетинговое исследование 15
2.1 Анкетный опрос 15
2.2Характеристика выборочной совокупности. 18
2.3Сегментация рынка потребителей 21
2.4 Характеристика предпочтений потребителей услуги 25
2.5 Определение спроса на услугу 28
2.6 Позиционирование услуги на рынке. 29
3 Товарно-марочный анализ 34
3.1 Определение вида товара 34
3.2 Правовая защита товара 34
3.3 Сервис 38
3.4 Товарный ассортимент 39
3.5. Жизненный цикл услуги 41
3.6 Конкурентоспособность услуги 43
4 Формирование ценовой политики 49
4.1 Цели ценообразования 49
4.2 Влияние спроса на цену 50
4.3 Оценка издержек 51
4.4Анализ цен товаров конкурентов 54
4.4 Выбор метода ценообразования 55
4.6 Установление окончательной цены 56
4.7 Стратегии ценовой политики 56
5 Организация товародвижения и сбыта товара 58
5.1 Выбор каналов распределения 58
5.2 Формы оплаты труда 58
6. Разработка системы продвижения товара 60
6.1 Выбор рекламных средств 60
6.2 Виды рекламных сообщений 63
6.3 График рекламных сообщений 67
7. Разработка программы (стратегии) маркетинга 70
Заключение 82
Список литературы 83
Приложение 84
Стоит
также упомянуть мультивалютные
вклады. Валюта может быть разная, но
наиболее популярными уже долгое
время продолжают оставаться доллары
и евро. При этом первоначально
делается, например, вклад евро, а
после, в любой момент вкладчик может
перераспределить средства из валюты,
курс которой понижается, в валюту,
курс которой повышается. Согласно
договору мультивалютного вклада все
эти манипуляции происходят без
потери начисляемых процентов по
вкладу, т.е. сохраняется доход по
вкладу и получается выгода на игре
повышения и понижения курсов
валют. Удобно, что в рамках заключенного
договора вкладчик имеет возможность
дать банку долгосрочное распоряжение,
где будет сказано о
Страхование вкладов
Вклады физических лиц в рублях и валюте считается застрахованным, если банк числится в реестре банков – участников системы страхования вкладов. Самому вкладчику не требуется предпринимать никакие действия в связи с этим. Следовательно, любые вклады (валюта евро и доллар, рубли) надежно застрахованы, а надзор поручен Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».
Но имеются некоторые исключения, указанные в Федеральном законе. Денежные средства не подлежат страхованию, если они:
• размещены
на банковских счетах физических лиц,
которые открыты в связи с
занятием указанных лиц
• размещены на банковские вклады на предъявителя по сберегательным сертификатом и книжкам;
• переданы банкам в доверительное управление;
• размещены за границей в филиалах российских банков.
Во всех
остальных случаях вклады являются
застрахованными и при
Таблица 1
Анкета и полученные ответы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Вопросы | Количество ответов | |||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Ваш пол:
|
|
1. 40 2. 60 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Ваш возраст:
|
|
1. 10 2. 23,33 3. 33,33 4.26,67 5. 6,67 6.- | ||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Ваше социальное
положение:
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
4. | Ваше образование:
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
5. | Состав вашей
семьи:
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
6. | Ваш ежемесячный
доход (после налогообложения) в
рублях составляет
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Имеете ли вы
уже вклады, открытые в Сбербанке
России?
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Откуда вы узнали
о Сбербанке России?
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
9. | Что послужило
фактором выбора Сбербанка России?
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
10. | На какой
срок вы планируете открыть вклад?
6. 3 года |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Какую сумму
планируете вложить?
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Заинтересованы
ли вы в возможности пополнения вклада?
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Заинтересованы
ли вы в возможности частичного снятия
вклада?
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Заинтересованы
ли вы в возможности досрочного изъятия
вклада без потери доходности?
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Заинтересованы
ли вы в фиксированной ставке по
депозиту?
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Предпочитаете
получать проценты, начисляемые за
сумму в клада…
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
17. | Ранее пользовались
ли вы услугами по предоставлению депозитов
других банков?
|
|
АльфаБанк-6,67 ВТБ 24-10
| ||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Сейчас пользуетесь
ли вы услугами по предоставлению депозитов
других банков?
|
|
УралСиб-6,67 ВТБ 24-13,33 АльфаБанк-6,67
| ||||||||||||||||||||||||||||||
19 | В будущем планируете
ли вы пользоваться услугами про предоставлению
депозтов других банков?
|
|
УралСиб-20 ВТБ 24-13,33 АльфаБанк-3,33
| ||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Месторасположение
отделений Сбербанка России…
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Оцените график
работы отделений Сбербанка России.
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Оцените скорость
обслуживания в отделениях Сбербанка
России.
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
23 |
Оцените отношение
персонала Сбербанка России к
клиенту..
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Оцените осведомленность
персонала Сбербанка России о
продукте
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Оцените скорость
разрешения проблем Сбербанком России
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Оцените степень
доступности информации о Сбербанке
России
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Оцените по пятибалльной
шкале(где 5-самая высокая оценка)
эффективность источников информации
о Сбербанке России
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Укажите
пожалуйста в таблице то сочетание
срока и процентной ставки вклада,
а также возможность его
|
Выборочная совокупность формируется исходя из предполагаемого целевого сегмента и характеристик его потребителей. Выделим генеральную совокупность, равную численности населения г.Уфы и составляющую 1 032 051
1
человек. По объективным причинам такое количество человек опросить невозможно. Следовательно, выборочную совокупность целесообразно ограничить 30-ю респондентами.
Анкетный опрос проведем по случайной выборке. В том случае, если четко соблюдены правила случайного отбора респондентов, при таком опросе можно гарантировать репрезентативность полученной информации. Величина ошибки выборки при случайном опросе обратно пропорциональна объему выборки: чем больше выборка, тем меньше ошибка.
По данным, полученным в результате опроса 30 респондентов можно сделать следующие выводы:
Во-первых, 33,33% опрошенных составляют лица в возрасте 31-40 лет,26,67%-41-50 лет, 23,33% - 20-30 лет, 10%-лица в возрасте до 20 лет.6,67%-51-60лет.
Рис. 1Возраст респондентов
Во-вторых, Социальное положение 30% опрошенных –служащие, еще 30%-рабочие, 16,67%-студенты,учащиеся, еще 16,67%-предприниматели, 6,67-пенсионеры.
Рис.
2Социальное положение
респондентов
В
-третьих, 33,3% опрошенных имеют высшее образование, 26,67%-среднее специально, 20%-незаконченное высшее, еще 20%-среденее.
Рис. 3Образование респондентов
Уровень доходов респондентов тоже играет немаловажную роль, так, в ходе опроса были получены следующие результаты: 30% респондентов имеют доход от 10000-20000,16,67% от 41000-50000, 13,33% -от 51000-60000, еще 13,33% имеют доход от 21000-30000,10% -до 10000, 6,67% от 31000-40000;3,33%-от 61000-71000, 71000-80000,более80000 руб.
Рис.
4 Ежемесячный доход
респондента в рублях
после налогообложения
На основании диаграмм, полученных в результате опроса можно предположить что потребителями услуг по предоставлению банковских вкладов для физических лиц являются лица в возрасте 20-30 лет, являющиеся служащими, рабочими с высшим или средним специальным образованием и доходом от 10000-20000 руб.в месяц.
В процессе обработки результатов опроса необходимо выявить реально существующие группы потребителей, определить их характеристики и установить один или несколько целевых сегментов. Сегментация потребительского рынка может быть произведена по нескольким признакам: географическому, демографическому, психографическому, поведенческому, при этом каждому из этих признаков присущи свои переменные. Иногда компании для получения всеобъемлющей информации о покупателях выделяют сегменты на основе совокупности признаков.
Сегментация потребительского рынка по демографическим признакам.
Таблица 2
Наименование признака | Значение признака | Процентное соотношение |
Пол | Мужской | 40,00% |
Женский | 60,00% | |
Возраст | До 20 | 10,00% |
20-30 | 23,33% | |
31-40 | 33,33% | |
41-50 | 26,67% | |
51-60 | 6,67% | |
Старше 60 | 0,00% | |
Состав семьи | Одинокий(ая) | 23,33% |
Проживаю с родителями | 16,67% | |
Проживаю с женой (мужем) | 26,67% | |
Проживаю с женой (мужем) и ребенком | 20,00% | |
Проживаю с родителями, женой (мужем) и ребенком | 6,67% | |
Проживаю с ребенком | 6,67% | |
Другое | 0,00% |
Таблица 3 Сегментация по социально-экономическим признакам
Наименование признака | Значение признака | Процентное соотношение |
Социальное положение | Учащийся, студент | 10,00% |
Служащий, ИТР | 30,00% | |
Рабочий | 30,00% | |
Предприниматель | 23,33% | |
Пенсионер | 6,67% | |
Безработный | 0,00% | |
Уровень дохода | до 10000 | 10,00% |
10000-20000 | 30,00% | |
21000-30000 | 13,33% | |
31000-40000 | 6,67% | |
41000-50000 | 16,67% | |
51000-60000 | 13,33% | |
61000-70000 | 3,33% | |
71000-80000 | 3,33% | |
Более 80000 | 3,33% | |
Уровень образования |
|
0,00% |
|
20,00% | |
|
26,67% | |
|
20,00% | |
|
33,33% | |
|
0,00% |
Сегментация потребительского рынка по потребительским мотивам:
Таблица 4
Наименование признака | Значение признака | Процентное соотношение |
Фактор выбора Сбербанка России | Известность | 36,67% |
Надежность | 40% | |
Расположение отделения/филиала | 16,67% | |
Совет друзей | 6,67% | |
Срок вклада | От 1 до 3 мес. | 6,67% |
От 3 до 6 мес. | 10% | |
От 6 мес. до 1 года | 40% | |
От 1 года до 2 лет | 20% | |
От 2 до 3 лет | 23,33% | |
Сумма вклада, руб. | До 30000 | 33,33% |
От 30 000 до 100 000 | 26,67% | |
От 100 000 до 1 000 000 | 30% | |
От 1 000 000 до 3 000 000 | 6,67% | |
От3 000 000 и более | 3,33% | |
Вид вклада | Сберегательный вклад | 26,67% |
Накопительный вклад | 43,33% | |
Расчетный вклад | 3,33% | |
Специализированный вклад | 13,33% | |
Металлический вклад | 13,33% | |
Индексируемые депозитные продукты | 3,33% | |
Валютные вклады | 20% | |
Мультивалютные вклады | 10% |
Исходя их представленной выше информации, можно сформировать наиболее привлекательный целевой сегмент. Так, можно выбрать следующие сегменты:
Сегмент А
Лица в возрасте от 31-40 лет-33,33% от общего числа респондентов.
Из них:
Социальное положение:
Рабочие-20%
Служащие, ИТР-10%
Предприниматели -3,33%
Образование:
Среднее-6,67%
Среднее специальное-6,67%
Неоконченное высшее-10%
Высшее-10%
Состав семьи:
Одиноки-6,67%
Проживают с женой(мужем)-10%
Проживают с женой(мужем) и ребенком-13,33%
Проживают с женой(мужем) и двумя детьми-3,33%
Ежемесячный
доход после налогообложения(
10000-20000-13,33%
21000-30000-3,33%
31000-40000-3,33%
41000-50000-10%
61000-70000-3,33%
Сегмент Б
Лица в возрасте 41-50 лет-26,67% от общего числе респондентов.
Из них:
Социальное положение:
Служащий, ИТР-6,67%
Предприниматели-20%
Образование:
Среднее-3,33%
Среднее специальное-3,33%
Высшее-16,67%
Состав семьи:
Одиноки-3,33%
Проживают с женой(мужем)-10%
Проживают с женой(мужем) и ребенком-6,67%
Проживают с ребенком-6,67%
Ежемесячный
доход после налогообложения(
10000-20000-3,33%
21000-30000-3,33%
51000-60000-10%
61000-70000-3,33%
71000-80000-3,33%
Более 80000-3,33%
Определим
для каждого сегмента потребительские
предпочтения. Характеристику предпочтений
потребителя целесообразно
Потребительские предпочтения.
Таблица 5Потребительские предпочтения.
Признак |
Характеристика | 31-40 лет | 41-50 лет |
Срок вклада | От 1 до 3 мес. | 3,33% | 0% |
От 3 до 6 мес. | 3,33% | 0% | |
От 6 мес. до 1 года | 3,33% | 10% | |
От 1 года до 2 лет | 6,67% | 6,67% | |
От 2 до 3 лет | 13,33% | 6,67% | |
3 года | 3,33% | 3,33% | |
Сумма вклада | До 30000 | 3,33% | 3,33% |
От 30 000 до 100 000 | 10% | 10% | |
От 100 000 до 1 000 000 | 10% | 10% | |
От 1 000 000 до 3 000 000 | 6,67% | 0% | |
От3 000 000 и более | 3,33% | 3,33% | |
Заинтересованность в возможности пополнения вклада | Заинтересован | 23,33% | 16,67% |
Не заинтересован | 10% | 10% | |
Возможность частичного снятия вклада | Заинтересован | 13,33% | 6,67% |
Не заинтересован | 20,00% | 20,00% | |
Досрочное изъятие вклада без потери доходности | Заинтересован | 23,33% | 20% |
Не заинтересован | 10% | 6,67% | |
Фиксированная процентная ставка по вкладу | Да | 13,33% | 10% |
Нет | 20% | 16,67% | |
Получение начисляемых процентов за сумму вклада | В конце срока | 10% | 6,67% |
Ежемесячно | 16,67% | 3,33% | |
Каждые три месяца | 6,67% | 16,67% |
Основные характеристики услуги, для удовлетворения предпочтений сегментов.
Таблица 6Основные характеристики услуги
Признак | 31-40 лет | 41-50 лет |
Срок вклада | От 2 до 3 лет | От 6 мес. до 1 года |
13,33% | 10% | |
Сумма вклада |
От 30 000 до 100 000 | От 30 000 до 100 000 |
10% | 10% | |
От 100 000 до 1 000 000 | От 100 000 до 1 000 000 | |
10% | 10% | |
Заинтересованность в возможности пополнения вклада | Заинтересован | Заинтересован |
23,33% | 16,67% | |
Возможность частичного снятия вклада | Не заинтересован | Не заинтересован |
20% | 20% | |
Досрочное изъятие вклада без потери доходности | Заинтересован | Заинтересован |
23,33% | 20% | |
Фиксированная процентная ставка по вкладу | Нет | Нет |
20% | 16,67% | |
Получение начисляемых процентов за сумму вклада | Ежемесячно | Каждые три месяца |
16,67% | 16,67% |
При определении спроса необходимо учитывать влиянии таких факторов ,как влияние уровня потребности, цена, уровень среднемесячного дохода потребителей, степень эластичности спроса товара, уровень качества, цена товаров-заменителей, влияние сезонности продажи, влияние субъективных вкусов и предпочтений..
Qр=Qп*К1*К2*К3*К4*К5*К6*
где Qп – величина потенциального спроса, К1-влияние уровня потребности, К2-влияние цены, К3-влияние уровня среднемесячного дохода потребителей, К4-степень эластичности спроса товара, К5-уровень качества, К6-влияние цены товаров- заменителей, К7-влияние сезонных колебаний, К8-влияние субъективных вкусов и предпочтений.
Qп - потенциально возможный спрос на банковские вклады для физических лиц. Потенциальный спрос: Население Уфы в среднем составляет 1 032 051 человек. Qп равен 619230 человек это составляет 60% от общего населения Уфы. К нему относятся люди, потенциальные потребители услуг по осуществлению банковских вкладов, т.е. трудоспособное население, имеющее свободные средства для того чтобы открыть вклад.
К1 – уровень потребности, К1=0,6;
К2 - влияние процентной ставки, К2=0,5
К3 – величина среднемесячного дохода потенциальных потребителей является довольно значимым фактором, К3=0,7;
К4 –степень эластичности спроса,
Рассчитаем эластичность по формуле:
Где Q1-величина спроса в текущем году, руб., Q0-величина спроса в базисном году, руб., P1 –процентная ставка в текущем году, руб., P0-процентная ставка году, руб.
Эластичность равна 6,8%, т. к. она больше 1, следовательно, мы имеем дело с предметом роскоши, и действительно, услуги по предоставлению вкладов не являются предметом необходимости, и поэтому с ростом цены спрос на услугу уменьшается.
К5 – уровень качества, К5=0,6;
К6 – влияние конкурентов, оказывающих аналогичные услуги примем равным К6=0,6;
К7 – влияние сезонных колебаний на спрос на услуги по предоставлению банковских вкладов незначительно, К7=0,2;
К8 – влияние субъективных вкусов и предпочтений, К8=0,7.
Подставляя значения в формулу, получаем:
Qр = 200572
Реальный спрос получился меньше потенциального, что закономерно.
Спрос на банковские услуги в большей степени определяется уровнем дохода потребителей, качеством оказываемых услуг и личными предпочтениям потребителей.
Этап 1 Сравнение потребительских свойств существующих на рынке услуг.
Выделим два наиболее значимы:
Свойство А: Максимальная процентная ставка по вкладу.
Свойство Б: Срок вклада
В качестве конкурентов рассмотрим, банки г.Уфы:
1.ГПБ(ОАО)
2.ВТБ 24(ЗАО)
3.ОАО УРАЛСИБ
4. ОАО АЛЬФА-БАНК
Таблица 7 Значения свойств банковских вкладов
№ | Конкуренты | Свойства | |
А,% | Б, мес. | ||
К1 | ГПБ (ОАО) | 6,5 | 1 |
9,5 | 3 | ||
11 | 6 | ||
12 | 12 | ||
11.5 | 24 | ||
11,75 | 36 | ||
К2 | ВТБ 24(ЗАО) | 12,15 | 1 |
13.5 | 3 | ||
14.25 | 6 | ||
13,55 | 12 | ||
13,45 | 24 | ||
12,65 | 36 | ||
К3 | ОАО УРАЛСИБ | - | 1 |
13 | 3 | ||
14,25 | 6 | ||
14,6 | 12 | ||
13,2 | 24 | ||
5 | 36 | ||
К4 | ОАО АЛЬФА-БАНК | - | 1 |
11,1 | 3 | ||
12,83 | 6 | ||
13,8 | 12 | ||
16,05 | 24 | ||
14,5 | 36 | ||
5 | Сбербанк России | 6,25 | 1 |
7 | 3 | ||
8,75 | 6 | ||
11,0 | 12 | ||
12,2 | 24 | ||
1,25 | 36 |
Рис.
5 Сравнение потребительских
свойств банковских
вкладов.
По результатам проведенного сравнения можно сделать вывод о том что уровень процентных ставок Сбербанка по всем срокам вклада значительно ниже, чем у его конкурентов. Ставки Альфа-банка, выше чем у остальных банков по вкладам сроком от 18- 36 месяцев(1,5-3 лет). По вкладам на остальные сроки существенных различий процентных ставок не наблюдается.
Этап 2.. Выявление мнений покупателей о потребительских свойствах, которые они хотят видеть у услуги.
Для выполнения этого этапа следует воспользоваться данными полученными с помощью анкетного опроса.
Таблица 8 Результаты анкетного опроса
Срок вклада | Ставка % | Число респондентов |
О т 1 до 3 мес | 5-10% | 2 |
От 3 до 6 мес. | 1-5% | 2 |
5-10% | 1 | |
От 6 мес. до 1 года | 1-5% | 7 |
5-10% | 1 | |
>10 | 2 | |
От 1 года до 2 лет | >10 | 5 |
От 2 до 3 лет | 1-5% | 3 |
5-10% | 4 | |
3 года и более | 1-5% | 1 |
>10 | 2 |
Рис. 6 Схема потребительских предпочтений
Этап 3. Позиционирование продукта.
Накладывая
результаты опроса из схемы потребительских
предпочтений на результаты сравнения
потребительских свойств
Рис. 7 Сводная схема позиционирования.
На
основании рисунка 7 можно сделать
вывод о том, что потребители
предпочитают вкладывать
Товарно-марочный анализ должен начинаться с выявления принадлежности исследуемой услуги к определенной классификационной группе и описания наиболее характерных черт этой группы.
Таблица 9 Классификация услуг
Признак | Значение признака | Описание |
1. Характер использования потребителем. | Услуга потребительского назначения | Услуга, предназначенная для удовлетворения личных (семейных) потребностей |
2. Степень длительности использования | Услуга длительного пользования | Услуга, используемая потребителями в течение нескольких месяцев, лет |
3.Общественное отношение | Услуги второй необходимости | Спрос на данную
группу услуг появляется после того,
как доход достигает |
4. Широта потребления | Услуга специального назначения | Услуга предназначена для определенного круга лиц |
5. Характер спроса | Услуга предварительного выбора | Услуги, которые потребитель в процессе выбора и покупки сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены . |
Неотъемлемым элементом рыночной экономики являются средства индивидуализации товаров и услуг. К таковым, в соответствии с Гражданским кодексом относятся товарные знаки и знаки обслуживания. Чуткая реакция рынка на производимые продукты выражается в колебаниях потребительского спроса на них и объемах продаж.
Торговая марка (товарный знак) является одним из старейших видов маркировки продукции, помогающий потребителю в его решении о покупке, а изготовителю - в реализации своей продукции и успешном функционировании в условиях рыночной конкуренции.
Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей.
Товарные знаки важны как для продавцов, так и для покупателей. Товарный знак является своеобразным символом, указывающим, кто несет за данный товар ответственность. При выборе товара покупатель ориентируется на товарный знак. В случае удовлетворения покупкой в следующий раз он будет руководствоваться просто товарным знаком. Товарный знак служит нескольким целям. С точки зрения лица, заинтересованного в покупке, он служит ориентиром при выборе того или иного товара. Выбор основывается на ожидаемых свойствах товара, в этом случае функция товарного знака состоит в том, чтобы указывать покупателю на наличие того или иного качества товара.
Другой
функцией товарного знака является
выделение товара или услуг конкретного
производителя из однородных товаров
и услуг других производителей. Данную
функцию товарный знак может выполнять
лишь в том случае, если он обладает
"различительной способностью". Согласитесь,
что потребителю трудно определить
конкретного производителя
Сбербанк России имеет следующий товарный знак
Рис. 8 Товарный знак Сбербанка России
Как мы видим, данный товарный знак является комбинированным, т.е. включает в себя знаки изобразительного и словесного вида, а именно: знак, название банка, дата основания и слоган. Товарный знак выполнен в зеленом цвете трех разных оттенков, фоном же послужил белый цвет. Зеленый успокаивает, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Он ассоциируется с ощущением внутренней силы, преодолением трудностей и препятствий. Другими словами, данный цвет, как правило, вызывает у клиентов только положительные эмоции. Но зеленый так же способствует созданию вялой атмосферы, поэтому, создатели товарного знака разместили компоненты товарного знака на белом фоне.
Круг - самая совершенная из геометрических фигур - ассоциируется с завершенностью и целостностью. В логотипе банка он призван показать слаженность работы внутри структуры, сохранность денег клиентов, дружественность, наконец. Но в ином контексте круг может интерпретироваться и как замкнутость на себе, закрытость. По этой причине Сбербанк использует в своем логотипе так называемый разорванный круг - развернутый вовне. В этом смысле логотип Сбербанка России признан многими экспертами как самый емкий, лаконичный и дружественный знак, вызывающий положительные ассоциации.
МКТУ -
Международная классификация
Образец заявления для регистрации товарного знака представлен в приложении.
Заявка
на регистрацию и предоставление
права пользования
1.Заявка
на регистрацию и
2.Заявка
должна относиться к одному
наименованию места
3.Заявка должна содержать:
-заявление о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара или о предоставлении права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара с указанием заявителя (заявителей), а также его (их) местонахождения или местожительства;
-заявляемое обозначение;
-вид товара, для обозначения которого испрашивается регистрация и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара или предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, с указанием места его производства (границ географического объекта);
-описание особых свойств товара.
Заявка представляется на русском языке.
4.К заявке должны быть приложены:
-заключение компетентного органа о том, что заявитель находится в указанном географическом объекте и производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами либо природными условиями и людскими факторами одновременно;
-для иностранного заявителя - документ, подтверждающий его право на заявленное наименование места происхождения товара в стране происхождения товара;
-документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере.
-Документы, прилагаемые к заявке, представляются на русском или другом языке. Если эти документы представлены на другом языке, к заявке прилагается их перевод на русский язык. Перевод на русский язык может быть представлен заявителем в течение двух месяцев после поступления в Патентное ведомство заявки, содержащей документы на другом языке.
5.Требования
к документам заявки
В рамках Договора Клиент имеет право размещать денежные средства во вклады. Открытие вклада осуществляется на основании «Условий по размещению денежных средств во вклад» установленной Банком формы, надлежащим образом заполненных и подписанных Клиентом и Банком и подтверждающих внесение Клиентом и принятие Банком суммы денежных средств, размещаемой во вклад, при предъявлении Клиентом документа, удостоверяющего личность. В «Условиях по размещению денежных средств во вклад» определяется вид вклада, размер размещаемых во вклад денежных средств, валюта вклада, срок вклада, процентная ставка по вкладу, а также иные условия размещения вклада.
Предоставление услуг через систему «СБЕРБАНК ОНЛ@ЙН» и проведение операций в сети интернет:
по вкладам3:
платежи в адрес организаций.
Предоставлении услуг «МОБИЛЬНОГО БАНКА»:
Проведем анализ предпочтений двух выделенных нами сегментов.
Таблица 10 Морфологическая таблица услуги
Признаки | Код и значение признака | |||||||||
1.Срок вклада |
1.1. | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 | 1.6 | 1.7 | |||
От 1 до 3 мес. | От 3 до 6 мес. | От 6 мес. до 1 года | От 1 года до 2 лет | От 2 до 3 лет | От 2 до 3 лет | 3 года | ||||
2. Сумма вклада | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 | |||||
До 30000 | От 30 000 до 100 000 | От 100 000 до 1 000 000 | От 1 000 000 до 3 000 000 | От3 000 000 и более | ||||||
3.Заинтересованность в возможности пополнения вклада | 3.1 | 3.2 | ||||||||
Заинтересован | Не заинтересован | |||||||||
4.Возможность частичного снятия вклада |
4.1 | 4.2 | ||||||||
Заинтересован | Не заинтересован | |||||||||
5. Досрочное изъятие вклада без потери доходности | 5.1 | 5.2 | ||||||||
Заинтересован | Не заинтересован | |||||||||
6.Фиксированная процентная ставка по вкладу | 6.1 | 6.2 | ||||||||
Да | Нет | |||||||||
7. Получение начисляемых процентов за сумму вклада | 7.1 | 7.2 | 7.3 | |||||||
В конце срока | Ежемесячно | Каждые три месяца |
Из
данной таблицы видно, что идеальная
для каждого сегмента потребителей
банковских вкладов услуга характеризуется
рядом признаков, соответственно, нужно
проводить различную
Для
сегмента 1 оптимальный набор качеств
характеризуется следующим
1.4+2.3 +3.1 +4.2+5.1+6.2+7.2
В словесном описании модель услуг для сегмента 1 можно представить следующим образом: вклад на срок от 1-2лет, с суммой вклада от 30000-100000 рублей(или от 100000-1000000руб.), с возможностью его пополнения и досрочного изъятия без потери доходности, с плавающей процентной ставкой, с ежемесячным начислением процентов.
Для
сегмента 2 оптимальный набор качеств
характеризуется следующим
1.3+2.2+3.1 +4.2+5.1+6.2+7.3
В словесном описании модель услуг для сегмента 2 можно представить следующим образом: вклад на срок от 6 мес.-1года, с суммой вклада от 30000-100000 рублей(или от 100000-1000000руб.), с возможностью его пополнения и досрочного изъятия без потери доходности, с плавающей процентной ставкой, с начислением процентов каждые три месяца.
В условиях нынешней нестабильности экономики на мой взгляд предпочтительнее является стратегия концентрации. Необходимо продолжать захват выбранных сегментов. Для сегментов важным является возможность пополнения вклада и досрочного изъятия или частичного снятия.
Жизненный цикл услуги считается одним из важнейших факторов в маркетинге, рассматривающих динамику ее конкурентоспособного пребывания на рынке. Другими словами, тот период времени, в течение которого услуга обладает жизнеспособностью на рынке, считается ее жизненным циклом.
Жизненный цикл услуги – это период, с момента выхода услуги на рынок до момента ее ухода с рынка. В зависимости от услуги и, что немаловажно, от характера ее предоставления, ЖЦУ может равняться нулю, или бесконечности.
Принято
выделять шесть основных стадий жизненного
цикла услуги, для каждой из которых
характерно определенное сочетание
маркетинговых мероприятий, предоставляющее
возможность производителю
Рис. 9Стадии жизненного цикла услуги4
Ф. Котлер характеризует жизненный цикл изменением объемов продаж и получаемой прибыли во времени, которое графически можно представить в виде кривой, по форме напоминающей колокол
Рис. 10 Кривая ЖЦ услуги
Жизненный цикл услуг обладает следующими особенностями:
1.
Несмотря на разнообразие
2.
Продолжительность стадий, обеспечивающих
основной объем прибыли,
3. Период, предшествующий получению устойчивой прибыли, относительно не велик в виду меньшей трудоемкости процесса произ водства новой услуги и меньших инвестиционных затрат.
4. Степени риска от неопределенности реального реагирования потребителей на появление услуги-новинки ниже, чем для товаров, имеющих материально-вещественное выражение. Это вызвано более тесными контактами между производителями и потребителями услуг и возможностью немедленной проверки реакции потребителей на пробные услуги.
Сбербанк России находится в стадии зрелости, характеризующейся : стабильным объемом продаж, дифференциацией услуг по целевым сегментам, продвижение идет за счет приверженности к марке, обилие конкурентов,.
Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов.
Конкурентоспособность – это совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении потребностей потребителей.
Модель Розенберга исходит из того, что потребители оценивают товары с точки зрения их пригодности для удовлетворения своих потребностей. Она выражается формулой:
Aj = ,
где Аj — субъективная пригодность услуги (отношение к услуге);
Vj — важность мотива для потребителя;
Iij — субъективная оценка пригодности товара для удовлетворения мотива i.
В
качестве мотивов для потребителя
выберем надежность гарантии сохранности
вкладов, быстроту и качество обслуживания,
строгое соблюдение тайны банковских
операций, высоту процента по вкладам,
удобство для клиентуры расположения
филиалов банка. Определим важность мотивов
(оценивается от 0 до 1) и субъективную оценку
пригодности услуги (оценивается от 1 до
5) для услуг Сбербанка России и его основных
конкурентов
Таблица 11
Ключевые факторы успеха в сфере банковских вкладов | Сбербанк России | Альфа-банк | УралСиб | ВТБ 24 |
| ||||||
Оценка | Важность | Оценка | Важность | Оценка | Важность | Оценка | Важность | Оценка | Важность | ||
Надежные гарантии сохранности вкладов | 5 | 0,2 | 4 | 0,2 | 4 | 0,2 | 4 | 0,2 | 4 | 0,2 | |
быстрота и качество обслуживания | 4 | 0,2 | 3 | 0,2 | 3 | 0,2 | 4 | 0,2 | 3 | 0,2 | |
строгое соблюдение тайны банковских операций | 5 | 0,1 | 5 | 0,1 | 5 | 0,1 | 5 | 0,1 | 5 | 0,1 | |
удобство для клиентуры расположения филиалов банка | 5 | 0,2 | 3 | 0,2 | 5 | 0,2 | 4 | 0,2 | 3 | 0,2 | |
высота процента по вкладам | 3 | 0,3 | 5 | 0,3 | 5 | 0,3 | 4 | 0,3 | 3 | 0,3 | |
А( Сбербанк России) |
А(Сбербанк
России)=5*0,2+4*0,2+5*0,1+5*0,
А(Альфа
Банк)=4*0,2+3*0,2+5*0,1+3*0,2+
А(Уралсиб)=
4*0,2+3*0,2+5*0,1+5*0,2+5*0,3=
А(ВТБ 24)=
4*0,2+4*0,2+5*0,1+3*0,2+3*0,3=
А(ГПБ )=
4*0,2+3*0,2+5*0,1+3*0,2+3*0,3=
Таким образом, сделаем вывод, что по модели Розенберга услуги банка Сбербанка России являются более конкурентоспособными по сравнению с услугами компании Альфа Банка, ВТБ 24, иГПБ, однако они являются менее конкурентоспособными по сравнению с услугами банка УралСиб.
Для
определения
Iнп = 1 (услуга соответствует всем стандартам и нормам)
q1 (Надежные гарантии сохранности вкладов ) = P1/P1,0 = 5/5 = 1; a1 = 0.2
q2 (быстрота и качество обслуживания ) = P2/P2,0 = 4/5 = 0.8; a2 = 0.2
q3 (строгое соблюдение тайны банковских операций ) = P3/P3,0 = 5/5 = 1; a1 = 0.1
q4(удобство для клиентуры расположения филиалов банка ) = P4/P4,0 = 5/5 = 1; a1 = 0.2
Iтп = 1*0,2
+ 0,8*0,2 +1*0,1+1*0,2= 0,66
Iэп = Ц/Ц0 = 12,25/16,05 = 0,76
Iкс = (Iнп * Iтп)/Iэп = (1*0,66)/0,76 = 0,868
Так как интегральный показатель меньше 1 услуга является не конкурентоспособной, однако не стоит забывать, что услуга сравнивалась с идеальным образцом, а не с реальными услугами, представленными на рынке.
Определим оценки факторов (максимальная – 5):
Таблица 12 Оценки факторов
Ключевые факторы успеха в сфере банковских вкладов | Сбербанк России | Альфа-банк | УралСиб | ВТБ 24 | ГПБ |
Надежные гарантии сохранности вкладов | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
быстрота и качество обслуживания | 4 | 3 | 3 | 4 | 3 |
строгое соблюдение тайны банковских операций | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
удобство для клиентуры расположения филиалов банка | 5 | 3 | 5 | 4 | 3 |
высота процента по вкладам | 3 | 5 | 5 | 4 | 3 |
S (Сбербанк Росии) = ½ * 10 * 3 +2(½ * 5 * 4)+½ * 5 * 5=47,5;
S (Альфа-банк) = ½ * 7 * 5 +½ * 3 * 4+½ * 5 * 3+½ * 5 * 3=38,5;
S (УралСиб) = ½ * 9 * 5 +½ * 3 * 4+½ * 5 * 3+½ * 5 * 5=48,5;
S (ВТБ 24) = ½ * 8 * 4 +½ * 4* 4+½ * 5 * 4+½ * 5 * 4=44;
S (ГПБ) = ½ * 8 * 3 +½ * 4* 3+½ * 5 * 3+½ * 5 * 3=42,5;
Вывод: наиболее конкурентоспособными являются услуги, предоставляемые
Банком
УралСиб в основном это достигается
за счет более высокой процентной
ставки по вкладу. Сбербанку России следовало
бы повысить % ставку в целях повышения
конкурентоспособности.
Ценовая политика коммерческого банка5 — это установление такого уровня цен на банковские услуги, которые, будучи реализованными, обеспечат получение оптимальной прибыли.
В рыночной экономике в основе ценообразования лежат свободные договорные цены на банковские услуги, которые определяются рынком через механизм спроса и предложения. Но и спрос, и предложение регулируются теми распределительными отношениями, которые складываются в экономике.
Коммерческий банк проводит ценовую политику, выбирая и реализуя ту или иную стратегию развития самостоятельно, но на его действия оказывает влияние общая денежно-кредитная политика ЦБ России. ЦБ определяет политику по отношению к валютному курсу, рефинансированию банков, проводит процентную политику по операциям банка России, устанавливает обязательные резервные требования и осуществляет операции на открытом рынке, — все это не может не отражаться на выборе конкретного банка. Ценовая политика проявляется как в привлекаемых, так и в размещаемых денежных ресурсах. Характерной особенностью российских банков является то, что подавляющее число их родилось и окрепло в условиях высокой инфляции, приучилось жить на изобилии дешевых или даровых финансовых ресурсов.
Как правило,
любой банк при продаже своего
продукта преследует всегда несколько
целей, выполнить которые можно
в кратко-, средне- и долгосрочной
перспективе. Различные целевые
параметры, например прибыль, оборот или
доля участия на рынке, по-разному
реагируют на данный уровень цен.
Любой банк взвешивает свои возможности
и находит оптимальное с его
точки зрения решение относительно
ценовой политики. При определении
целей ценовой политики всегда учитывают
денежную политику, проводимую ЦБ России.
Однако здесь кроется некое
2. Восстановление ликвидности банковской системы. С этой целью российские банки были разбиты на четыре группы для осуществления санации и государственной поддержки (см. таблицу 19.6). В первой категории было выделено два подразделения — общее и региональное.
При определении цены важное значение имеет установление спроса на исследуемый товар, его величины, динамики и расчет показателей эластичности спроса относительно цены по товару. Как правило это делается путем замеров и построения кривой спроса.
Таблица 13
Года | Объем вкладов, руб. | Средняя процентная ставка | Эластичность спроса |
2004 | 635678 | 7 | |
2005 | 698723 | 8 | 0,0142 |
2006 | 724531 | 7,5 | 0,0092 |
2007 | 838638 | 8 | 0,042 |
2008 | 897234 | 8,2 | 0,0437 |
Рис. 11 Кривая эластичности спроса
Коэффициент эластичности спроса меньше 1, это значит, что спрос неэластичен- процентная ставка по вкладам не сильно влияет на объем вкладов в банк, так как условия вкладов не ограничиваются лишь процентной ставкой.(срок вклада, возможность досрочного изъятия без потери доходности, возможность пополнения, возможность частичного снятия).
Важно определить издержки на банковские услуги, или себестоимость. Когда этого сделать нельзя, издержки определяют по группе важнейших видов банковских операций. В экономической литературе себестоимость банковских услуг часто называют внутренней стоимостью банковских операций.
Внутренняя
стоимость банковских операций может
считаться аналогом себестоимости
с некоторой долей условности,
что связано со спецификой образования
этого показателя. В себестоимость
обычных товаров стоимость
Конкретно же рассчитать или прокалькулировать все банковские операции пока ни методологически, ни практически невозможно. Применяется укрупненный счет расходов банка, практически отсутствует общепринятая методология цен, тарифов за отдельные операции, которые проводят банки (тарифы на совершение международных операций на внутреннем валютном рынке, операций с еврооблигациями, операций с облигациями внутреннего валютного государственного займа, операций с ГКО и ОФЗ, использование системы «клиент — банк» и др.). Определение внутренней стоимости отдельных банковских услуг производится чисто в аналитических целях. Для того чтобы определить локальные показатели внутренней стоимости банковских групп делят все расходы (в основном связанные с активными операциями, поскольку банку необходимо определить цену продажи, а не покупки денег) на прямые и косвенные. Прямые расходы — это те, что непосредственно относятся к проведению определенной операции или групп банковских операций; косвенные — это общебанковские расходы, которые включают основную долю непроцентных расходов, включая налоги, относимые на затраты
Чтобы подробно проанализировать структуру расходов банка, разделим все расходы на две основные группы:
-процентные расходы, которые включают начисленные и уплаченные проценты в рублях и в валюте.
-непроцентные расходы, которые включают:
1) операционные расходы, в том числе:
— почтовые и телеграфные расходы по операциям клиентов;
— уплаченная комиссия по услугам и корреспондентским счетам;
— расходы по валютным операциям;
2) расходы
по обеспечению
— на содержание аппарата управления;
— на хозяйственные расходы (амортизационные отчисления, арендная плата и т.д.);
3) прочие расходы, в том числе:
— штрафы, пени, неустойки уплаченные;
— проценты и комиссия прошлых лет.
Таблица 14 Структура расходов банка
Процентные расходы | |
1. Проценты по остаткам на расчетных и текущих счетах | 8456654 |
2. Проценты, уплаченные по срочным ресурсам | 4653321 |
Непроцентные расходы | |
3. Резервы под кредитные риски и обещание ценных бумаг | 356732 |
4. Операционные расходы | 345634 |
5.
Расходы на содержание |
938945 |
6. Переоценка валютных счетов | 1196287 |
7. Прочие | 4542432 |
Итого | 20490005 |
Сравним процентные ставки банков, на вклады на различные сроки.
Таблица 15 Максимальные процентные ставки по вкладам
Сбербанк России | Альфа-банк | УралСиб | ВТБ 24 | ГПБ |
1 месяц | ||||
6,25 | - | - | 12,15 | 6,5 |
3 месяца | ||||
7 | 11,1 | 13 | 13,5 | 9,5 |
6 месяцев | ||||
8,75 | 12,83 | 14,25 | 14,25 | 11 |
12 месяцев | ||||
11 | 13,8 | 14,6 | 13,55 | 12 |
1,5 года | ||||
11,75 | 14,88 | 13 | 13 | 12,2 |
2 года | ||||
12,25 | 16,05 | 13,2 | 13,45 | 11,5 |
3 года | ||||
13,25 | 14,5 | 5 | 12,65 | 11,75 |
Сравнив
процентные ставки банков-конкурентов
можно сделать следующие
На вклады сроком на 1 месяц наибольшая процентная ставка у банка ВТБ 24 =12,15% в то время как у Сбербанка России, она практически в два раза ниже и составляет 6,25 %.
Сроком на 3 месяца наибольшая процентная ставка у банка ВТБ-24, составляет 13,5 %, что в два раза больше ставки Сбербанка России. Лидерство по величине % ставки по вкладам на 6 месяцев разделяют банк УралСиб и ВТБ 24 (14,25%). Наибольшая ставка у вклада на 12 месяцев у банка УралСиб(14,6%), Ставка Сбербанка России ниже на 3,6%
и составляет 11 %. На вклады сроком 1,5 года ставка Сбербанка России так же меньше чем у остальных банков. Нужно отметить что на длительные сроки % ставки у банков конкурентов уменьшаются, а Сбербанк России наоборот, устанавливает большую % ставку.
Однако,
несмотря на не самые выгодные условия
вложения средств, депозиты Сбербанка
не перестают пользоваться спросом
у вкладчиков. Причины тому: и
многолетняя стабильная работа банка,
придающая ему надежности в глазах
клиентов, и разветвленная филиальная
сеть – крупнейшая в стране, дающая
банку дополнительные преимущества
перед остальными кредитными организациями.
Поэтому Сбербанк не испытывает необходимости
в искусственном завышении
При решении вопросов о назначении процентных ставок по депозитам руководство банков сталкивается с достаточно заурядной дилеммой: для привлечения и удержания вкладов клиентов банки должны обеспечивать им высокие процентные доходы, но также должны избегать слишком высоких процентных ставок, которые могут поглотить любые прибыли, получаемые от использования привлеченных ресурсов. Жесткая конкурентная борьба за депозиты усложняет решение этой проблемы, поскольку конкуренция ведет к росту процентных издержек по депозитам и одновременно снижает ожидаемые прибыли от оборота привлекаемых средств.
Отдельные банки оказывают незначительное влияние на процентные ставки как по активным, так и по пассивным операциям. Рынок, а не отдельный банк в конечном счете устанавливает уровень всех цен. Поэтому руководство банка должно решать, желает ли оно привлечь больше депозитов, прелагая вкладчикам по крайней мере определенную рынком цену, или же оно стремится избавиться от депозитов, предлагая клиентам депозиты на условиях хуже рыночных. Решение этой проблемы зачастую зависит от того, каких приоритетов в настоящий момент придерживается руководство, как сориентировано оно работать: на массу прибыли (рост как депозитной базы, так и объемов размещаемых средств) или на норму прибыли (дешевые привлеченные ресурсы и дорогие размещения).
Для Сбербанка России выберем ценообразование по методу предельных издержек (цена должна учитывать предельные издержки (дополнительные расходы, связанные с привлечением новых средств).
Процентная ставка по вкладу будет определяться главным образом ставкой рефинансирования ЦБ РФ. Порядок начислений процентов устанавливаться исходя из срока вклада, минимального первоначального взноса, а так же в зависимости от того в какой валюте производится вклад.
Для нашего банка выбираем стратегию дифференцирования.
Стратегия
дифференцированного
Вклады до востребования, срочный, с ежемесячной выплатой процентов, целевой на детей, срочные депозиты, а также сберегательные вклады и др. В случае привлечения (размещения) банком денежных средств на срок менее одного дня проценты начисляются за количество часов (минут) фактического пользования денежными средствами в течение дня. Широко практикуется привлечение банками средств во вклады (депозиты), а также в межбанковские кредиты овернайт со сроками 3,7,21 день, 3 месяца. Ставки по долгосрочным кредитам от 1 года до 3 лет обычно ниже, чем по краткосрочны. Долгосрочные кредиты предоставляются в рублях и долларах США.
Ставки
по депозитам и вкладам самые
низкие у Сбербанка РФ. Вклад
до востребования — 2% — годовых
выгоден Сбербанку, поскольку
в результате
Дифференциация ставок по кредитным и депозитным процентам через систему скидок осуществляется следующим образом:
— скидки
первоклассным заемщикам в
— сезонные надбавки (скидки), связанные с кредитованием сельского хозяйства и завозом товаров;
— прочие
функциональные скидки для участников
финансовой группы. Следующий вид
дифференцированного
— предоставления налоговых льгот (налоговые льготы при обложении дохода от ценных бумаг и лизинговые операции);
— применение так называемой плавающей ставки.
Дифференциация ставок по кредитам и депозитам по степени свобод их определения:
— процентные ставки, подверженные непосредственному регулированию ЦБ РФ: ставка рефинансирования; штрафные ставки;
— регулируемые Сбербанком РФ (единые по всей России ставки Сбербанка РФ по депозитам и вкладам в рублях и в валюте);
— рыночные процентные ставки: размещаемые посредством аукционных торгов (кредитные аукционы); определяемые по межбанковским операциям; свободно определяемые каждым банком.
В общем виде перечень возможных сбытовых каналов для услуг Сбербанка России выглядит следующим образом:
• собственные каналы сбыта:
— головное отделение;
— территориальные управления, филиалы, отделения (в том числе передвижные);
— банковские представительства;
— банковские автоматы (денежные автоматы и многофункциональные терминалы);
Стимулирование работников банка предполагает:
-поощрение усилий сотрудников банка по оказанию банковских услуг,
-поощрение
к улучшению обслуживания
-поощрение
к совершенствованию
Среди методов стимулирования персонала необходимо выделить:
-денежные премии,
- подарки,
- дополнительные отпуска,
- моральное
поощрение и др.
Банковскую рекламу можно определить как целенаправленное информационное воздействие, в ходе которого потенциальные потребители информируются о наборе предоставляемых финансовых услуг, формируется и поддерживается репутация банка, создаются и поддерживаются взаимопонимание, расположение и сотрудничество между банком и контрагентами.
Специфика банковской рекламы обуславливается особенностью
банковских услуг - отсутствием их материально вещественного воплощения, а также той ключевой ролью, которую играет такая категория, как доверие, в
банковской деятельности.
Одна из центральных проблем продвижения банка в целом и
планирования банковской рекламы в частности - стандартность,
максимальная унифицированность банковских услуг и, как следствие,
сходство банков. Все участники рынка предоставляют своим клиентам
примерно одинаковый набор услуг на аналогичных условиях. Основной
причиной этого является жесткое государственное регулирование
банковского сектора и неизменность природы денег. Важно и то, что
современные клиенты банков хорошо представляют себе возможности
банковской системы в целом. В этой связи в современной банковской
рекламе вместо досконального перечисления услуг и подробного описания условий, на которых они предоставляются, все чаще можно встретить формулировку, содержащую все виды банковских услуг.
Таким образом, первой задачей представления образа банка является
определение его характера и выделение его в сознании потребителя.
Существует несколько основных
путей формирования
образа
банка и его успешного
Традиционно рекламный (чистый) креатив. Заключается в поиске
нестандартных решений представления стандартных банковских услуг и
ассоциации образа банка с чем-либо не банковским (спорт - "новые
достижения", автомобили - "скорость обслуживания" и пр.). Данный путь является достаточно перспективным, но и наиболее рискованным.
Необходимым условием использования такого подхода является тщательное
тестирование, отбор и проверка рекламных идей на представителях целевой
аудитории банка.
Акцент на современные банковские технологии (системы передачи
данных, Internet и пр.) успешно эксплуатируется банками на современном этапе. Такой подход представляется практически беспроигрышным, однако, через год-два это может стать классикой банковской рекламы.
Перенос основного акцента с услуг и технологий на рекламу персонала,
сотрудников банка. Есть все основания полагать, что реклама банка через призму компетентного и открытого персонала - завтрашний день российской банковской рекламы.
Для Сбербанка России приемлемыми были бы следующие рекламные средства:
Один
из главных принципов действия Рекламы
в периодической печати является
принцип добровольности. Важную роль
в потреблении газетной рекламы
играет ее привычность. Безусловно, плюсом
газетной рекламы является ее ненавязчивость.
Она не перебивает информационный поток,
как на радио или ТВ. Люди читают
ее исключительно по собственной
воле. Следующий принцип, на который
опирается газетная реклама –
принцип постоянного
Изобразительная
реклама использует принцип напоминания.
Потребители, увидев изобразительную
рекламу, видят только основную информацию,
например, название бренда или компании.
Запоминая это название, потребитель
затем может интересоваться подробней
особенностями продвигаемого
Грамотно разработанный Фирменный стиль (руководство по его использованию называют Guideline), создает и укрепляет образ компании или бренда у целевой аудитории. Компания приобретает визуальную уникальность, которая в свою очередь помогает выделить Ваш бренд среди конкурентов. При каждом контакте с Вашей целевой аудиторией, крайне важно использовать все возможные и доступные инструменты, для укрепления в сознании потребителей, Вашего бренда или компании. Именно с такого мощного инструмента как Фирменный стиль, необходимо начинать завоевание умов и сердец потенциальных клиентов.
У
каждого человека есть возможность
через всемирную сеть почерпнуть
для себя максимальный объем необходимых
сведений, затратив на поиск нужной
информации минимум времени.
Газеты и журналы активно используют интернет
в своей работе: для удобства региональных
читателей редакторская и рекламная информация
дублируется на интернет-сайте. Но, по
наблюдению сотрудников отделов рекламы
и PR, «наличие сильного сайта для издания
– это не инструмент привлечения новых,
а скорее – удержания старых и укрепление
их лояльности путем предоставления дополнительного
сервиса».
Плюс интернета и в том, что после того
как информация об объектах недвижимости
начинает размещаться не только в печатной
версии журнала, но и на сайте издания
во всемирной сети, количество рекламодателей,
особенно зарубежных, увеличивается.
Определим
информацию, которую нужно сообщить
потенциальным потребителям о товаре,
предприятии или
Итак, основными мотивами рекламы Сбербанка является привлечение новых потребителей и поддержание имиджа надежного и стабильного банка.
Рис. 12 Сайт Сбербанка России
Сайт легок в
использовании даже не продвинутому
пользователю, интуитивно понятен. Аналитический
материал написан доступным языком.
Хорошо структурирован. Вкладчику не
составит труда найти необходимую
ему информацию по интересующему
его вкладу. При наведении кнопкой
мыши на топик Вклады, всплывает
окно, напоминающее клиенту или потенциальному
клиенту о надежности и выгодных
условиях вкладов.
Рис. 13 Сайт Уральского банка Сбербанка России
Сайт Уральского банка Сбербанка России выполнен в цветовом решении, соответствующем прошлому фирменному стилю Сбербанка России, выполненному в темно-зеленом цвете. Это связано с тем, что филиалы еще не успели отреагировать на введение нового фирменного стиля, начавшегося с 14.12.09. Ребрендинг поможет организации привлечь новых клиентов – считает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.
Рис. 14 Рекламный плакат
Ркламный плакат изображенный на рисунке выполнен в фирменном стиле Сбербанка России с указанием реквизитов. Плакат напоминает потенциальным клиентам о том что Сбербанк России обеспечит надежную сохранность их вкладов. Спокойная цветовая гамма вызывает ощущение спокойствия, стабильности и уверенности.
Так как слоган Сбербанка России «Всегда рядом», то верным решением будет размещение плакатов относящихся к тематике предстоящих праздников, например в канун Нового года. Сбербанк поздравляет постоянных и потенциальных клиентов, а так же напоминает о себе. Плакат может выглядеть следующим образом(Рис.)
Рис. 15 Рекламный плакат, тематический.
Так же интересным рекламным решением будет размещение реклам в виде последовательно размещенных баннеров вдоль дорог, первым будет баннер, изображенный на рисунке, надпись «146 дней- и в отпуск» звучит интригующе, зрителю вспоминается предыдущий хорошо проведенный отпуск, или тот факт что он совсем заработался и пора бы отдохнуть, но средств на отдых мечты пока нет, и вот здесь, на этой мысли его встречает второй баннер, изображенный на рисунке который сообщает о вкладе с не
менее
интригующим названием «Особый»
Рис. 16 Баннер №1
Рис.
17 Баннер №2
Для объявления в газетах будут использованы следующие слоганы:
Рекламу в газете можно представить следующим образом:
Рис.
18 Рекламное сообщение
в газете.
. Визуально реклама привлекает к себе внимание сочным зеленым цветом и обилием изображений людей с счастливыми лицами. Слоганы помогают расположить к компании потенциального потребителя. Такая форма рекламы должна привлечь клиентов, хотя бы потому что в рекламе указано что банк предоставляет 22 вида вкладов, это означает что ассортимент услуг по вкладам довольно широк, а значит потенциальный клиент вправе рассчитывать на то что подберет для себя оптимальный вариант вклада.
Процессы, происходящие в банковской рекламе носят сезонный характер и зависят от потребительской активности как на рынке в целом, так и среди населения. Банковская реклама признана быть действенным инструментом для привлечения клиентов, а сложившаяся конкурентная среда и качественные изменения, произошедшие на рекламном рынке, требуют более профессионального подхода к планированию кампаний.
О сезонности
затрат на рекламу говорить сложно,
поскольку трудно учесть такие факторы,
как время планирования рекламного
бюджета и скидки для различных
видов медианосителей. Единственное,
что можно отметить — затраты
банков на рекламу в начале каждого
года носят остаточный характер, поскольку
рекламные бюджеты в
График, представленный на рисунке 7 наиболее наглядно изображает сезонные процессы, происходящие в ряду динамики рекламной активности банков в медиа. Рекламный год начинается наименьшей активностью банков в рекламе, что, как уже было сказано, вызвано, вероятнее всего, еще не утвержденным рекламным бюджетом.
Рис. 19
Затем число выходов банковской рекламы постепенно нарастает до марта-апреля, после чего происходит спад, в июне наблюдается небольшое усиление рекламной активности, а к августу число выходов банковской рекламы падает до минимума.
Октябрь, ноябрь и декабрь — месяцы апогея рекламной активности банков в медиа, именно в конце года банки скидывают на потребителей наибольший поток информации о своей деятельности.
Подобного
рода сезонность в первую очередь
обусловлена востребованностью
банковских услуг в соответствующие
периоды. Вообще, рекламная активность
большинства крупных банков —
плановая. Они все сильнее
Стоимость рекламы:
1) Газета «Курьер». Стоимость одного рекламного цветного модуля с учетом НДС (4,8 х 2,4 см) – 1200руб. Нам требуется 1 модуль. Размещение на первой полосе – 3000руб.
2) Газета «Экстра». Стоимость одного рекламного модуля с учетом НДС (4,8 х 2,4 см) – 500 руб. Понадобится один модуль.
3) Газета
«Евразия». Стоимость одного
1800 руб.
с учетом НДС. Понадобится
4) Рекламное агентство «Оберон». Размещение наружной рекламы на щите сити-формат (1,2 x 1,8 м.) – 4000 руб. (за сторону), щиты 3 х 6 – 10000 руб. (за сторону) Понадобится 8 щитов 3х6 и 10 щитов сити-формата.
По
расходам на месяцы можно (таблица 21)
составить предположительную
Таблица 21.
Таблица 16
Расходы | ||
Месяц | Рекламный щит | Реклама в газеты |
Январь | 18000 | 3000 |
Февраль | 18000 | 3000 |
Март | 22000 | 3500 |
Апрель | 28000 | 4000 |
Май | 24000 | 4000 |
Июнь | 28000 | 4500 |
Июль | 28000 | 4500 |
Август | 24000 | 4500 |
Сентябрь | 24000 | 4000 |
Октябрь | 28000 | 7500 |
Ноябрь | 32000 | 8000 |
Декабрь | 32000 | 9800 |
Миссия Банка:
Наша
миссия определяет смысл и содержание
деятельности Банка, подчеркивая его
важнейшую роль в экономике России.
Наши клиенты, их потребности, мечты
и цели есть основа всей деятельности
Банка как организации. Миссия Банка
также устанавливает
Высокие цели Банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.
Наши ценности:
Наши
ценности определяют тот набор правил,
критериев и требований, которые
мы предъявляем к каждому
Правила Банка:
Для клиентов
Для сотрудников
Для акционеров и инвесторов
Для общества
Маркетинг является важнейшей функцией банковской деятельности, определяющей стратегию банка в продвижении банковских продуктов на рынок финансовых услуг. Использование маркетинга как инструмента конкурентной стратегии является обязательным элементом в работе с клиентами. Понятие маркетинга тесно связано с продуктом (услугой), так как конечной целью банковского маркетинга является его успешная реализация.
Свою
специфику имеет организация
маркетинга в банках, имеющих разветвленную
сеть отделений и филиалов. Филиалы,
как правило, лишены возможности
проводить исчерпывающие
Основными
функциями банковского
— прогнозирование спроса и реальных заказов клиентов на услуги банка;
— информирование о всех претензиях клиентов к качеству и срокам исполнения предоставляемых услуг;
— координация сбыта, рекламы, продвижения услуг банка на рынок;
— анализ прибыли от реализации различных услуг;
— сбор и обработка информации о рынке, структуре и динамике спроса на банковские услуги;
— прогноз объема продаж по каждому виду услуг и прогноз прибыльности;
— услуги розничного рынка;
— подготовка предложений по стимулированию сбыта услуг средствами (рекламы и информации;
— разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих планов маркетинговой деятельности;
— формирование спроса и заказов.
Структура маркетинговой службы банка представлена на рис.
Рис. 20 Структура маркетинговой службы банка
В маркетинговой деятельности выделяют также потенциальный спрос на банковские услуги, играющий большую роль в оценке перспектив развития банка.
Изучение
спроса тесно связано с определением
«зон влияния банка», т.е. условной границей,
в рамках которой банк или его
филиал планирует с различной
интенсивностью проведение маркетинговых
мероприятий. Такие зоны могут классифицироваться
по территориальному, отраслевому, демографическому
или иному другому признаку. Так,
по географическому признаку, как
показывает практика наиболее успешно
работающих банков, в зону непосредственного
влияния рекомендуется включать
не менее 15 — 25% всех клиентов, расположенных
на прилегающей к банку
Проведем SWOT – анализ, который раскрывает общее внутрифирменное положение (слабые и сильные стороны предприятия) и показывает возможности и опасности внешней среды. Выделим основные сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для нашей фирмы, и представим полученную информацию в виде следующей таблицы:
Таблица 17 Матрица SWOT-анализа СБ РФ
Силы | Слабые стороны |
S1
– Работа с клиентами: опыт
массового обслуживания
клиентов, обширная клиентская база. S2 – Персонал: высокий профессиональный уровень сотрудников, хорошо развитая корпоративная культура. S3 –
Репутация банка: кредитный инвестиционного уровня, высокая репутация банка. |
W1 – Управление:
консерватизм системы и
управления,
высокий уровень W2 –
Организационная структура: громоздкость структуры. Невозможность принимать
оперативные решения в W3 – Кадровая политика: текучесть кадров на низших должностях. |
Возможности | Угрозы |
O1
– Кредитование физических лиц: потребительских кредитов. O2 – Кредитование юридических лиц, инвестирование: рост инвестиционной активности предприятий. O3 – РЦБ: перспективы работы на расширяющемся РЦБ. |
T1 – Региональные
банки: развитие региональных
банков.
T2 –
Рискованность: высокие темпы
роста не только объемов данных операций. T3 – Экономический кризис: высокая вероятность возникновения экономического кризиса зарубежом,его негативное влияние на российскую экономику. |
Проведем оценку значимости параметров анализа.
Параметр
S1. Сбербанк, безусловно, имеет огромный
опыт по массовому обслуживанию клиентов.
В будущем, в условиях роста спроса
на банковские услуги среди населения
и организаций, этот опыт будет иметь
сильное влияние на деятельности
банка. Однако в перспективе крупные
банки-конкуренты также смогут качественно
и эффективно обслуживать клиентов,
что несколько снизить значение
данного параметра для
Параметр S2. С развитием банковского рынка в РФ значимость профессионализма возрастает, это относится ко всем сферам деятельности банка, в том числе к кредитованию и деятельности на рынке ценных бумаг.
Параметр S3. Высокий кредитный рейтинг в настоящем не имеет большого значения с точки зрения клиентов, в частности в силу малой распространенности этой информации в среде широкого потребления. Со временем, с повышением финансовой грамотности населения, влияние этой информации возрастет, однако нельзя с высокой определенностью судить об этом параметре в перспективе, во-первых, в силу фактора времени прогноза, во-вторых, в виду увеличения в стране банков с достаточно высоким международным рейтингом.
Параметр W1. Консерватизм системы и бюрократизация банковского обслуживания в настоящем имеет относительно низкое влияние. Причиной этому служит явное лидерство Сбербанка, его авторитет среди население. Но в будущем и перспективе этот параметр может существенно снизить конкурентоспособность банка в силу развития конкурентов, работа которых в меньшей степени подчинена строгой системе.
Параметр
W2. Организационная структура
Параметр W3. Текучесть кадров может привести со временем к нехватке рабочей силы
Параметр O1. Кредитование является одним из основополагающих видов банковской деятельности, расширение рынка потребительского кредитования, в т. ч. ипотеки, на фоне относительного роста финансовой обеспеченности населения, ведет к росту возможностей прибыльной деятельности на этом рынке.
Параметр O2. Инвестиционное кредитование предприятий с учетом его сроков раскрывает широкие возможности в основном в перспективе.
Параметр O3. Развивающийся рынок ценных бумаг будет иметь особое значение для деятельности банка в перспективе.
Параметр T1. Развитие региональных банков в настоящее время не представляет собой большой угрозы для Сбербанка и московских банков в целом. Однако следует отметить достаточно высокие темпы развития данного сегмента, включение ряда банков в национальные рейтинги крупнейших коммерческих банков, что впоследствии приведет к усилению регионального сегмента.
Параметр T2. Большой объем кредитования населения на длительный срок при нестабильной внутренней и внешней политической и экономической ситуации обуславливает рост рискованности кредитования.
Параметр T3. Интеграция российской банковской системы в мировую экономику повышает значение влияния возможного кризиса на отечественную экономику, однако определенность данного параметра нельзя оценивать с высокой точностью.
Проектирование стратегий на основе разработанной ранее SWOT-матрицы осуществляется следующим образом.
На основе ранее созданной SWOT-матрицы спроектируем стратегии четырех типов:
- стратегии вида SO – силы-возможности.
- стратегии вида ST – силы-угрозы.
- стратегии вида WO – слабости-возможности.
- стратегии вида WT – слабости-угрозы.
В таблице 2 представлены разработанные стратегии, для каждой их них указана сокращенная запись параметров, из которых образована стратегия. При этом использованы наиболее значимые факторы.
Таблица 18. Стратегии, разработанные на основе данных SWOT-анализа
стратегии вида SO | стратегии вида WO |
SO1:
S1 S2 O1 O2 – Расширение масштабов
работы с частными лицами и
корпоративными клиентами, области, ориентация на мировой опыт работы в данном секторе. SO2: S2 S3
O2 O3 – Увеличение величины обеспечивает
перспективность и работы зарубежных инвесторов и банков со Сбербанком. |
WO1: W2 O1 O2 – Повышение
свободы принятия решений на
местах в части кредитования
физ. лиц,
индивидуальных
предпринимателей, малого бизнеса. С
этой целью целесообразно информационную базу Сбербанка WO2: W1 W3 – Снижение требований к операционно-кассовым работникам, предоставление возможности карьерного роста, в частности, при работе на РЦБ. |
стратегии вида ST | стратегии вида WT |
ST1:
S1 S2 T1 T2 – Снижение рискованности
операций путем использования
в работе обширной
информационной
базы по клиентам, а также опыта
сотрудников при экспертных оценках
фин.состояния клиентов. Профессионализм
и опыт работы помогут снизить
негативное влияние возможных ST2: S1 S3
T1 – Использование главных |
WT1: W1 W2 T2 – Совершенствование
системы
управления, ее динамичности и гибкости, сохраняя при этом возможность снижения рисков за счет масштабных ресурсов WT2: W3 T1
– Путем повышения зарплаты
и улучшения социального |
Основные три стратегии Майкла Портера6, с помощью которых организации достигают преимуществ в конкуренции и берут верх над своими корпоративными противниками. Выбор стратегии должен быть основан на сильных сторонах фирмы и слабостях настоящих и будущих конкурентов. Секрет заключается в выборе той стратегии, которая способствует усилению вашей фирмы в той области, где ваши конкуренты слабее. Вот эти три стратегии:
Стратегия ценового преимущества.
Данная
стратегия предельно проста. Чтобы
добиться успеха компания должна снизить
издержки и стать лидером по этому
показателю в своей отрасли. Но быть
самой экономной компанией в
отрасли не простая задача. Во-первых,
для этого придется использовать
все самое современное
Стратегия дифференцирования покупателя. В основе дифференциации раньше лежала концепция уникального торгового предложения. Сейчас это уже не так. В принципе, при грамотном маркетинге продукт компании может быть типичным представителем отрасли, но в умах потребителей он будет особенным. Дифференциация, как раз и заключается в том, чтобы занять уникальное место в умах потребителей, оперирую каким-нибудь уникальным свойством продукта.
Дифференциация
однако может относиться не только
к самому продукту или маркетингу,
но и к системе сбыта и прочему.
Эта стратегия позволяет
Стратегия фокусирования. Стратегия фокусирования заключается в том, чтобы выбрать определенный сегмент в отрасли и нацелится исключительно на него, чтобы эта определенная группа покупателей выделила компанию на фоне конкурентов. Соответственно, задача компании выглядеть привлекательно именно для этого сегмента покупателей.
Итак, взвесив все сильные и слабые стороны Сбербанка России, проанализировав ситуацию во внешней среде, можно сделать вывод, что для стабильного функционирования Сбербанка России, необходимо совмещать несколько стратегий. В текущем Можно предложить уделить особое внимание сегментам, рассмотренному нами в предыдущих главах. Так же можно воспользоваться стратегией дифференциации, разработав специфическую особенность для наших услуг, которые бы выделяли ее среди других банков.
Наименование маркетинговых инструментов | Мероприятия по использованию инструментов в стратегии | Ответственный исполнитель | Срок выполнения |
Подпрограмма “Товарная политика” | |||
Качество услуг | Добиться повышения. При этом необходимо не допустить ситуации, при которой клиент недоволен оказанием услуги (ошибки операторов, переплата и другие). | Менеджер | 31.06.2010г.
Так как повышение качества услуг не является главной целью фирмы, то этот вопрос будет решаться до указанной даты. |
Дифференциация услуг | Увеличить количество услуг, разнообразив их. | Маркетолог | 31.12.2010г.
Так как дифференциация услуг не является главной целью фирмы, то этот вопрос будет решаться до указанной даты. |
Наименование маркетинговых инструментов | Мероприятия по использованию инструментов в стратегии | Ответственный исполнитель | Срок выполнения |
Доля рынка | Оставить все на прежних местах, реализуя и усовершенствуя имеющуюся услугу. | Директор, маркетолог | До выхода страны
из кризиса.
Фирме опасно выходить на новые доли рынка, зная, что надвигается вторая волна кризиса и количество конкурентов очень большое. |
Подпрограмма “Ценовая политика” | |||
Повышение % ставки по вкладам | Повысить | Директор, главный бухгалтер | 31.12.2010г.
С целью увеличить спрос было предложено повысить процентные ставки до конца следующего года. Увидев реакцию покупателей и оценив ситуацию, в дальнейшем можно будет принять конкретное решение по использованию скидок. |
Подпрограмма “Коммуникационная политика” | |||
Реклама | Использовать следующие виды рекламы: рекламные щиты и реклама в газетах. | Маркетолог | 31.12.2010г.
С целью увеличить спрос было предложено внедрить рекламные программы, до конца следующего года. Увидев реакцию покупателей и оценив ситуацию, в дальнейшем можно будет принять конкретное решение по использованию скидок. |
В ходе курсовой работы были проведены маркетинговое исследование, товарно-марочный анализ, формирование ценовой политики для банковских вкладов для физических лиц, предоставляемых Сбербанком России.
Благодаря
анкетному опросу были получены сведения
о дополнительных услугах, которые
следует предоставлять
Для Сбербанка России был определен целевой сегмент – выявлены потенциальные потребители. Также было проведено позиционирование услуги на рынке, что позволило выявить свободные ниши.
Относительно ценовой политики, было выбрано ценообразование по методу предельных издержек (цена должна учитывать предельные издержки (дополнительные расходы, связанные с привлечением новых средств).
Для предприятия была разработана рекламная компания.
В данной работе отражена необходимость и особенности применения в сфере банковских услуг таких рекламных средств, как рекламный щит и реклама в газетах..
На
основе всей имеющейся информации была
разработана стратегия
1. Г.Л.Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн Маркетинг: учебник – 3-е издание, переработанное и дополненное С.-П.: Питер Пресс,2007.-733с.
2.Статистический ежегодник Республики Башкортостан. Статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по РБ. Уфа, 2009.
3. http://market-pages.ru/
4. http://www.987.su/
5. http://www.patent-rf.ru/
6. http://www.sbrf.ru/
7. http://www.uralsbank.ru/
8. http://www.bankirsha.com
9. http://www.gks.ru/
10. http://www.patentovedus.ru/
11 http://www.marketing.spb.ru/
Образец заявления для регистрации товарного знака7
|
Бланк заявки ТЗ /зарег. Минюстом 2003, рег. № лист 1
(591)
Цвет или цветовое сочетание:
(если испрашивается регистрация знака в цветном исполнении) | |||
☐ (551) коллективный знак ☐
(554) объемный знак ☐
(556) звуковой знак ☐
☐ (557) обонятельный знак ☐ (558) знак, состоящий исключительно из одного или нескольких цветов ☐
(526) Неохраняемые элементы | |||
(511)
Товары и (или) услуги, для которых
испрашивается регистрация | |||
Класс | Наименование товаров и (или) услуг | ||
* Если перечень не умещается в отведенной графе, то он полностью приводится на отдельном листе (в 2-х экз.) в качестве приложения к заявке | |||
Перечень прилагаемых документов: | кол-во л.
в 1 экз. |
кол-во
экз. | |
☐ документ об уплате пошлины в установленном размере | |||
☐ комплект фотографий (типографских оттисков) заявляемого обозначения | |||
☐ устав коллективного знака, если заявка подается на коллективный знак | |||
☐ перевод на русский язык документов, прилагаемых к заявке | |||
☐ доверенность, удостоверяющая полномочия патентного поверенного | |||
☐ перечень товаров и услуг, если он приводится в приложении | |||
☐ ходатайство о выделении заявки из первоначальной заявки | |||
☐ другой документ
(указать) |
|||
Дополнительные сведения | |||
☐ свидетельство
№ | |||
| |||
Подпись | |||
Подпись
заявителя или патентного поверенного;
дата подписи
(при подписании от имени юридического лица подпись руководителя удостоверяется печатью) |
Бланк заявки ТЗ/зарег.
Минюстом