Развитие маркетинга в оптовой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание

Возникновение маркетинга тесно связано с возникновением обмена и рынка. Маркетинг – это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых – удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Основу деятельности маркетинга составляют такие понятия, как разработка товара, исследования, налаживание коммуникации, организация распределения, установление цен, развертывание службы сервиса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие оптовой торговли…………………………………………….4
2. Маркетинг в оптовой торговле…………………………………….…10
3. Маркетинговые решения в оптовой торговле…………………...…..13
Заключение…………………………………………………………………..21
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

развитие маркетинга в оптовой торговле россии.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

Товарный ассортимент  и комплекс услуг. «Товаром» оптовика является предлагаемый им ассортимент. На оптовиков оказывают сильное давление, чтобы они предлагали полный ассортимент и поддерживали достаточные запасы товаров для немедленной поставки. Но это может отрицательно сказаться на прибылях. И сегодня оптовики вновь задумываются над тем, каким количеством ассортиментных групп товаров заниматься, и отбирают только наиболее выгодные для себя товарные группы.

Одновременно оптовики снова задумываются над тем, какие именно услуги помогают добиваться наиболее тесных отношений с клиентами, а от каких услуг следует отказаться или сделать их платными. Основное - сформировать четко выраженный комплекс услуг, наиболее ценных с точки зрения клиентов.

Цены. Для покрытия своих издержек оптовики обычно производят определенную наценку, скажем 20%, на первоначальную стоимость товаров. Издержки могут достигать 17% суммы валовой прибыли, и тогда чистая прибыль оптового торговца составит всего около 3%. В оптовой торговле бакалейно-гастрономическими товарами чистая прибыль часто не достигает и 2%. Оптовые торговцы начинают экспериментировать с новыми подходами к проблемам ценообразования. Они, например, могут сократить размеры чистой прибыли на какие-то товары, чтобы завоевать себе больше нужных клиентов. Они могут обратиться к поставщику с предложением установить низкую льготную цену, если у них есть возможность добиться благодаря этому увеличения общего объема сбыта товаров этого поставщика.

Методы стимулирования. Большинство оптовых торговцев не слишком задумываются о стимулировании. Использование ими рекламы на сферу торговли, стимулирования сбыта, пропаганды и методов личной продажи носит в основном случайный характер. Особенно отстает у них техника личной продажи, поскольку оптовики до сих пор рассматривают сбыт как переговоры одного коммивояжера с одним клиентом, а не как коллективные усилия по обеспечению продаж основным клиентам, укреплению отношений с этими клиентами и удовлетворению их потребностей в услугах. Кроме того, оптовикам необходимо взять на вооружение и некоторые приемы неличного стимулирования, применяемые розничными торговцами. Оптовикам необходимо разработать всеобъемлющую стратегию стимулирования. Им следует шире пользоваться в своих интересах материалами и программами стимулирования, которыми пользуются поставщики.

Местонахождение оптового предприятия. Оптовые торговцы обычно размещают свои предприятия в районах с низкой арендной платой и низким налогообложением и тратят минимум средств на благоустройство территории и оборудование помещений. Нередко применяемые ими методы грузообработки и прохождения заказов отстают от уровня современной техники и технологии. Для борьбы с растущими издержками передовые оптовики разрабатывают новые методы и приемы деятельности. Одной из таких разработок стало создание автоматизированных складов с записью поступающих заказов на перфокарты, которые затем вводятся в ЭВМ. Товары извлекаются из мест хранения с помощью механических устройств и подаются транспортером на отгрузочную платформу, где происходит комплектование заказа. Складская механизация, равно как и механизация многих конторских работ, развивается очень высокими темпами. Многие оптовые торговцы обращаются к компьютерам и текстовым процессорам, используя их для бухгалтерских операций, выставления счетов, управления товарно-материальными запасами и прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Маркетинговые  решения в оптовой торговле

Положение оптовой компании или предприятия-производителя, занимающегося оптовой торговлей, существенно зависит от выбранной маркетинговой стратегии, маркетинговой политики и характера маркетинговых решений.

Задачи (функции) маркетинга оптовой торговли представлены в  таблице 1.

Таблица 1.

Задачи маркетинга в системе оптовой торговли

Задачи маркетинга

Содержание

Разработка маркетинговых  стратегий

удержание и увеличение рыночной доли;

проектирование сбытовых каналов;

разработка конкурентного  поведения.

Проведение маркетинговых  исследований

исследование профессионального рынка сбыта: конкурентов, мелкооптовую и розничную сети;

исследование потребителей;

исследование рынка  поставщиков.

Сегментирование рынка  сбыта

сегментирование профессиональных покупателей-посредников;

сегментирование потребителей;

выбор целевых сегментов.

Маркетинг закупок

определение связи между  характером товарного спроса и требованиям  к закупкам;

маркетинговая оценка поставщиков;

разработка политики в сфере закупки.

Маркетинг-логистика

определение требований покупателей к логистической структуре системы сбыта оптовика;

поиск конкурентных преимуществ  в сфере логистики сбыта.

Маркетинговые решения  сбыта

ценовая политика оптовой  компании;

товарная и ассортиментная политика;

сбытовая политика;

сервисная политика;

коммуникативная политика.

Организация мерчендайзинга

организация мерчендайзинга по инициативе производителя;

организация мерчендайзинга по инициативе оптовой компании.

Маркетинг-аудит системы  сбыта

организация работы с  рекламациями розничной торговли;

организация работы с  претензиями покупателей;

разработка программы  маркетинга-аудита сбыта.


 

Маркетинговые стратегии в сфере сбытовой деятельности предприятия разрабатываются в случае расширения сбыта на старом рынке, выхода на новые рынки, при проектирование новых сбытовых каналов, например, тогда, когда старая система сбыта перестала быть эффективной.

В сбытовой деятельности предприятие неизбежно сталкивается с фирмами-конкурентами, а иногда специально предусматривает конкуренцию  между собственными каналами сбыта (по горизонтальному или вертикальному типам).

По отношению к внешним  конкурентам разрабатывается стратегия  конкурентной борьбы или стратегия  сотрудничества. В случае выбора стратегии  соперничества предприятие определяет вид конкуренции (ценовая, неценовая) и прогнозирует поведение конкурентов.

Масштаб конкурентного  соперничества может распространяться на мировой рынок, рынок конкретной страны, в пределах одного города, в  одном или нескольких сегментах. Наконец, может быть борьба за владение какой-либо нишей.

Реализация маркетинговых стратегий в сбытовой деятельности требует длительного времени, значительных финансовых затрат, поскольку, как правило, требуются инвестиционные вложения в сбыт. В таб. 2 приведен план сбытовой стратегии предприятия при его выходе на российский рынок.

Маркетинговые исследования, проводимые оптовым предприятием, охватывают три наиболее важные сферы:

- исследование профессиональных  субъектов рынка сбыта: конкуренты, розничная сеть, прочие покупатели  товаров, например, система ресторанного  питания, кафе, мелкие оптовики, работающие на оптово-розничных рынках и т.д.;

- исследование потребителей - населения с целью получения  от них информации о товарах,  пользующихся спросом, и об  уровне неудовлетворенности разными  торговыми марками;

- исследование рынка поставщиков для решения собственных проблем, связанных с закупками.

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Пример плана сбытовой стратегии предприятия при выходе на российский рынок

 

1-й год

2-й год

3-й год

 

IIIкв

IVкв

I кв

II кв

IIIкв

IVкв

I кв

II кв

IIIкв

IV кв

Санкт-Петербург

             

Москва

             

Города-миллионники 

         

Прочие

         

СНГ

         

Охват в млн.человек

0.5

1

3

6

12

20

30

40

50

60

Количество охваченных розничных  точек 

50

100

350

800

1500

3000

5000

8000

10000

12000

Потенциальный оборот при данном охвате в розничных ценах, млн. $

1

2

7

14

30

60

90

130

170

210

Среднее потребление на человека в  год, кг/ год

0.05

0.07

0.1

0.15

0.2

0.25

0.3

0.5

0.7

0.9

Доля на рынке в %

3

5

10

15

25

35

45

55

60

58

Количество сбытового персонала, чел

3

7

10

27

60

110

190

300

310

315

Кол-во оптовых баз

1

1

1

2

5

10

20

45

50

52


 

Могут проводится другие исследования исходя из стратегических целей компаний.

Организация маркетинговых  исследований зависит от квалификации и наличия маркетологов. В случае их отсутствия могут быть привлечены сторонние исследователи или куплен уже готовый отчет, составленный маркетинговой фирмой на основании ранее проведенных исследований.

По инициативе поставщика-производителя  возможно проведение различных экспериментальных  исследований по оценке потребительских качеств товара.

Сегментирование рынка  сбыта является обязательной функцией маркетинга оптового предприятия. Например, чтобы выбрать целевые сегменты покупателей-профессионалов и знать  покупательские предпочтения разных слоев  населения и их реакцию на поставляемый товар.

Профессиональный рынок  сбыта сегментируют по таким критериям, как: объемы закупок, широта ассортимента, деловая репутация, платежеспособность, проводимая ценовая политика и т.д.

Если потребителем является население, то применяют различные системы показателей, выбирая из них те, которые в наибольшей степени характеризуют потребительский сегмент (социальные, демографические, экономические, поведенческие и другие показатели).

Маркетинг закупок служит для получения конкурентных преимуществ уже на стадии работы с поставщиками за счет приобретения товаров, способных удовлетворить потребности конечных покупателей.

В этом случае решаются следующие  задачи:

- закупать товар, пользующийся  спросом у потребителя;

- процесс закупки должен  давать экономическую выгоду для оптовика (за счет получения скидок, отсрочки платежа);

- в случае некондиционного  товара оптовик должен иметь  возможность его замены.

Предприятие-производитель  делает закупки сырья, деталей комплектующих  узлов также с учетом требуемого качества производимых товаров.

Процесс закупки состоит  из ряда последовательных шагов:

а) определение потребностей в конкретном товаре, конкретной торговой марке с установлением его  количества;

б) определение потребностей в ассортименте, который желательно покупать у одного поставщика;

в) определение критериев, которые составляют исходную базу при оценке поставщиков и ведении переговоров с ними (экономические, маркетинговые, технические, логистические требования);

г) поиск и анализ поставщиков  методами маркетингового исследования рынка;

д) отбор поставщиков  и организация переговоров с  ними;

е) размещение пробных заказов;

ж) оценка результатов;

з) заключение долговременных договорных соглашений.

Можно сформулировать основные требования к поставщикам:

- популярность (известность  торговой марки;

- надежность;

- доступность;

- заинтересованность  в совместной работе;

- понимание роли маркетинга  в продвижении своей продукции;

- минимальные сроки  поставки;

- брать на себя долю  риска, например, связанного с  транспортировкой.

При отборе поставщиков  оптовая компания решает вопрос остановиться на одном поставщике (принцип концентрации заказов) или выбрать несколько поставщиков (принцип распыления заказов).

Преимущество концентрации заказов у одного поставщика позволяет  получить большие скидки за счет большего размера заказа. Этому же способствует тесное сотрудничество, включая и осуществление совместных проектов по производству новых товаров. Оптовая компания может предоставлять информацию о новых тенденциях спроса, новых товарах, поступающих на рынок от других производителей.

Однако работа с одним  поставщиком увеличивает риск оптовика и ограничивает его возможности быстро подстраиваться под требования розничной сети.

Для снижения такого рода риска оптовая компания работает одновременно с несколькими поставщиками. Если поставщики заинтересованы сотрудничать с оптовиком, то это можно использовать для получения дополнительных выгод, добиваясь уступок от них.

Маркетинг-логистика оптовой компании заключается в разработке такой транспортно-складской схемы, которая учитывала бы требования маркетинга закупок и маркетинга сбыта. Как и другие структуры предприятия, ориентированные на маркетинговый подход в своей работе, службы логистики должны учитывать специфику поведения и требования розничных торговых предприятий, которые они предъявляют к своим поставщикам –оптовикам. Это, прежде всего, размер партии товаров и скорость поставки.

Часто такие требования приводят к тому, что оптовая компания вынуждена размещать торговые склады, наиболее близко расположенные к  магазинам. С другой стороны, собственные  закупки оптовика больших партий товара у производителей заставляет его решать следующую задачу: иметь центральный распределительный склад или, минуя его, развозить товар по районным складам.

Маркетинговые решения  в системе сбыта имеют цель оказать поддержку в реализации планируемого объема товаров на местном и региональных рынках.

Информация о работе Развитие маркетинга в оптовой торговле