Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:43, реферат
В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок — экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.
Введение ………………………………………………………………….2
Определение и функции рынка ………………………………………...3
Виды рынков …………………………………………………………….7
Конкуренция и монополия в рыночном механизме …………………12
Эффективность конкурентных рынков и фиаско рынка …………….17
Заключение ………………………………………………………………21
Список использованной литературы ………………………………….22
г) монопольные рынки, на которых покупателям противостоит один продавец или сеть прямо зависящих от него реализаторов, что позволяет ему легко манипулировать объемами совокупного предложения и, следовательно, влиять на его цену;
д) монопсонистические рынки, где продавцам противостоит один покупатель или сеть зависящих от него скупщиков, что обеспечивает ему возможность изменять масштабы совокупного спроса на соответствующий объект, а посредством этого и на его цену.
Не нужно забывать, что конкурентные,
олигопольные, олигопсонические, монопольные
и монопсонические черты
Рынки также дифференцируют по степени законности (легальности) их функционирования. На этом основании обычно выделяют (без учета переходных состояний, в которых могут наблюдаться различные сочетания основных форм):
а) официальные (светлые, белые) рынки, где операции проводятся в соответствие с установленными государством процедурами и нормами;
б) неофициальные (теневые) рынки, которые,
в свою очередь, принято подразделять
на: серые, где операции осуществляются
с незапрещенными объектами купли-продажи,
но без их требуемой регистрации
(главным образом в целях
Следует заметить, что все перечисленные виды рынков различаются с известной условностью. Все они не только взаимодействуют между собой, но и взаимно проникают друг в друга. Кроме того, один и тот же рынок можно рассматривать с разных точек зрения, т. е. относить его к определенному виду по разным основаниям.
Рынок совершенной конкуренции
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться).
Конкуренция - соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров. Такое
столкновение неизбежно и порождается
объективными условиями: полной хозяйственной
обособленностью каждого
Совершенная конкуренция - рынок, где множество фирм продают совершенно одинаковые товары, и ни одна фирма не обладает достаточно большой долей рынка, способной влиять на рыночную цену товара.
Рыночную структуру
1) Множество фирм и
их незначительные размеры в
отрасли (фирмы являются «
2) Множество покупателей.
3) Однотипная (стандартизированная) продукция.
4) Легкие условия для входа в отрасль и выхода из нее других фирм.
5) Отсутствие ценовой конкуренции между продавцами.
6) Полная информированность
всех участников рынка
Но и в этой, казалось бы, идеальной модели существуют изъяны. Экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:
а) нет причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;
б) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;
в) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;
г) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим для понимания принципов функционирования рыночного механизма.
Рынок чистой монополии
В зависимости от степени
ограничения конкуренции
Монополия - исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Рыночная власть - это способность фирмы (продавца) или покупателя воздействовать на цену товара. У монополии рыночная власть полная. Чистая монополия - это такой тип рыночной структуры, когда фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. Чистая монополия - это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.
Характерные черты чистой монополии: понятия «фирма» и «отрасль» совпадают; покупатели не имеют возможности выбора; чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении; кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса; чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.
Барьеры для входа в отрасль - это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм. Все барьеры делятся на 2 вида: естественные, которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и искусственные, создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).
Источники монопольной власти:
1) Исключительные права
(авторские права, патенты,
2) Устойчивые предпочтения потребителей (низкая эластичность спроса).
3) Контроль над ресурсами
(местонахождение, источники
4) Эффект масштаба (оптимальный
объем выпуска при
Виды монополий:
1) Закрытая монополия носит долгосрочный характер, т.к. она защищена с помощью юридических ограничений (выпуск денег, оружия).
2) Открытая монополия носит временный характер, т.к. связана с исключительными правами, закрепляющими права собственности какого-нибудь уникального товара.
3) Естественная монополия носит долгосрочный характер, т.к. минимальный уровень средних общих издержек может быть достигнут при очень больших объемах производства (электроэнергетика, железные дороги и т.д.).
Общественные издержки монопольной власти -- это убытки или потери для общества в целом от
Рынок монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью фирмы-продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж, при этом ни одна из них не обладает всей полнотой власти по контролю рыночной цены. Рыночная власть - способность производителя (или потребителя) оказывать влияние на рыночную цену экономических благ.
Рынок монополистической конкуренции наиболее конкурентен и наименее монополизирован -- это рынок взаимодействия относительно большого числа продавцов, предлагающих дифференцированную продукцию (похожую, но не идентичную).
Особенности рынка монополистической конкуренции:
1) Дифференциация продукта;
замещение благ высокое, но
не абсолютное; лояльность к торговой
марке; фирмы обладают
2) Большое число продавцов;
небольшая доля фирмы в
3) Относительно свободный
вход на рынок и выход из
него; издержки входа выше, чем
при совершенной конкуренции;
отсутствие отраслевых
4) Автономность поведения
фирм приводит к отсутствию
сговора; свобода принятия
5) Убывающая кривая спроса.
Современная рыночная экономика - это экономика преимущественного господства рынков монополистической конкуренции, ибо совершенно конкурентные рынки, также как и полностью монополизированные рынки, в чистом виде не существуют.
Рынок олигополии
Олигополия - рыночная структура,
в которой большая часть продаж
совершается несколькими
1) На рынке доминирует небольшое количество фирм. Главная черта олигопольного рынка - в тесной и сознательной взаимосвязи и взаимозависимости фирм друг от друга.
2) Олигопольные фирмы
обладают крупными рыночными
долями и потому имеют
3) Ограниченный доступ
в отрасль (существуют
4) Однородный продукт
(чистая олигополия) или дифференциальный
продукт (дифференциальная
5) Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.
Эффективность конкурентных рынков состоит в распределении ограниченного количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, таким образом, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей.
Производственная
Эффективность распределения
ресурсов имеет место, когда невозможно
изменить структуру совокупного
производства так, чтобы получить дополнительную
чистую выгоду для общества. Ресурсы
распределяются так, чтобы производилась
совокупная продукция, состав которой
наилучшим образом
Из сущности издержек утраченных возможностей следует, что предельные издержки производства продукта измеряют цену — относительную ценность других товаров, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, использованных в производстве единицы этого продукта. Равенство цены предельным издержкам, характерное для чистой конкуренции, обеспечивает эффективное распределение ресурсов.
Ограниченность рынка чистой конкуренции связана с некоторыми проблемами, которые им не разрешаются.
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
Рынок не способен противостоять
монополистическим тенденциям. В
условиях рыночной стихии неизбежно
возникают монополистические