Рынок и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:43, реферат

Описание

В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок — экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2
Определение и функции рынка ………………………………………...3
Виды рынков …………………………………………………………….7
Конкуренция и монополия в рыночном механизме …………………12
Эффективность конкурентных рынков и фиаско рынка …………….17
Заключение ………………………………………………………………21
Список использованной литературы ………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

рынок и его виды.docx

— 44.13 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2

Определение и функции  рынка ………………………………………...3

Виды рынков …………………………………………………………….7

Конкуренция и монополия  в рыночном механизме …………………12

Эффективность конкурентных рынков и фиаско рынка …………….17

Заключение ………………………………………………………………21

Список использованной литературы ………………………………….22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рынок - это объективное  явление экономики,  
известное любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. А 
происходящие на рынках изменения интересуют и затрагивают даже тех, кому практически нечего терять. И все же рынку достаточно трудно дать 
исчерпывающее определение. В имеющихся и уже устоявшихся определениях не удается достичь той степени полноты, которая позволяла бы охватить все стороны столь сложного явления, как рынок.  
Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность 
покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров.

Рынок - это институт, или  механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров  и услуг. А совокупность разнообразных  рынков по признаку их взаимоотношений, то есть в зависимости от вида товаров  и услуг, которые продаются и  покупаются, представляет рыночную структуру.

В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок  — экономические отношения, связанные  с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются  спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество  видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Итак, рассмотрим, какие же виды рынков составляют рыночную структуру.

 

 

 

 

Определение и  функции рынка

Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Первоначально рынок действительно  возник и определялся как какое - либо физическое место (городская  или сельская базарная площадь), где  совершались акты купли-продажи  товаров.

Первым условием возникновения  рынка было разделение труда, которое  ведет к специализации и обмену. Первая стадия общественного разделения труда – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение  ремесла, третья – возникновение  купечества. Затем стали дробиться  отрасли, углублялась специализация  отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует  обмена.

Второе условие – экономическая  обособленность производителей. Эта  обособленность исторически возникает  на базе частной собственности. Товарный обмен предполагает стремление к  эквивалентности. Никто не хочет  проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает  на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает  на базе частной собственности. В  дальнейшем она начала опираться  и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные  предприятия, т.е. с государственным  участием, и т.д.).

Третье – самостоятельность  производителя, свобода предпринимательства: чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

 

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и  для кого производить? Для этого  рынок выполняет ряд функций

Ценообразующая  функция

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения  и спроса на товары и услуги на рынке  формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной  системы в рыночной экономике  эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления  затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного  обмена цена устанавливается путем  сопоставления затрат (издержек) и  полезности обмениваемых благ.

Информационная  функция

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно  изменяющиеся цены на продукты и ресурсы  дают объективную информацию о потребном  количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном  предложении, низкие цены — об избытке  благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему  хозяйственному пространству, которое  он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику  хозяйственной деятельности сверять  собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Регулирующая  функция

Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной  деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства; падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая  рынком, заставляет производителей снижать  затраты, улучшать качество продукции.

Образно говоря, на рынке  действует регулирующая «невидимая рука», о которой еще писал  Адам Смит: «Предприниматель имеет  в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой  направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя  свои собственные интересы, он часто  более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда  сознательно стремится служить  им».

В то же время, являясь регулятором  хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования  ему подвластны. Это проявляется  в периодических спадах, инфляции, безработице.

Посредническая  функция

Рынок выступает посредником  между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель  имеет возможность выбора оптимального поставщика; продавец со своих позиций  стремится найти и заключить  сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция

Рыночный механизм — это  достаточно жесткая, в известной  мере жестокая система. Он постоянно  проводит «естественный отбор» среди  участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И  напротив, дает зеленый свет более  предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает  пяти лет. В конкурентной борьбе нередко  гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует  санирующий механизм рынка. И все  же монополизация нигде не подавляет  конкуренцию настолько, чтобы «естественный  отбор» прекратился.

 

Виды рынков

Рынок как механизм ("большой" рынок) состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и  продукции (товаров и услуг).

Экономические агенты возникают  на "большом" рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки  они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

Производители используют приобретенные  ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают  на рынках продукции. Здесь она приобретается  потребителями за их доходы.

Любой рынок можно дробить  на все более узкие. Так, если в  рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и  т.д.) и по отдельным специальностям.

 

Выделяют следующие  виды рынков:

1. Рынок продовольственных  товаров - используется для торговли  продуктами питания и продовольствием.

2. Рынок промышленных  товаров - применяется для приобретения  товаров народного потребления.

3. Рынок услуг - здесь  приобретают бытовые, жилищно-коммунальные  и услуги по перевозке.

4. Рынок недвижимости - используется  для проведения сделок по купле-продаже  недвижимости.

5. Рынок средств производства - продажа средств производства.

6. Рынок денег - продажа  и покупка валют, ценных бумаг  или фондовый рынок.

7. Рынок капитала и  инвестиций - средства для строительства,  расширения и проведения реконструкции.

8. Рынок рабочей силы - на данном рынке продается  и покупается рабочая сила.

9. Рынок инноваций - на  нем ведется торговля техническими  и экономическими изобретениями.  

Рынки различают и по масштабам:

а) единичные рынки — отдельные  торговые точки (лотки, магазины, банки, страховые компании и др.);

б) локальные рынки — множество  единичных рынков, объединенных в  местные базары;

в) региональные рынки, включающие всех субъектов купли-продажи данного  населенного пункта и территории, т. е. все их единичные и локальные  рынки;

г) национальные рынки, объединяющие региональные рынки конкретной страны;

д) международные рынки, определенным образом интегрированные национальные рынки ряда стран (членов ЕЭС, ЕАСТ, таможенных союзов в рамках СНГ и  др.);

е) мировой рынок — глобальный рынок мирового хозяйства.

 

Рынки подразделяются также  по механизму контактов продавцов  и покупателей:

а) непосредственно контактные рынки  — все рынки, где собственник  объекта сам продает его покупателю (посреднику или конечному потребителю), когда клиент отдает свои деньги за какую-либо продукцию или на определенных условиях вкладывает их;

б) агентские рынки — рынки, на которых покупателю противостоит не владелец объекта продажи, а определенный посредник (торговый агент, реализатор, комиссионер, дилер, брокер, аукционист и т. п.);

в) биржевые рынки — централизованные рынки, где взаимодействуют не сами продавцы и покупатели, а по их поручению  брокерские и дилерские фирмы, имеющие  приобретенные места на товарной, фондовой или валютной бирже.

 

Рынки различают и по объемам сделок купли-продажи:

а) оптовые рынки, где реализуются  сразу большие партии объектов купли-продажи;

б) мелкооптовые рынки с меньшими масштабами операций;

в) розничные рынки, где реализуются  или единицы конкретных объектов одному покупателю, или их совсем незначительные партии, необходимые, как правило, для  личного потребления покупателя.

 

Рынки можно различать  также по стадиям оборота объектов купли-продажи:

а) первичные рынки, где продавцами: являются производители или эмитенты объектов, а иногда, по их поручениям, — посредники;

б) вторичные рынки, на которых продавцами являются свободные от договоров- с  прежними владельцами объектов посредники их сбыта.

 

Рынки различают также  по степени независимости продавцов  и покупателей:

а) конкурентные [от лат. concurrere — бежать вместе] рынки, где действует множество  покупателей и продавцов соответствующего объекта, вследствие чего никто из них  в отдельности и даже в сговоре  с другими (со всеми технически невозможно договориться) не может повлиять ни на общий объем купли-продажи, ни на доминирующую тенденцию в поведении цены объекта;

б) олигопольные [от греч. oligos — малый, немногочисленный и poleo — продаю] рынки, на которых имеется множество  покупателей, но действует сравнительно ограниченное число продавцов. Последние, если не каждый в отдельности, то в  сговоре между собой, могут воздействовать как на масштабы реализации их объекта, так и на поведение его цены;

в) олигопсонические [от греч. oligos —  малый, немногочисленный и psoneo — закупают] рынки, где есть множество продавцов, но действует относительно ограниченное число покупателей. Последние, если не каждый в отдельности, то при сговоре, могут влиять, на размер совокупного  спроса, на соответствующий объект и на его цену;

Информация о работе Рынок и его виды