Рынок. Сущность и виды рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 23:25, реферат

Описание

Цель - прибыль, средства – любые, лишь бы не противоречили явно законодательству, и лишь бы большинство сильно не ругалось.
Маркетинг это искусство, основанное на опыте. Идет постоянное совершенствование методов воздействия на потребителя. Умелое манипулирование ассоциативностью человеческого мышления позволяет обрабатывать массовое сознание и формировать общественное мнение на уровне условных рефлексов. Главное чтобы это работало. Обман, умалчивание, введение в заблуждение, хитрость на грани мошенничества все используется в тщательно продуманных и взвешенных пропорциях. Главное чтобы это работало.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2
1. Сущность и определение целевого рынка. Виды рынка…………………….4
2. Сегментирование рынка……………………………………………………...16
3. Оценка емкости рынка……………………………………………………......25
4. Планирование рынка предприятия «Стройиндустрия»…………………….29
Заключение…………………………………………………………………….....32
Список литературы……………………………………………………………....33

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

 Маркетинг  исследует деятельность КОНКУРЕНТОВ.  Маркетинг – главный инструмент  конкурентной борьбы. С одной  стороны, необходимо тщательно  следить за соперниками на рынке, выявлять их слабости и преимущества, с другой – дать информацию о конкурентоспособности собственного предприятия, показать главные факторы коммерческого успеха.        

 Рынок в  глазах маркетолога предстает  как пестрая мозаика, составными частями которой являются так называемые рыночные СЕГМЕНТЫ. Объектами сегментов являются потребители, товары и сами предприятия.        

 Для успеха  в современном бизнесе маркетинг  должен помочь предприятию найти  его место на рынке, которое  еще не занято или не до конца используется конкурентами. Попав в РЫНОЧНУЮ НИШУ, предприятие имеет максимальные возможности стать прибыльным и быстрорастущим.

Существует  огромное многообразие рынков. По сути, каждый продукт создает свой собственный  рынок. В маркетинге рынок – это все потенциальные потребители рыночного предложения с определенными нуждами или потребностями, для удовлетворения которых они желают и способны принять участие в обмене. Так же понятие «рынок» может быть представлено в широком и узком смыслах.

В зависимости  от числа участников-продавцов рынки  могут быть конкурентными либо неконкурентными. В зависимости от объектов купли-продажи  различают рынки продуктов, рынки  ресурсов и финансовые рынки.

Рынки продуктов  по назначению объектов купли-продажи в свою очередь подразделяются на рынки потребительских товаров, рынки товаров производственного назначения, рынки «ноу-хау» и др.

Рынки ресурсов разделяются на рынки природных  ресурсов, рынки труда, рынки капиталов. При этом выделяют рынки движимого  и недвижимого имущества, рынки жилья и т.д.

Финансовые рынки включает рынки денежных средств, валютные рынки, рынки ценных бумаг (фондовые рынки).

По географическому положению (масштабу) рынки разделяются на местные, региональные, национальные или  международные.

Выделяют рынки по отраслевому  признаку: рынок промышленных товаров, аграрный рынок, автомобильный рынок, нефтяной рынок и т.д. По характеру  продаж принято выделять розничные, мелкооптовые, оптовые рынки.

Что же прежде всего интересует маркетинг при анализе рыночного механизма? Прежде всего –  это СПРОС.

Спрос — это экономическая  категория, присущая товарному хозяйству  и проявляющаяся в сфере обмена. Спрос выражает платежеспособную общественную потребность в материальных благах, товарах и услугах.

По виду спрос может быть классифицирован на:  реализованный, неудовлетворенный, совокупный действительный, при этом:                       

 ДС = РС + НС, где:     

 РС – реализованный  спрос     

 НС – неудовлетворенный  спрос     

 ДС – действительный  спрос

Анализ спрос на рынке проводится в 4-е основных этапа:

1. Аналитический  – когда анализу подвергается  объект спроса на определенном  рынке.

2. Статистический этап  – когда в определенном временном  интервале проводится набор статистических  данных. Объективность данных этапа зависит от достоверности источников информации.

3. Экспертная оценка –  обычно данный этап заключается  в привлечении экспертов когда  затруднен набор статистических  данных и отсутствуют специалисты  в проведении исследований.

4. Формирование гипотезы  развития спроса, когда делаются прогнозы по развитию спроса в перспективе.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ –  совокупность товаров или услуг, которую может поставить на рынок  продавец в определенное время и  в определенном количестве, при определенном сложившемся уровне цен на данный товар или услугу. Если спрос выступает на рынке как предъявленная потребность в товаре, то предложение – как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него. Эти две категории взаимосвязаны. При изучении рынка огромный интерес представляют не отдельные показатели спроса и предложения, а их взаимосвязь.

КОНЬЮНКТУРА – это сложившаяся  экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом  и предложением, движение цен и  товарных запасов, портфель заказов  по отраслям и др.

Коньюнктуру рынка надо постоянно  изучать и прогнозировать. Иначе  не продашь и не купишь по наиболее выгодным ценам, не справишься с маневрированием  ресурсами и изменением выпуска  товара в соответствии с ожидаемой  обстановкой на рынке. Результатом  этих усилий маркетинга является прогноз ситуации на рынке, различный по срокам и степени достоверности.

ЕМКОСТЬ РЫНКА – представляет собой показатель, который характеризует  объем реализуемой на данном рынке  продукции в течение определенного  периода времени. Емкость национального рынка по любому товару ( обычно за год) рассчитывается на основе следующих показателей

С = Р + R -Е +I, где     

 С – емкость  рынка ( полное потребление товара  на данном рынке);     

 Р – национальное  производство данного товара  в стране;       

R – остаток товарных  запасов на предприятиях изготовителей  в стране;     

 Е – экспорт  товара из страны;     

I -  импорт товара в страну.

Маркетинг исследует  деятельность КОНКУРЕНТОВ. Маркетинг  – главный инструмент конкурентной борьбы. С одной стороны, необходимо тщательно следить за соперниками на рынке, выявлять их слабости и преимущества, с другой – дать информацию о конкурентоспособности собственного предприятия, показать главные факторы коммерческого успеха.

Рынок в глазах маркетолога предстает как пестрая мозаика, составными частями которой являются так называемые рыночные СЕГМЕНТЫ. Объектами сегментов являются потребители, товары и сами предприятия.

Для успеха в  современном бизнесе маркетинг  должен помочь предприятию найти  его место на рынке, которое еще не занято или не до конца используется конкурентами. Попав в РЫНОЧНУЮ НИШУ, предприятие имеет максимальные возможности стать прибыльным и быстрорастущим.

Как правило, исследование рынка включает:

поиск и анализ сведений об интересующих рынках;

составление детального плана изучения рынка и работы на нем;

выполнение  плана с текущим и итоговым контролем.

Детальная классификация, позволяющая учесть самые различные  критерии деятельности фирмы в производстве основной продукции приведена ниже:

Примерная классификация рынков

Таблица №1

ПРИЗНАК

ТИП РЫНКА

Структура хозяйства  страны

Страны с натуральным  хозяйством

Стран-экспортеров сырья

Промышленно-развивающихся  стран

Промышленно развитых стран

Уровень доходов  и характер их распределения

Страны и  регионы с низким уровнем доходов

Страны и  регионы с очень высоким уровнем  доходов

Страны с  низким, средним и высоким уровнем  доходов

Страны с  преимущественно средним уровнем  доходов

Территориальный охват

Внутренний

Национальный

Региональный

Мировой

Товарно-отраслевой с многоуровневой детализацией

Машин и оборудования

Минерального  сырья и топлива

Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров

Сфера общественного  производства

Рынок товаров  материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования)

Рынок товаров  духовного производства

(достижений  науки, технологий, ноу-хау, произведений  искусств)

Характер конечного  использования

Срок использования  товаров

Рынок товаров  производственного назначения

Рынок товаров  потребительского назначения

Рынок товаров  долговременного назначения

Рынок товаров  краткосрочного пользования

Рынок товаров  одноразового пользования

Организационная структура (различные условия торговли и характер взаимоотношений между продавцами и покупателями

Мировой:  открытый, закрытый

Внутренний:  оптовый, розничный


 

 

Так же выделяют рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца складывается при условии, что продавцов мало, они имеют преимущества и объективно не заинтересованы в завоевании потребителя. А покупателей много, они находятся в зависимости от продавца и приобретают любые товары, которые есть в магазине.

Рынок покупателя складывается при условии, что покупателей мало, они имеют преимущества и приобретают только те товары, которые их устраивают. А продавцов много, они находятся в зависимости и объективно заинтересованы в завоевании потребителя.

Важное значение имеет разделение рынка на реальный и потенциальный (совокупный реальный рынок и совокупный потенциальный  рынок).

Существует  ряд характеристик рынка, с помощью которых можно оценить его состояние. Среди таких характеристик: емкость рынка, реальная емкость рынка, потенциальная емкость рынка, абсолютная доля рынка, относительная доля рынка, динамика рынка, степень монополизации рынка, интенсивность конкуренции на рынке.

Задача маркетолога  состоит в том, чтобы выделить качественно и количественно  различные уровни оценки исследуемого рынка, такие как потенциальный  рынок, доступный рынок, целевой  рынок и освоенный рынок

В маркетинге большое  значение имеет фактор рыночной активности.

Когда одна из сторон (любая – продавец или покупатель) ищет возможные варианты обмена активнее, чем противоположная, маркетологи  называют такую сторону предпринимателем или активным субъектом рынка, а  другую — предполагаемым покупателем.

Особое значение имеет понятие целевого рынка. Деление рынка на целевые сегменты позволяет по-новому, более детально, взглянуть на такое базовое понятие как нужды потребителя. Выделяют 5 типов покупательских нужд: заявленные нужды, действительные нужды, незаявленные нужды, приятные нужды, тайные нужды:

1. Заявленные нужды (покупатель хочет недорогую машину).

2. Действительные нужды (покупатель предпочитает недорогую в эксплуатации машину, её продажная цена не имеет особого значения).

3. Незаявленные нужды (покупатель ожидает хорошего обслуживания со стороны дилера).

4. Приятные нужды (покупатель приобретает машину и в качестве дополнения получает новый атлас автомобильных дорог).

5. Тайные нужды (покупатель стремится выглядеть в глазах друзей ценностно-ориентированным потребителем).

Рынки в своем  развитии проходят несколько этапов:

Этап формирования рынка. Перед тем как рынок станет реальным, он существует в скрытой форме. Скрытый рынок состоит из покупателей с одинаковыми потребностями или желанием получить нечто, еще не существующее.

Этап роста  рынка. Этап роста рынка начинается в тот момент, когда товар появляется в продаже и начинает пользоваться спросом.

Этап зрелости рынка. Когда конкуренты занимают все основные сегменты рынка, рынок вступает в стадию зрелости, но на этом его развитие не прекращается: компании будут стремиться захватить сегменты друг друга, что, как правило, приводит к снижению их прибыли.

Этап спада. В определенный момент времени потребности рынка в конкретном товаре начинают уменьшаться, и рынок вступает в стадию спада. На данном этапе либо уменьшаются потребности потребителей, либо появляются новые технологии. В конце концов, старая технология исчерпывается и появляется новая, возникает новый жизненный цикл спроса – технологии.

Помимо потребительского рынка, существуют также деловые рынки. Деловой рынок образуют компании, приобретающие промышленную продукцию и услуги, используемые в производстве продукции для конечных потребителей. К основным отраслям делового рынка относятся: сельское, лесное и рыбное хозяйство, горнодобывающая промышленность, обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт и связь, коммунальное хозяйство, банковское, финансовое и страховое дело, сфера услуг.

Ряд характеристик  делового рынка значительно отличают его от рынка потребительского:

- меньшее число  покупателей.          

- покупатели  более крупные.

- более тесные  отношения продавца и потребителя.

- производность  спроса на промышленные товары (зависимость спроса на промышленные  товары от спроса конечных продуктов на потребительских рынках).

- профессионализм  покупателей.

- взаимные закупки.

Выше мы рассматривали  покупательское поведение коммерческих организаций. Большая часть того, что было сказано, применима на практике к совершению покупок некоммерческими организациями, которых представляют государственные учреждения. Эти организации образуют рынок государственных учреждений или, что тоже самое, рынок госзаказов.

Государственный рынок образуют государственные  организации и учреждения, финансируемые из средств государственного бюджета. К таким организациям относятся школы, больницы, дома для престарелых, тюрьмы и другие учреждения, которые призваны обеспечивать продукцией или услугами людей, находящихся на их попечении.

 

2. Сегментирование рынка

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ - деление рынка на отдельные группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и услуги.

Информация о работе Рынок. Сущность и виды рынка