Рынок и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:43, реферат

Описание

В современном мире невозможно представить человека, не вовлеченного в обмен товаров и услуг. Рынок — экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена. На данный момент существует бесконечное множество видов рынков: материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы; по масштабам охвата территории: от регионального, до мирового; а также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2
Определение и функции рынка ………………………………………...3
Виды рынков …………………………………………………………….7
Конкуренция и монополия в рыночном механизме …………………12
Эффективность конкурентных рынков и фиаско рынка …………….17
Заключение ………………………………………………………………21
Список использованной литературы ………………………………….22

Работа состоит из  1 файл

рынок и его виды.docx

— 44.13 Кб (Скачать документ)

Чтобы поддержать чрезвычайно  высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

Еще одна ситуация, при которой  рыночный механизм оказывается несостоятельным, связана с так называемыми  общественными благами. Общественные блага отличаются от частных, благ следующими двумя характеристиками: прежде всего, в потреблении общественных благ отсутствует соперничество. Вторая особенность общественных благ, получившая название неисключаемости, состоит  в невозможности воспрепятствовать  их потреблению. Рынок не заинтересован  и не способен производить общественные блага. Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном  количестве.

Общественные блага бесплатны  для потребителя, но не бесплатны  для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые  не способен нести рынок. Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно  с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной  структуры, непосредственное участие  государства.

3. Рыночный механизм непригоден  для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность  в условиях рынка затрагивает  интересы не только непосредственных  его участников, но и других  людей. Ее последствия нередко  носят негативный характер.

По мере роста общественного  богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании  сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют  водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить  или компенсировать ущерб, наносимый  внешними эффектами. Соглашение между  заинтересованными сторонами без  внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда  отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных  проблем необходимо вмешательство  государства. Оно вводит жесткие  нормативы, ограничения, использует систему  штрафов, определяет границы, которые  не вправе переступить участники  хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает  способностью обеспечивать социальные  гарантии, нейтрализовать чрезмерную  дифференциацию в распределении  доходов. Рынок по своей природе  игнорирует социальные и этические  критерии, т.е. справедливость при  распределении ресурсов и доходов.  Он не обеспечивает стабильную  занятость трудоспособного населения.  Каждый должен самостоятельно  заботиться о своем месте в  обществе, что неизбежно ведет  к социальному расслоению, усиливает  социальную напряженность.

«Нормальный» рынок порождает  ненормальные пропорции распределения  созидаемого богатства. Рыночные отношения  создают благоприятные условия  для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный механизм порождает  неполную и недостаточно совершенную  информацию. Только в условиях  полностью конкурентной экономики  участники рынка обладают достаточно  исчерпывающей информацией о  ценах и перспективах развития  производства. Но сама конкуренция  заставляет фирмы скрывать реальные  данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной  информации, неполнота и неравномерность  ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность  принятия оптимальных решений у  других. Продавцы и покупатели, предприниматели  и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет  не частный рынок, а государственные  институты. Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования  экономической деятельности.

Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием  соответствующих институциональных  структур, участием государства в  распределении ресурсов, решении  проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рынок представляет собой  систему отношений, в которой  связи покупателей и продавцов  столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию  быстро выравниваться. Рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

Рынок как развитая система  отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки  классифицируются в зависимости  от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.

Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических  ресурсов. Принято различать конкуренцию  совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для  формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой  институциональной среды.

Таким образом, мы видим, что  существует множество рынков. Одни из них хорошо развиты в России, другие только развиваются, иные еще  не оформлены ни в виде реально  существующей действительности, ни в  виде нормативно определенной базы. Но, следует признать, что по мере развития реформы в России развиваются  и рынки, составляющие ее экономику.

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Биржевая деятельность. Под ред. проф. А. Г. Грязневой, Р. В. Корнеевой, В. А. Голановой. М.: «Финансы и статистика», 1995 г.
    2. Варга «Роль государства в рыночном хозяйстве», МЭиМО, № 10-11, 1992.
    3. Гальперин В. И., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник/ Общая редакция Л. С. Тарасевича. СПб.: Экономическая школа, 1994.
    4. Долан Э Дж., Д. Е. Линдсей, «Микроэкономика», Санкт-Петербург, 1994г.
    5. Заставенко, Райзберг «Государственные программы и рынок», Экономист, № 3, 1991.
    6. Инфраструктура и интенсификация производства. М.: Наука, 1980 г. 2. Социальная инфраструктура, повышении эффективности ее функционирования в условиях перехода к рыночным отношениям. Ниж. Новгород, 1991 г.
    7. Максимова, А. Шишов «Рыночная экономика. Учебник», Москва, СОМИНТЕК, 1992.
    8. Мерзляков «О становлении рыночной экономики», Финансы, № 1, 1994.
    9. Основы экономической теории. Учеб. пособие/ Под ред. Камаева В. Д. - М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. - 284.
    10. Папава В. «Роль государства в современной экономической системе», Вопросы экономики, № 11, 1993.

 


Информация о работе Рынок и его виды