Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 14:00, курсовая работа
Главными целями данной работы является:
1) дать определение понятиям «сегментирование рынка», «выбор целевых сегментов рынка» и «позиционирование товара на рынке»;
2) перечислить основные принципы сегментирования потребительских рынков и рынков товаров промышленного назначения;
3) пояснить, каким образом фирмы выбирают стратегию охвата рынка;
Введение……………………………………………………………………….…2
Глава 1. Сегментирование рынка……………………………………………...4
1.1. Значение сегментирования рынка………………………………………...4
1.2. Сегментирование по географическому принципу……………………….7
1.3. Сегментирование по демографическому принципу……………………..8
1.4. Сегментирование по психографическому принципу……………………8
1.5. Сегментирование по поведенческому принципу…………………………9
Глава 2. Процесс сегментирования рынка……………………………………10
2.1. Этапы процесса сегментации рынка……………………………………….10
2.2. Три варианта охвата рынка…………………………………………………12
2.3. Выбор стратегии охвата рынка…………………………………………..14
2.4. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка……………….15
2.5. Выбор рыночной стратегии сбыта………………………………………17
2.6. Позиционирование товара на рынке………………………………….…17
2.7. Выбор атрибутов позиционирования…………………………………...20
Глава 3. Сегментирование рынка на примере ОАО «КЕРАМИН»…………..22
3.1.Исследование рынка и потребителей – основа сегментации рынка
керамической плитки…………………………………………………………...22
3.2. Формирование плана маркетинга для выбранных сегментов…………...24
Заключение……………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….…..32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Сегментирование рынка………………………
1.1. Значение сегментирования рынка………………………………………...4
1.2. Сегментирование
по географическому принципу………
1.3. Сегментирование
по демографическому принципу……
1.4. Сегментирование
по психографическому принципу…
1.5. Сегментирование
по поведенческому принципу…………
Глава 2. Процесс сегментирования рынка……………………………………10
2.1. Этапы процесса
сегментации рынка…………………………………
2.2. Три варианта охвата рынка…………………………………………………12
2.3. Выбор стратегии охвата рынка…………………………………………..14
2.4. Выявление наиболее привлекательных сегментов рынка……………….15
2.5. Выбор рыночной стратегии сбыта………………………………………17
2.6. Позиционирование товара на рынке………………………………….…17
2.7. Выбор
атрибутов позиционирования………………………………….
Глава 3. Сегментирование рынка на примере ОАО «КЕРАМИН»…………..22
3.1.Исследование рынка и потребителей – основа сегментации рынка
керамической
плитки…………………………………………………………..
3.2. Формирование
плана маркетинга для
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….…..32
Введение
Мир
огромен, и в нем слишком много
разных людей и организаций для
того, чтобы мог существовать единый
комплекс маркетинга, способный удовлетворить
каждого. Пока к товару или сервису
относятся примерно так же, как
к универсальному моющему средству,
разработанному для массового потребителя
и не имеющему даже собственной торговой
марки, попытки удовлетворить всех
без исключения потребителей заранее
обречены на провал. Организация, которая
решает работать на каком-то определенном
рынке (не важно, на каком именно: потребительском,
отраслевом, перепродаж или правительственном)
обычно очень быстро понимает, что не может
обслуживать всех клиентов на этом рынке
совершенно одинаково. Клиентов может
быть очень много, и они могут предъявлять
совершенно разные требования. Поэтому
организациям часто приходится определять
для себя наиболее привлекательные участки
рынка — те, которые они способны обслужить
наилучшим образом, или те, где конкуренция
слабее или ее нет вообще.
Продавцы не всегда придерживались этой
практики. Их взгляды прошли через три
этапа:
- массовый
маркетинг. При массовом
- товарно-дифференцированный
маркетинг. В этом случае
- целевой
маркетинг. В этом случае
Главными целями данной работы является:
1) дать
определение понятиям «
2) перечислить
основные принципы
3) пояснить, каким образом фирмы выбирают стратегию охвата рынка;
4) рассказать,
каким образом фирма
Первое - сегментирование рынка - разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары. Фирма определяет разные способы сегментирования рынка, составляет профили полученных сегментов и оценивает степени привлекательности каждого из них.
Второе - выбор целевых сегментов рынка - оценка и отбор одного или нескольких сегментов рынка для выхода на них со своими товарами.
Третье - позиционирование товара - обеспечивает товару конкурентного положения на рынке.
В данной
работе будут рассмотрены основные
принципы сегментирования рынка, выбора
целевых сегментов и
Глава 1. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА
1.1. Значение сегментирования рынка
Каждый субъект, осуществляющий маркетинговую деятельность, заинтересован в том, чтобы она была эффективной. Для достижения этого необходимо знать, как анализировать возможности рынка, отобрать подходящий целевой рынок, разработать комплекс маркетинга и претворить его в жизнь. Для выработки соответствующей стратегии участникам рыночных отношений необходимо иметь представление о том потенциальном рынке, на который они выходят. С позиции маркетинга такой потенциальный рынок устанавливается на основе сегментации. Потенциальный рынок, на котором выражают свой определенный спрос работодатели и конкретизируют свое предложение наемные работники, состоит из ряда отдельных сегментов. Каждый из них характеризуется схожими потребностями со стороны потребителей, одноименными свойствами рабочей силы или однотипным поведением наемных работников, а также готовностью и возможностью совершения найма рабочей силы. Сходные совокупности образуют целевые рынки.
Чтобы соглашение найма на рынке труда состоялось и было эффективным как для наемных работников, так и для нанимателей, одной из задач маркетинга выступает задача определения и удовлетворения целевого рынка. Для этих целей в арсенале маркетинга разработаны три альтернативных метода: массовый маркетинг, сегментация рынка и множественный (единичный) маркетинг, которые могут использоваться на рынке труда.
При массовом маркетинге предполагается, что потребители нуждаются в товарах и услугах с аналогичными характеристиками. Например, на рынке труда оцениваются все предложенные вакансии или учитываются все зарегистрированные безработные независимо от того, как они отличаются по профессионально-отраслевой структуре, квалификации и другим признакам. Для такого рода маркетинга типична ситуация разработки единого плана, ориентированного на общее решение проблемы (например, по вопросу трудоустройства тех, кто лишен работы). Но для привлечения внимания работодателей к каким-то отдельным группам работников такой подход недостаточен. Для того, чтобы вакансии были заполнены, необходимы не желающие работать вообще, а работники с конкретным профессиональным профилем. И сами работники чаще всего имеют совершенно определенные потребности в трудоустройстве. Поэтому выделение отличительных черт и свойств на рынке у групп продавцов - наемных работников и групп покупателей - работодателей может способствовать более успешному решению проблемы взаимодействия субъектов рыночных отношений, заранее ориентированных на сферы возможных контактов. Достигается это через сегментирование рынка - разбивку рынка на отдельные группы - сегменты на основе различий в нуждах, характеристиках или поведении. Применительно к рынку труда его сегментирование представляет собой процесс разбивки предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, выражающие совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости.
Множественная сегментация связана с учетом возможностей двух и более сегментов, каждый из которых характеризуется отличительными совокупностями, по которым разрабатываются ориентированные на каждый сегмент планы маркетинга. Например, в разнообразных программах содействия занятости населения дается попытка осуществить множественную сегментацию
Массовый маркетинг эффективен в условиях массового производства. Его основная цель - максимизировать трудоустройство. Однако в условиях усиления конкуренции или обострения кризиса, сокращение спроса упор должен делаться на маркетинговые исследования, нацеленные на выход на отдельные сегменты рынка, способные улучшить заполнение имеющихся вакансий, уменьшить число невостребованных специалистов и облегчить поиск работы. В этой ситуации стратегия рыночной сегментации выражается в привлечении внимания к отдельным группам работодателей и наемных работников, представленных на рынке, поскольку они отражают реальное желание и возможности трудоустройства по отдельным рыночным сегментам. Сегментация рынка, тем самым, нацелена на узкую специфическую группу потребителей или продавцов на рынке через специализированный план маркетинга, который основывается на учете потребностей этого сегмента. Значит, стратегия рыночной сегментации состоит уже не в максимизции спроса, а в привлечении внимания к отдельным конкретным группам работодателей и наемных работников. В рамках множественной сегментации делается попытка сочетать стороны массового маркетинга и единичной сегментации. Поскольку она одновременно ориентируется на несколько сегментов, то это позволяет достигать ряда целей - максимизировать трудоустройство и сохранить принцип специализации для отдельных групп рыночных субъектов.
Согласно общей теории сегментации ее объектами выступают потребности, продукты и предприятия, которые могут группироваться по различным признакам. Для потребителей это - географические факторы (например, общность региона проживания), демографические (половозрастной состав), уровень доходов, общность исторического развития и т.п. Для сегментации рынка с точки зрения представленных на нем товаров - продуктов и услуг - сегментация может вестись на основе зрения тех характеристик, которые они образуют (характер использования, способ применения и т.п.). Для сегментации рынка с позиций предприятий важное значение приобретают отраслевой профиль, задействованность в структурной перестройке и т.п. здесь особую роль играет учет тех факторов, которые влияют на деятельность предприятия сегодня или окажут доминирующее воздействие в перспективе.
Таким образом, сегментация рынка труда представляет собой процесс разбивки предложения рабочей силы и спроса на нее на группы, выражающие совокупности, которые одинаково реагируют на один и тот же побудительный мотив занятости.
Объектами сегментирования на рынке труда выступают как работодатели, так и наемные работники. Сегментация рынка с позиции работодателей позволяет оценить их потребности и наилучшим образом к ним адаптироваться. В тех случаях, когда объектом сегментации выступают наемные работники, формируется представление о тех группах, которые характеризуют их совокупность (по качественным и количественным характеристикам, поведенческим функциям и т.п.). Так, с позиции качества рабочих мест в самом общем виде рынок труда можно представить в виде двух основных его сегментов: рынка квалифицированных и низкоквалифицированных рабочих мест. В первом сегменте сосредоточены рабочие места, требующие квалифицированной подготовки определенного уровня. На них, как правило, заняты работники, имеющие высшее и специальное среднее образование. Они представляют административно-управленческий персонал, инженерно-технических работников, работников с высокой и средней квалификацией. Данная группа имеет относительно высокий уровень заработной платы и определенные стабильные гарантии занятости. Второй сегмент состоит из рабочих мест, занятость на которых не требует специальной подготовки и высокой квалификации. В него входят рабочие места, рассчитанные на квалифицированных рабочих, работников сферы обслуживания, служащих. Для этого сегмента характерны более низкий уровень оплаты труда и меньшие гарантии занятости.
1.2. Сегментирование по географическому принципу
Сегментирование по географическому принципу предполагает разбивку рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать: 1) в одном или нескольких географических районах или 2) во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией. Например, молотый кофе «Максвелл хаус» корпорации «Дженерал фудз» продают в общенациональном масштабе, а привкус ему придают в зависимости от конкретного региона. На западе предпочитают более крепкий кофе, чем в восточных районах страны.
Некоторые
фирмы дополнительно разбирают
крупные города на более мелкие географические
территории. Так, фирма «Р. Дж. Рейнольдс»
делит Чикаго на три отдельных
субрынка. В районах Северного
побережья фирма предлагает марки
сигарет с низким содержанием
смол, поскольку жители этих районов
- люди более образованные, знающие
и заботящиеся о своем