Рынок и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:43, реферат

Описание

В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок — экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2
Определение и функции рынка ………………………………………...3
Виды рынков …………………………………………………………….7
Конкуренция и монополия в рыночном механизме …………………12
Эффективность конкурентных рынков и фиаско рынка …………….17
Заключение ………………………………………………………………21
Список использованной литературы ………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

рынок и его виды.docx

— 44.13 Кб (Скачать документ)

г) монопольные рынки, на которых  покупателям противостоит один продавец или сеть прямо зависящих от него реализаторов, что позволяет ему  легко манипулировать объемами совокупного  предложения и, следовательно, влиять на его цену;

д) монопсонистические рынки, где продавцам  противостоит один покупатель или сеть зависящих от него скупщиков, что  обеспечивает ему возможность изменять масштабы совокупного спроса на соответствующий  объект, а посредством этого и  на его цену.

Не нужно забывать, что конкурентные, олигопольные, олигопсонические, монопольные  и монопсонические черты степени  независимости (или зависимости) продавцов  и покупателей могут переплетаться  самым причудливым (иногда, уродливым) образом; конкуренция продавцов  может соединяться с конкуренцией, олигопсонией или монопсонией покупателей; конкуренция покупателей — с  конкуренцией, олигополией или монополией продавцов; олигополия — с конкуренцией, олигопсонией или монопсонией покупателей; олигопсония — с конкуренцией, олигополией или монополией продавцов; монополия — с конкуренцией, олигопсонией или монопсонией покупателей; монопсония — с конкуренцией, олигополией или монополией продавцов. Это — лишь схематичные модели соотношения сил во взаимодействии двух главных фигур любого рынка (продавцов и покупателей) вне связи с тем, кем они являются (производителями, посредниками или потребителями).

 

Рынки также дифференцируют по степени законности (легальности) их функционирования. На этом основании обычно выделяют (без учета переходных состояний, в которых могут наблюдаться различные сочетания основных форм):

а) официальные (светлые, белые) рынки, где операции проводятся в соответствие с установленными государством процедурами  и нормами;

б) неофициальные (теневые) рынки, которые, в свою очередь, принято подразделять на: серые, где операции осуществляются с незапрещенными объектами купли-продажи, но без их требуемой регистрации (главным образом в целях уклонения  от налогообложения); черные, на которых  совершаются преступные сделки не только по форме их осуществления, но и по объектам купли-продажи, например, наркотиков, оружия, "живого товара" (обслуживание нелегальных мигрантов, проституток  и др.).

Следует заметить, что все перечисленные  виды рынков различаются с известной  условностью. Все они не только взаимодействуют  между собой, но и взаимно проникают  друг в друга. Кроме того, один и  тот же рынок можно рассматривать  с разных точек зрения, т. е. относить его к определенному виду по разным основаниям.

Конкуренция и монополия  в рыночном механизме

Рынок совершенной  конкуренции

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться).

Конкуренция - соперничество  между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое  столкновение неизбежно и порождается  объективными условиями: полной хозяйственной  обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной  конъюнктуры и противоборством  с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание  и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Совершенная конкуренция - рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма  не обладает достаточно большой долей  рынка, способной влиять на рыночную цену товара.

Рыночную структуру совершенной  конкуренции определяют 6 основных характеристик:

1) Множество фирм и  их незначительные размеры в  отрасли (фирмы являются «ценополучателями»).

2) Множество покупателей.

3) Однотипная (стандартизированная)  продукция.

4) Легкие условия для  входа в отрасль и выхода  из нее других фирм.

5) Отсутствие ценовой  конкуренции между продавцами.

6) Полная информированность  всех участников рынка относительно  изменения цен и свойств товаров.

Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных  фактора, препятствующих эффективности  распределения ресурсов в конкурентной экономике:

а) нет причины, по которой  конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;

б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;

в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники  и благоприятствовать медленному темпу  технического прогресса;

г) конкурентная система  не обеспечивает ни широкого диапазона  выбора продуктов, ни условий для  разработки новых продуктов.

Строго говоря, совершенная  конкуренция в чистом виде никогда  и нигде не существовала. Ее можно  рассматривать как своего рода научную  абстракцию, анализ которой тем не менее необходим для понимания  принципов функционирования рыночного  механизма.

Рынок чистой монополии

В зависимости от степени  ограничения конкуренции выделяют несколько видов несовершенных  рынков: монополия, олигополия и монополистическая  конкуренции.

Монополия - исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определенной группе лиц  или государству. Рыночная власть - это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия - это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия - это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.

Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и  «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.

Барьеры для входа в  отрасль - это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).

Источники монопольной власти:

1) Исключительные права  (авторские права, патенты, лицензии, франчайзинг).

2) Устойчивые предпочтения  потребителей (низкая эластичность  спроса).

3) Контроль над ресурсами  (местонахождение, источники сырья).

4) Эффект масштаба (оптимальный  объем выпуска при удовлетворении  всего рыночного спроса).

Виды монополий:

1) Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).

2) Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.

3) Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).

Общественные издержки монопольной  власти -- это убытки или потери для общества в целом от

Рынок монополистической  конкуренции

Монополистическая конкуренция  - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть - способность производителя (или потребителя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ.

Рынок монополистической  конкуренции наиболее конкурентен  и наименее монополизирован -- это  рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).

Особенности рынка монополистической  конкуренции:

1) Дифференциация продукта; замещение благ высокое, но  не абсолютное; лояльность к торговой  марке; фирмы обладают ограниченной  рыночной властью.

2) Большое число продавцов;  небольшая доля фирмы в рыночном  предложении; фирма несёт определённые  издержки привлечения покупателей.

3) Относительно свободный  вход на рынок и выход из  него; издержки входа выше, чем  при совершенной конкуренции;  отсутствие отраслевых барьеров.

4) Автономность поведения  фирм приводит к отсутствию  сговора; свобода принятия решений;  отсутствие стратегического поведения.

5) Убывающая кривая спроса.

Современная рыночная экономика - это экономика преимущественного господства рынков монополистической конкуренции, ибо совершенно конкурентные рынки, также как и полностью монополизированные рынки, в чистом виде не существуют.

Рынок олигополии

Олигополия - рыночная структура, в которой большая часть продаж совершается несколькими крупными фирмами, каждая из которых способна влиять на рыночную цену. Олигополистический рынок имеет черты и конкурентного  и монополистического рынков, в зависимости  от способа поведения его участников и особенностей выпускаемого товара. Рынок олигополии - это рынок взаимодействия небольшого количества взаимозависимых  крупных производителей (продавцов). Как правило, на долю производителя-олигополиста приходится значительная часть рыночного  предложения, что позволяет ему  оказывать влияние на рыночную цену. Характерные черты олигополии:

1) На рынке доминирует  небольшое количество фирм. Главная  черта олигопольного рынка - в тесной и сознательной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга.

2) Олигопольные фирмы  обладают крупными рыночными  долями и потому имеют значительную  рыночную власть над ценой.  Каждая фирма вынуждена считаться  с возможной реакцией своих  конкурентов при определении  цены и объема выпуска.

3) Ограниченный доступ  в отрасль (существуют значительные  барьеры для входа новых фирм  в отрасль).

4) Однородный продукт  (чистая олигополия) или дифференциальный  продукт (дифференциальная олигополия).

5) Кривая спроса каждой  такой фирмы имеет «падающий»  характер.

Эффективность конкурентных рынков и фиаско рынка

Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении  ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать  удовлетворение потребностей.

Производственная эффективность  означает, что каждый товар, включенный в состав выпускаемой продукции, производится наименее дорогостоящим  способом. Конкурентный рынок вынуждает  фирмы в долгосрочном периоде  вести производство при минимальных  средних издержках. В этом суть производственной эффективности.

Эффективность распределения  ресурсов имеет место, когда невозможно изменить структуру совокупного  производства так, чтобы получить дополнительную чистую выгоду для общества. Ресурсы  распределяются так, чтобы производилась  совокупная продукция, состав которой  наилучшим образом соответствует  предпочтениям потребителей.

Из сущности издержек утраченных возможностей следует, что предельные издержки производства продукта измеряют цену — относительную ценность других товаров, которые могли бы быть произведены  с помощью ресурсов, использованных в производстве единицы этого  продукта. Равенство цены предельным издержкам, характерное для чистой конкуренции, обеспечивает эффективное  распределение ресурсов.

Ограниченность рынка  чистой конкуренции связана с  некоторыми проблемами, которые им не разрешаются.

Функции рынка делают его  в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических  агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно  ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением  от условий, обеспечивающих совершенную  конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.

Рынок не способен противостоять  монополистическим тенденциям. В  условиях рыночной стихии неизбежно  возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды  формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов  рынка.

Информация о работе Рынок и его виды