Реклама в государствах Древнего мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2011 в 21:07, контрольная работа

Описание

С тех пор, как человек научился продавать, он начал учиться рекламировать. Развитие науки, культуры, искусства с древнейших времен находило свое отражение и применение в рекламе. Вся история рекламы подчеркивает ее важность и достаточно серьезное к ней отношение даже у наших далеких предков. На что это было похоже и в чем выражалось? Попробуем бегло обрисовать историю развития рекламы с древнейших времен.

Работа состоит из  1 файл

История рекламы Текст.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Формы рекламной деятельности в 

западно-европейском  средневековье 

         Эпоха средневековья хронологически исчисляется о 476 года, когда Рим был завоеван варварами, что положило начало разрушения Великой империи. Завершает эпоху средневековья Возрождение (15-16 века), о котором речь впереди. Период раннего средневековья (5-10 века) практически не донес до нас рекламных текстов. Это и не удивительно, так как весь строй экономической жизни, основанный на натуральном хозяйстве, не предполагал активного развития этого типа деятельности. Циркуляция товаров происходила по преимуществу в рамках локальных феодальных общин и базировалась в основном на межличностных отношениях.

         На авансцену культуры выдвинулись  религиозное мировоззрение, христианская  идеология, институты церкви. В  такой ситуации умы широких  кругов населения более всего  становятся восприимчивыми к духовному воздействию проповедей, наставлений, учений. Почти в каждом из подобных текстов присутствует примесь религиозной рекламы: настойчивое, всепроникающее утверждение в высшей ценности именно данной религии, ее неотступное внедрение в массовое сознание.

         Наиболее убедительными элементами  народной проповеди стали «поучительные  примеры» –exempla. Этот прием проходит через всю средневековую гомилитику (мастерство церковного красноречия).

         Примеры основывались на житейском  опыте каждого прихожанина, излагались ярко, всегда на родном языке – даже в контексте латинской литургии. Драматичность сюжета, изображение поворотных событий духовной жизни в форме exempla наглядно   демонстрировали преимущества религиозного обращения. Это роднит воздействие проповеди и рекламы на массовое восприятие. В обоих случаях речь идет о концентрации внушения, суггестивного элемента текста.

         Особенно концентрированное выражение  приемы рекламного воздействия  находили в деятельности миссионеров,  обращавших в христианскую веру население европейских окраин. В апелляции к неверующим требовался богатый набор суггестивных средств. Проповеди миссионеров изобиловали exempla. На ранних стадиях обращения язычников проповедники часто апеллировали к чуду, что гипнотически действовало на сознание первых.

         В жизни средневековых верующих  огромное место занимали религиозные  процессии, устраивавшиеся не  только во время канонических  праздников, но и в честь множества  местных святых.

         Подобно шествиям античной поры, демонстрация общепризнанных социальных ценностей обретала черты рекламной аранжировки.

         Устным словом воздействовали  на массы не только служители  церкви, но и представители администрации,  торговцы. Институт глашатаев и  гонцов перешел из античности  в культуру средневековья. Все расширявшийся спрос на эти профессии был связан с ростом средневековых городов в 10-11 веках. Именно урбанистическая культура интенсивно порождала различные формы массовой коммуникации и информации, в том числе рекламу.

         Регламентация рекламной деятельности – лучшее свидетельство ее внедренности в жизнь, необходимости на данной стадии общественного развития. Действительно, ремесло публичного информирования востребовалось различными слоями средневекового общества: духовенством, рыцарством, бюргерством.

       Статус  усматривал глашатаев для обслуживания различных купеческих гильдий. Кроме  того, были королевские и рыцарские глашатаи-герольды - и городские глашатаи, оповещавшие о текущих административных распоряжениях.

         Информация, которую они передавали, имела направление не только  «сверху вниз». Некоторые глашатаи были уполномочены администрацией, собирать у населения заявки на куплю-продажу необходимых предметов и оповещать об этом.

         В средневековом городе, не менее  чем в античном, со специально  уполномоченными  официальными вестниками соперничало разноголосье «вольных» торговцев и ремесленников.

         Первый сборник «Криков Парижа»,  составленный Гильомом де Вильнев, относится к 13 веку. По существу в этих сборниках реклама начинает осознаваться как специфическая деятельность, особая форма общественной связи.

         Ранняя устная реклама запечатлена  также в книге «Крики Лондона», изданной в 1608г. Вот пример:

         «Внимание! Каждый мужчина или  женщина, которые могут что-нибудь  сообщить о девушке в возрасте 24 лет, дайте знать глашатаю, и вас отблагодарят за ваши труды и Господне благословение снизойдет  на вас!»

         Пред нами предстает огромное  богатство содержательных  и выразительных  форм устной рекламы. Поэтому  никак нельзя согласиться с  мнением некоторых авторов, считающих, что «начало истории современной рекламы – в рекламе письменной…»

         Не меньшим разнообразием приемов  пользовались владельцы стационарных  прилавков. Их настойчивость вынуждала  общество вводить в рамки цивилизованной  торговли. Подтверждением тому служит один из разделов Регистра ремесел и торговли: «Никто не может и не должен зазывать, ни привлекать покупателя, который стоит у другого прилавка или у другого дома; а если кто так, он платит королю 5 су штрафа и 5 су братству». Строго запрещалось зазывать прохожих в центральных городских кварталах владельцам «приличных» магазинов и иных заведений. Эти запреты упорно нарушались, хотя именно в этот период получает хождение присловье, выражающее кредо преуспевающих производителей и коммерсантов:« Хорошее вино не нуждается в терновнике».

         Мир средневековой рекламы далеко  не ограничивался устными текстами. Мастерство граверов, художников, скульпторов,  также активно востребовалось  рекламной деятельностью. Творчество  художников не ограничивалось  иллюстрированием рукописей, храмов, но выходило на улицы средневековых городов.

         Чрезвычайно интересны для нас  сведения о настенных росписях  на злободневные темы. На наш  взгляд, они являли собой прообраз  политического плаката. Накануне  народного восстания в Риме  под руководством Кола ди Риенцо на городских стенах в различных местах появились картины, рисовавшие, сцены надвигающегося апокалипсиса. Такие изображения разжигали недовольство народа, приближая общественный взрыв. В дни своей кратковременной победы в 1347 году Коал ди Риенцо приказал сменить изображения. Теперь на стене Капитолия аллегорически изображалось «светлое будущее» Рима.

         Приведенные эпизоды без натяжек  доказывают бытование в средневековом  обществе изобразительного жанра,  предвосхищающего политический  плакат.

         Художественная символика пропитывала  повседневную жизнь этого общества. Одно из ее ответвлений, триумфально  пережившее свое время и дошедшее  до наших дней, - геральдика. Эта  знаковая система складывается  в 11-12 веках в среде европейского  рыцарства - однако ее истоки восходят к первобытным тотемам, но нас больше интересуют изображения на стенах городских строений и вывесках скромных бюргерских заведений – торговая и цеховая геральдика.

         У бюргеров гербы обозначали  качество и имя фирмы. В трактате  итальянского правоведа Бартоло де Сассоферрато «О знаках и гербах», где оговариваются принципы и правила использования изображений. Например, в торговых гербах конь должен был рисоваться поднятым на дыбы. В средневековье используется маркировка продукции каменщиков, оружейников, гончаров, кожевников, изготовителей бумаги.

         Мастерские художников также  обзаводились собственными знаками,  которые  именовались сигнатурами.  «Ранние сигнатуры часто состоят  из комбинации монограммы и  знака  (…).  Можно предположить, что знак играл роль марки мастерской, в то время как монограмма принадлежала самому мастеру». Именно по такому принципу создана знаменитая сигнатура, которой пользовался Альбрехт Дюрер.

         Дюреру принадлежит авторство  первого экслибриса (знака библиофильской собственности), выполненного им  около 1500 года для его друга Вилибальда Пирхкеймера.

       Не  являясь рекламой в чистом виде, экслибрис содержит ее элементы. Этот знак собственности, совмещенный с  индивидуальной самооценкой.

         Не задолго до  возникновения   экслибриса в Западной Европе широко распространяется искусство гравюры.

         Первоначально это был рисунок,  вырезанный на деревянной или  каменной плоскости, с которой  затем отпечатывались до сотни  экземпляров на отдельных листах. Сравнительно широкому распространению гравюр способствовало начавшееся производство бумаги.

         Дальнейшее развитие гравюры  шло путем все большей смысловой  нагрузки вербального текста. Слово  играло ведущую роль, а  изображение  роль рекламирующую.

       Как мы видим, реклама обретала все новые  формы выражения и воздействия. Оставался лишь один шаг до глобального информационного переворота- изобретения типографского станка.

         Летучий листок – прямой предшественник  современных листовок, используемых  как в политических, так и в  торгово-рекламных целях.

         В растущем семействе рекламных  жанров – объявление, летучий  листок, настенный прообраз плаката  – заявляет о себе зрелищная  афиша. Первоначально это было  краткое рукописное извещение,  которое вешалось преимущественно  на почтах и постоялых дворах. В содержание афиш, помимо сообщения о времени и месте представления, входило перечисление номеров и их исполнителей.

         Все возрастающая общественная  жажда постоянной информации  о происходящем породила новых  профессионалов. В Англии они  именовались «newsmen» , во Франции - нувелисты, в Италии – новелланти, т.е. сборщики и разносчики новостей. У них появляются постоянные места встреч, устойчивые источники информации среди различных слоев населения. На этой базе позже формируются информационные бюро.

         Оперативная передача новостей была необходимым условием развития производства, обеспечения товарооборота. Информационные бюро первоначально обосновывались в наиболее крупных городах, на пересечении торговых путей.

         Постепенно подобные институты  массовой информации создаются и в других европейских городах. Наиболее крупная производственно-торговая германская компания Фуггеров, имеющая филиалы во всех концах Европы, от Нидерландов до Испании, приступает к их регулярному информированию. Начиная с 1568 года, на протяжении нескольких десятилетий из Аугсбурга в зарубежные отделения фирмы регулярно направляются  Ordinare Zeitungen .  Протогазета  Фуггеров содержит сообщения касающиеся уровня цен, урожаев, иногда сообщения в виде объявлений и длинный перечень венских фирм.

         Здесь мы стоим у истоков будущих тесных связей рекламы с периодическими изданиями. Их судьбы были соединены типографским методом распространения информации.

         Эпоха печатного слова начинается  со знаменательного изобретения  типографского станка Иоганном  Гуттенбергом. С этого момента тираж летучих листовок мог быть увеличен до тысячи экземпляров.

       Таким образом,  ареал  распространения  и воздействия листовок, преследовавших рекламные цели, многократно расширялся. В рекламных печатных листовках  удачно соединялись графическое изображение и текст.

         Потребность в деловой и бытовой  информации стала волновать не  только производственников и  коммерсантов, но и самые широкие  слои населения. Обеспечить необходимую  оперативность и объем подобной  информации можно было только  при помощи печатного станка. На протяжении второй половины 15 века типографские предприятия, начало которым положил Гуттенберг, распространяются по всей Европе.

         В Западной  Европе формируется  богатый печатный рынок, возникает  соперничество различных издателей. Как следствие – борьба за честь издательской марки и все более настойчивая реклама книжной продукции.

        1498 году Альд Мануций издает каталог 15 первых выпущенных им книг, с указанием цен. Так, по почину книгопечатников, формируется новый жанр печатной рекламы – каталог. Параллельно возникает и такой важнейший жанр книготорговой рекламы, как аннотация.

         К 15 веку восходит и жанр  издательского проспекта.

Информация о работе Реклама в государствах Древнего мира