Розничная торговля. Типы предприятий розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 05:19, курсовая работа

Описание

Розничная торговля – торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговле происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя, выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.
Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия – получение прибыли.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 63.07 Кб (Скачать документ)

В отдельные группы розничных  торговых предприятий выделены мелкорозничные предприятия; павильоны, киоски и передвижные  предприятия торговли (автомагазины, суда-магазины и т. д.).

Типы торговых предприятий  не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных  с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса  и других факторов. Так, в последние  годы в городах появились супермаркеты — крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно  продовольственных товаров и  большим объемом товарооборота. Магазины оснащены современной торговой мебелью и торгово-технологическим оборудованием. В них применяется прогрессивная технология.

В зарубежной торговле все  более широкое распространение  получают гипермаркеты. В них, как  и в супермаркетах, применяется  самообслуживание. Главное отличие  гипермаркетов от других магазинов  — очень большие (не менее 5000м2) торговые площади и огромные объемы продаж. Кроме того, в них применяется политика низких цен и небольших наценок. Оплата за товары производится в едином контрольно-кассовом узле магазина при выходе. У гипермаркетов устраиваются большие стоянки для автомашин покупателей. Их удобно посещать всей семьей и совершать закупки продуктов па длительное время. Первые гипермаркеты уже появились и в крупных городах России.

В кооперативной торговле в перспективе могут получить распространение кооперативные  торговые центры, состоящие из трех интегрированных предприятии бизнеса: супермаркета с торговой площадью не менее 600ми базовым ассортиментом из 300 наименований товаров; кафе быстрого питания и пекарни, реализующей свою продукцию через супермаркет и другие предприятия торговли. 

 

1.3.Основные принципы размещения  розничной торговой сети

Постоянное развитие и  обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры  требует рационального размещения предприятий торговли. К размещению торговой сети предъявляется ряд  требований и методов.

Методы размещения розничной  торговой сети:

      1. равномерный - с целью максимального приближения к населению;
      2. концентрический или ступенчатый - общегородской тип, тип жилых районов;
      3. групповой - создание торговых улиц, торговых центров.

Факторы, влияющие на размещение розничной сети:

      1. градостроительные - величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;
      2. транспортные - направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;
      3. социальные - возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня обслуживания;
      4. экономические - эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.

Рациональное размещение розничной торговой сети, всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования  ее структуры, ее специализация и  типизация позволяет сократить  затраты на строительство я реконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.

Показатели, характеризующие  качество розничной торговой сети:

      • плотность торговой сети - количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;
      • обеспеченность населения розничной торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 100 жителей;
      • доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;
      • уровень специализации розничной торговой сети - отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;
      • общая численность торговых предприятий;
      • средняя торговая площадь магазина;
      • соотношение торговой к неторговой площади магазина.

Итак, характеристику розничной  торговой сети определяют термины и  определения.

Розничная торговая сеть - это  совокупность розничных торговых предприятий  и других торговых единиц, размещенных  на определенной территории с целью  продажи товаров и обслуживания покупателей.

Функции розничной торговой сети:

    • закупка товаров;
    • продажа товаров;
    • транспортировка;
    • хранение;
    • принятие риска;
    • финансовая деятельность;
    • маркетинговая деятельность;
    • подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.

Классификация розничной  торговой сети по двум признакам:

      • по стационарности;
      • по товарно-ассортиментному профилю.

Специализация розничной  торговой сети - это ограничение  деятельности отдельных предприятий  по торговле отдельными группами товаров.

Типизация торговых предприятий - это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных  и экономически эффективных типов  магазинов, используя следующие  показатели: торговую площадь, товарный ассортимент, форму продажи товаров.

 

 

 

 

    1. Правила работы предприятий розничной торговли

В целях улучшения работы розничных торговых предприятий  и усиления защиты интересов покупателей  с учетом региональных особенностей на территориях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют  правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они  определяют в соответствии с действующим  законодательством, постановлениями  Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и  распоряжениями региональных органов  власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.

В общих положениях этих Правил определены основные задачи предприятий  розничной торговли, их обязанность  иметь лицензию на право торговли определенными группами товаров. Торговое предприятие должно иметь вывеску  с указанием товарного профиля  и его организационно-правовой формы, фирменного наименования.

Правилами работы предприятий  розничной торговли установлено, что  товарный профиль и тип предприятия  определяются его уставом. Изменение  товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органами местной  администрации. По согласованию с последним устанавливается и режим работы муниципальных предприятий.

При закрытии предприятия  на обеденный перерыв или по окончании  рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия. Покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.

В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в  торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.

Закрытие предприятия  на санитарный день, ремонт, переоборудование и т. п. должно согласовываться с  органами местной администрации, о  чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным  объявлением, в котором следует  указать адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.

Средства измерений в  соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке  должны подвергаться обязательной поверке  органами Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии не реже одного раза в год и удостоверяться специальным клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Соответствующие  документы должны находиться у администрации магазина и предъявляться по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.

В магазине должна быть представлена следующая информация:

    1. указатели расположения отделов, секции или продаваемых товаров;
    2. фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;
    3. перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
    4. текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
    5. правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
    6. о внеочередном обслуживании отдельных категории граждан;
    7. адреса и телефоны местных органов администрации.

На доступном для покупателей  месте должна находиться книга отзывов  и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью.

В правилах работы розничных  торговых предприятий следует также  определить:

      • основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
      • порядок продажи товаров;
      • требования, предъявляемые к продавцам;
      • контроль за работой розничных торговых предприятий.

Принятые по количеству и  качеству товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозможности оприходования  товара датой его фактического поступления  из-за вызова эксперта, проверки цены, качества в товарном отчете должна быть сделана отметка о поступлении  товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности  оприходования.

Хранение товаров должно быть организовано с учетом строгого соблюдения основных принципов товарного  соседства, санитарных и других правил, а также соответствующих режимов.

Перед поступлением в торговый зал товары должны быть подготовлены к продаже.

Продажа товаров должна осуществляться всем гражданам па общих основаниях. Отдельные категории населения  должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.

Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.

Продажа продовольственных  и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные  правила торговли, должна осуществляться с соблюдением этих правил.

В магазинах самообслуживания (кроме специализированных хлебных  и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные  корзины и тележки, размещаемые  при входе в зал самообслуживания.

Работникам магазина или  отдела самообслуживания не разрешается  требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах. Нельзя ставить на них штампы или  делать другие отметки, а также обязывать  оставлять личные вещи. Если покупатель изъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.

На все реализуемые  товары, подлежащие сертификации, предприятия  торговли должны иметь сертификаты  установленной формы, выданные уполномоченными  на то органами. Они должны удостоверять качество товаров, их безопасность для  жизни и здоровья людей.

Запрещена продажа товаров  с истекшими сроками реализации.

Товары, на которые органами местной администрации установлены  нормы отпуска, должны продаваться  с соблюдением этих норм.

Запрещается обусловливать  продажу одних товаров обязательным приобретением других.

В магазинах, торгующих продовольственными, на доступном месте в торговом зале должны быть установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т.п.), а в торгующих тканями — контрольные метры.

Покупателю должно быть предоставлено  право проверки правильности цены, веса и меры, отпущенных ему товаров, а также сроков хранения продовольственных товаров и наличие сертификата. Отобранные покупателем непродовольственные товары могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) до оплаты не более часа.

Информация о работе Розничная торговля. Типы предприятий розничной торговли