Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:43, реферат
В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок — экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.
Введение ………………………………………………………………….2
Определение и функции рынка ………………………………………...3
Виды рынков …………………………………………………………….7
Конкуренция и монополия в рыночном механизме …………………12
Эффективность конкурентных рынков и фиаско рынка …………….17
Заключение ………………………………………………………………21
Список использованной литературы ………………………………….22
Содержание
Введение ………………………………………………………………….2
Определение и функции рынка ………………………………………...3
Виды рынков …………………………………………………………….7
Конкуренция и монополия в рыночном механизме …………………12
Эффективность конкурентных рынков и фиаско рынка …………….17
Заключение ………………………………………………………………21
Список использованной литературы ………………………………….22
Введение
Рынок - это объективное
явление экономики,
известное любому человеку, осуществляющему
какие-либо покупки. А
происходящие на рынках изменения интересуют
и затрагивают даже тех, кому практически
нечего терять. И все же рынку достаточно
трудно дать
исчерпывающее определение. В имеющихся
и уже устоявшихся определениях не удается
достичь той степени полноты, которая
позволяла бы охватить все стороны столь
сложного явления, как рынок.
Под современным рынком понимают любую
систему, дающую возможность
покупателям и продавцам совершать свободную
куплю-продажу товаров.
Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А совокупность разнообразных рынков по признаку их взаимоотношений, то есть в зависимости от вида товаров и услуг, которые продаются и покупаются, представляет рыночную структуру.
В современном мире невозможно
представить человека, не вовлеченного
в обмен товаров и услуг. Рынок
— экономические отношения, связанные
с обменом товаров и услуг,
в результате которых формируются
спрос, предложение и цена. На данный
момент существует бесконечное множество
видов рынков: материалов, драгоценностей,
средств производства, недвижимости,
потребительских товаров и
Определение и функции рынка
Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Первоначально рынок действительно возник и определялся как какое - либо физическое место (городская или сельская базарная площадь), где совершались акты купли-продажи товаров.
Первым условием возникновения
рынка было разделение труда, которое
ведет к специализации и
Второе условие –
Третье – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства: чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций
Ценообразующая функция
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной
системы в рыночной экономике
эта оценка происходит не до обмена,
а в ходе его. Рыночная цена представляет
собой своего рода итог, баланс сопоставления
затрат производителей и полезности
(ценности) данного блага для
Информационная функция
Цена, складывающаяся на каждом
из рынков, содержит богатую информацию,
необходимую всем участникам хозяйственной
(экономической) деятельности. Постоянно
изменяющиеся цены на продукты и ресурсы
дают объективную информацию о потребном
количестве, ассортименте, качестве благ,
поставляемых на рынки. Высокие цены
свидетельствуют о
Стихийно протекающие
операции превращают рынок в гигантский
компьютер, собирающий и перерабатывающий
колоссальные объемы точечной информации,
выдающий обобщенные данные по всему
хозяйственному пространству, которое
он охватывает. Концентрируемая рынком
информация позволяет каждому участнику
хозяйственной деятельности сверять
собственное положение с
Регулирующая функция
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Образно говоря, на рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
В то же время, являясь регулятором
хозяйственной жизни, рынок неоднократно
демонстрировал, что не все процессы
макроэкономического
Посредническая функция
Рынок выступает посредником
между производителями и
Санирующая функция
Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.
Рынок как механизм ("большой" рынок) состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).
Экономические агенты возникают
на "большом" рынке как собственники
экономических ресурсов (труда, земли,
капитала, предпринимательских
Производители используют приобретенные
ресурсы для организации
Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.
Выделяют следующие виды рынков:
1. Рынок продовольственных
товаров - используется для торговли
продуктами питания и
2. Рынок промышленных товаров - применяется для приобретения товаров народного потребления.
3. Рынок услуг - здесь
приобретают бытовые, жилищно-
4. Рынок недвижимости - используется
для проведения сделок по
5. Рынок средств производства - продажа средств производства.
6. Рынок денег - продажа и покупка валют, ценных бумаг или фондовый рынок.
7. Рынок капитала и
инвестиций - средства для строительства,
расширения и проведения
8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается и покупается рабочая сила.
9. Рынок инноваций - на
нем ведется торговля
Рынки различают и по масштабам:
а) единичные рынки — отдельные торговые точки (лотки, магазины, банки, страховые компании и др.);
б) локальные рынки — множество единичных рынков, объединенных в местные базары;
в) региональные рынки, включающие всех
субъектов купли-продажи
г) национальные рынки, объединяющие региональные рынки конкретной страны;
д) международные рынки, определенным
образом интегрированные
е) мировой рынок — глобальный рынок мирового хозяйства.
Рынки подразделяются также по механизму контактов продавцов и покупателей:
а) непосредственно контактные рынки
— все рынки, где собственник
объекта сам продает его
б) агентские рынки — рынки, на которых покупателю противостоит не владелец объекта продажи, а определенный посредник (торговый агент, реализатор, комиссионер, дилер, брокер, аукционист и т. п.);
в) биржевые рынки — централизованные рынки, где взаимодействуют не сами продавцы и покупатели, а по их поручению брокерские и дилерские фирмы, имеющие приобретенные места на товарной, фондовой или валютной бирже.
Рынки различают и по объемам сделок купли-продажи:
а) оптовые рынки, где реализуются сразу большие партии объектов купли-продажи;
б) мелкооптовые рынки с меньшими масштабами операций;
в) розничные рынки, где реализуются
или единицы конкретных объектов
одному покупателю, или их совсем незначительные
партии, необходимые, как правило, для
личного потребления
Рынки можно различать также по стадиям оборота объектов купли-продажи:
а) первичные рынки, где продавцами: являются производители или эмитенты объектов, а иногда, по их поручениям, — посредники;
б) вторичные рынки, на которых продавцами являются свободные от договоров- с прежними владельцами объектов посредники их сбыта.
Рынки различают также
по степени независимости
а) конкурентные [от лат. concurrere — бежать
вместе] рынки, где действует множество
покупателей и продавцов
б) олигопольные [от греч. oligos — малый, немногочисленный и poleo — продаю] рынки, на которых имеется множество покупателей, но действует сравнительно ограниченное число продавцов. Последние, если не каждый в отдельности, то в сговоре между собой, могут воздействовать как на масштабы реализации их объекта, так и на поведение его цены;
в) олигопсонические [от греч. oligos — малый, немногочисленный и psoneo — закупают] рынки, где есть множество продавцов, но действует относительно ограниченное число покупателей. Последние, если не каждый в отдельности, то при сговоре, могут влиять, на размер совокупного спроса, на соответствующий объект и на его цену;