Сегментирование рынка и позиционирование товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 21:54, контрольная работа

Описание

В наше время создание товара не является уже таким беспрецедентным и уникальным событием, как это было раньше. Еще буквально полвека назад создание чего-то нового производило переворот и приносило изобретателям сверхприбыли. Сейчас главным является не создание, а умелое и эффективное продвижение нового товара. Истории известны случаи, когда продукция, которая, по сути, не была уникальной или сверхновой становилась лидером продаж на многие годы, благодаря грамотной маркетинговой стратегии фирмы.
При разработке нового товара необходимо четко знать на какую потребительскую аудиторию он рассчитан. Нужно знать о своем среднестатистическом потенциальном клиенте практически все, начиная с возраста и пола и заканчивая личными увлечениями. Именно эти сведения дают возможность разработать товар вплоть до мелочей и провести эффективную рекламную кампанию.
Для этого и существует такое понятие как сегментация рынка, которая представляет собой разделение потребителей на группы. Существуют различные принципы, методы и критерии сегментирования рынка. Каждый товар индивидуален и каждый потребитель индивидуален, поэтому нет одного определенного принципа или метода. Каждой фирме стоит самой выбирать стратегию сегментирования.

Содержание

Введение. …………………………………………………………………… ..............…........ 3
1. Понятие о сегментации: виды, принципы, критерии. …………………....... 4
1.1. Понятие и схема сегментирования рынка. ……………………………......... 4
1.2. Принципы сегментации рынка. ………………………………………...........…... 5
1.3. Критерии сегментации рынка. ……………………………………….....…......... 6
1.3.1. Критерии сегментации потребительского рынка. …………………........ 7
1.3.2. Критерии сегментации промышленного рынка. ……………………........ 7
2. Сущность и значение позиционирования товаров в системе маркетинга.9
3. Выбор целевого сегмента рынка и способы его охвата. ………………....... 15
3.1. Выбор целевого сегмента рынка. ………………………………………............. 15
3.2. Подходы к сегментированию рынка. ………………………………….............. 16
3.3. Выявление привлекательных сегментов. ……………………………….......... 19
3.4. Выбор способа охвата рынка. ………………………………………...…............. 20
4. Оценка конкурентных позиций товара с учетом товаров-аналогов. …… 22
4.1. Понятие конкуренции и ее виды. …………………………………….…........... 23
4.2. Анализ конкуренции. ……………………………………………………................. 24
4.3. Анализ конкурентных позиций мороженого. …………………………......... 27
Заключение. …………………………………………………………………........................ 32
Список литературы. …………………………………………………………..................... 34
Приложение. …………………………………………………………………....................... 35

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг.doc

— 474.00 Кб (Скачать документ)

      Можно привести несколько примеров такого концентрированного маркетинга. Фирма  «Фольксваген» в определенный период сосредоточивала свои усилия на рынке  малолитражных автомобилей, фирма  «Хьюлетт-Паккард» — на рынке дорогих калькуляторов. На обслуживаемом сегменте фирма лучше других знает нужды покупателей и пользуется определенной репутацией. В результате специализации в области производства, распределения и стимулирования сбыта фирма добивается экономии ресурсов.

    Концентрированный маркетинг связан с повышенным уровнем  риска. Избранный сегмент рынка  может не оправдать надежд, например потребители могут перестать  покупать товар предлагаемого типа. В результате фирма потерпит большие  убытки. 

     3.2. Подходы к сегментированию рынка

     Различают следующие подходы к сегментированию:

     Сегментация на основе ключевых особенностей рынка. Иногда стратегия сегментации может приносить неплохие результаты, даже если вам не удается определить, кто и в каком сегменте находится.

     Как правило, выбор целевой аудитории  — первичная задача любой стратегии  сегментации. Прежде чем тратить  силы на то, чтобы найти доступ к  конкретным потребителям из того или  иного сегмента, стоит посмотреть, а вдруг собирательные черты  сегментов сами укажут на выгодную стратегию?

     Сегментация на основе самоотбора потребителей. Основная идея самоотбора состоит в том, что компания и потребители меняются ролями: компания не пытается выявить людей, которые, например, при выборе руководствуются ценой, а намечает для себя привлекательные, по ее мнению, сегменты и предоставляет возможность потребителям прийти к ней самим.

     Компании  чаще всего пытаются подтолкнуть  потребителей к выбору, увеличивая количество товарных позиций; наиболее очевидные примеры — хлопья или стиральные порошки, которые продаются в разных упаковках. Потребители из разных сегментов выбирают самые им подходящие. Другой классический механизм — купоны: с его помощью происходит самоотбор потребителей в зависимости от чувствительности к цене. Скидка полагается каждому владельцу купона, но ею пользуются только потребители определенного типа: для них имеет значение цена, и при этом их не пугают связанные с этим хлопоты — купон надо вырезать и сохранить.

     Авиакомпании  устанавливают более низкие тарифы для пассажиров, готовых подчиниться правилу ближайшего воскресенья (оно означает, что пассажир должен вернуться в пункт отправления не раньше первого воскресенья со дня вылета в пункт назначения). Они справедливо считают, что клиенты из чувствительного к ценам сегмента пожертвуют удобством ради более низких цен. Перевозчики могут и не знать своих потребителей: прослышав о скидках, клиенты сами найдут их.

     Таким образом, компании поощряют самоотбор  с помощью разных механизмов, и самые популярные из них — это купоны, ценообразование, учитывающее время суток или день недели (к примеру, тарифы на связь и авиабилеты), создание нескольких версий одного продукта. Эти решения особенно эффективны, если круг потребителей очень широк, но каждый отдельный человек тратит так мало денег, что применять другие методы сегментации или запускать новые модификации продуктов в массовое производство только ради этой группы потребителей экономически нецелесообразно.

     Сегментация на основе скоринговой  модели. Телекоммуникационная компания, которая решила сегментировать свой рынок и выявить группы, на которые он естественным образом распадается, опросила в компаниях-клиентах ответственных за связь менеджеров. Опрос позволил выделить сегменты, ориентированные на цену, удобство и качество. Потребности менеджеров нельзя было предсказать на основании информации о характере и масштабе деятельности их компаний. Когда распределить потребителей по сегментам попробовали сами сотрудники отдела продаж этой компании, результаты оказались лучше, но все же недостаточными для более или менее точного разделения.

     Чтобы принципы сегментации могли служить  руководством к действию, компания разработала скоринговую модель — инструмент, основанный на таком разделе математической статистики, как дискриминантный функциональный анализ. Эта модель позволяет маркетологам относить потребителей к соответствующим сегментам в зависимости от их ответов на несколько ключевых вопросов. Банки, занимающиеся потребительским кредитованием, с помощью скоринговых систем делят заемщиков на надежных и ненадежных.

     Телекоммуникационная  компания проанализировала ответы половины респондентов первоначального маркетингового опроса, чтобы максимально точно  установить математическую взаимосвязь  между их ответами и сегментами, к которым они принадлежат. Ответы другой половины респондентов были затем использованы для проверки точности прогнозирования модели.

     Когда результаты сегментации, проведенной  специалистами по продажам, сравнили с данными, полученными с помощью скоринговой модели, оказалось, что специалисты по продажам слишком многих клиентов причисляли к сегменту, чувствительному к ценам, и поэтому лишали компанию дополнительных доходов.  
 
 
 
 

     3.3. Выявление привлекательности сегментов 

     Следующим шагом после выявления рыночных сегментов является определение степени их привлекательности и выбор целевых рынков и маркетинговых стратегий по отношению к ним. Осуществляется оценка привлекательности каждого рыночного сегмента и выбор одного или нескольких сегментов для освоения. При оценке степени привлекательности различных рыночных сегментов, удовлетворяющих требованиям к их успешной сегментации, учитываются следующие три главных фактора:

  • размер сегмента и скорость его изменения (роста, уменьшения);
  • структурная привлекательность сегмента;
  • цели и ресурсы организации, осваивающей сегмент.

     Структурная привлекательность рыночного сегмента определяется уровнем конкуренции, возможностью замены продукта на принципиально  новый продукт, удовлетворяющий  те же потребности, силой позиций  покупателей и силой позиций поставщиков комплектующих и ресурсов по отношению к рассматриваемой организации, конкурентоспособностью рассматриваемых продуктов на этих сегментах.

     Даже  если рыночный сегмент характеризуется  нужными размерами и скоростью  роста и обладает достаточной структурной привлекательностью, необходимо принимать в расчет цели и ресурсы организации. Возможно несовпадение целей долгосрочного развития организации с текущими целями се деятельности на конкретном рыночном сегменте. Возможна нехватка ресурсов для обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе.

     Далее организация должна решить, какие  из проанализированных рыночных сегментов  она должна выбрать и рассматривать  в качестве целевых рынков.

     Здесь существуют следующие варианты:

     1. Сконцентрировать усилия, направленные на реализацию одного продукта на одном рыночном сегменте.

     2. Предложить один продукт всем  рыночным сегментам (продуктовая  специализация).

     3. Предложить все продукты одному  рынку (рыночная специализация).

     4. Для некоторых выбранных рыночных сегментов предложить различные продукты (селективная специализация).

     5. Не учитывать результаты сегментации  и поставлять на весь рынок  все выпускаемые продукты. Такая  стратегия прежде всего используется  в случае, если не удалось выявить  рыночные сегменты с различным профилем реакции потребителей, и/или сегменты, рассмотренные по отдельности, малочисленны и не представляют интереса для коммерческого освоения. Обычно такой политики придерживаются крупные фирмы.  

         3.4. Выбор способа охвата рынка 

         При выборе стратегии охвата рынка необходимо учитывать следующие факторы:

         1) ресурсы фирмы.  При ограниченности ресурсов  наиболее рациональной оказывается  стратегия концентрированного маркетинга;

         2) степень однородности  продукции. Стратегия недифференцированного маркетинга подходит для единообразных товаров, таких, как пшеница или сталь. Для товаров, которые могут отличаться друг от друга по конструкции, таких, как фотокамеры и автомобили, больше подходят стратегии дифференцированного или концентрированного маркетинга;

         3) этап жизненного  цикла товара. При выходе фирмы  на рынок с новым товаром  целесообразно предлагать только  один вариант новинки. При этом  наиболее эффективны стратегии  недифференцированного или концентрированного  маркетинга;

         4) степень однородности рынка. Если у покупателей одинаковые вкусы, они закупают одно и то же количество товара в одни и те же отрезки времени и одинаково реагируют на одни и те же маркетинговые стимулы, уместно использовать стратегию недифференцированного маркетинга;

         5) маркетинговые стратегии конкурентов. Если конкуренты занимаются сегментированием рынка, применение стратегии недифференцированного маркетинга может оказаться гибельным. Если конкуренты применяют недифференцированный маркетинг, фирма может получить выгоды от использования концентрированного или дифференцированного маркетинга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

4. Оценка конкурентных  позиций товара  с учетом товаров-аналогов 
 

     Маркетинговые исследования играют центральную роль в системе современного маркетинга. В настоящее время даже начинающему предпринимателю, создающему собственное дело, известно, какую роль в современном мире играет информация. Достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих на рынке, дает возможность прогнозировать изменения спроса, предложения, рыночных цен, разрабатывать новые маркетинговые решения. При этом необходимо учитывать, что все элементы рынка находятся в постоянном движении.

     Анализ  конкурентов, возможно, - один из самых  важных элементов современного маркетинга. Его результаты позволяют не только разработать правильную хозяйственную стратегию, политику компании на рынке, но и четко определить, что сделано не так, как надо, в продукте, сбытовой сети, рекламе и других компонентах маркетинговой работы компании.

     Маркетинговоориентированная компания в состоянии не только изучить слабые и сильные стороны своих конкурентов и превзойти их по всем параметрам своей деятельности, она в состоянии максимально точно определить свои сравнительные преимущества и ключевую компетентность, чтобы уйти от примитивных форм соперничества там, где это возможно.

       Проведем исследование конкуренции  на рынке мороженого. Сегодня на отечественном рынке наблюдается конкуренция между различными отраслями, производящими мороженое. С учетом того, что рынок мороженого не так богат, как скажем пивной или кондитерский, у предприятий, соответственно, не слишком широк выбор возможностей для создания яркого, запоминающегося продукта. Сегодня на российском рынке работают порядка 300 производителей мороженого, хотя ключевую роль играют около одного десятка компаний. Лидером данной отрасли выступает компания «Инмарко», на примере продукции которой и  рассмотрим конкурентные позиции.

 

     4.1. Понятие конкуренции и ее виды

 

     Конкуренция является эффективным координатором  экономической деятельности, а для  сохранения ее на должном уровне требуется  государственная поддержка. Однако государственное вмешательство  часто наносит конкуренции  вред.

     В целом, конкуренция - элемент рыночного механизма, борьба за наиболее выгодные условия приложения капитала, и в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций.

     По  существу, конкуренция - это предложение  дополнительных возможностей, и, следовательно, более широкий выбор для покупателя. Если одна фирма расширяет перечень предлагаемых ею возможностей, то это может уменьшить перечень возможностей, которые способны предложить другие фирмы. Разрыв между ценой товара и предельными затратами на его производство является источником потенциального преимущества.

     В поле зрения участника рынка должны быть следующие наиболее важные направления  конкурентной борьбы:

  • конкуренция качества - повышение потребительских свойств товара при сохранении цены, либо существенно более высокое качество товара при незначительном увеличении цены;
  • функциональная конкуренция - конкуренция с принципиально иными изделиями, способными удовлетворять те же потребности, что и ваш товар;
  • ценовая конкуренция - борьба за покупателя за счет более низкой цены, нежели у товаров того же качества других фирм;

Информация о работе Сегментирование рынка и позиционирование товара