Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:32, шпаргалка
Работа содержит 45 ответов на вопросы по дисциплине "Контроллинг"
1. Сущность контроллинга.
Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании в будущем периоде с помощью действий:
1) адаптация стратегических
2) создание системы обеспечения информацией;
3) согласование оперативных и стратегических планов;
4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;
5) адаптация организационной
Обеспечивает методологическую
и инструмент базу для
Основные составляющие
1) Философия доходности:
- ориентация действий
- сочетание ориентации на
- синхронизация целей
- рост суммы активов компании.
2) Создание информационной
3) Разбиение задач на циклы:
- этап планирования;
- этап контроля исполнения и
принятия корректированных
4) Формирование организационной структуры.
2. Задачи и функции контроллинга.
Контроллинг - ориентирован на поддержку процесса принятия решений. Цели - вытекают из целей компании (достижение уровня рентабельности, производительности и т.д.).
Функции определяются
1) Учет:
- создание системы сбора и обработки информации;
- унификация методов и
- ведение системы внутреннего учета.
2) Планирование:
- информационная поддержка при разработке базовых планов;
- формирование и
- установление потребности в информации;
- координация отдельных планов и процесса обмена информацией;
3) Информационно-аналитическое
- разработка системы
- стандартизация информационных носителей;
- предоставление цифр
4) Контроль и регулирование:
- определение контрольных
- сравнение плановых и
- определение допустимых
Специальные функции:
1) сбор и анализ информации о внешней среде;
2) проведение калькуляции для особых заказов;
3) расчет эффективности
3. Основные этапы развития контроллинга
В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков - наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:
Таким
образом, можно сделать вывод
о значительном потенциале развития
концепции и методов
Стратегический - помощь в использовании всего потенциала, определяет цели и задачи для оперативного. Целевая функция - обеспечение успешного функционирования. Показатели успеха – доля рынка, рост рынка и т.д. Перспектива - долгосрочная и среднесрочная. В целях поддержания стратегического плана нужно осуществлять стратегический контроль. При формировании его концепции решают задачи:
- установление нормативных
- определение реальных величин;
- выявление необходимых
Процесс стратегического контроля - 3 фазы:
- формирование конрольных величин;
- проведение контрольной оценки;
- принятие решения.
Основной источник информации в стратегическом контроллинке - стратегический учет, а инструмент - метод стратегических балансов. Они могут быть внешние (измерение шансов и рисков компании на рынке), и внутренние - выявление узких мест на предприятии.
Оперативный - оказание помощи в достижении запланированных целей. Показатели - прибыль, рентабельность, краткосрочная перспектива. Основная задача - обеспечение поддержки менеджерам для достижения запланированных показателей. Основное отличие - стратегический ориентируется на тенденции, операционный - на настоящее.
Основная задача оперативного контроллинга - оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности и/или прибыли. Оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому его инструментарий принципиально отличается от методов и методик стратегического контроллинга.
6.Контроллинг маркетинга: задачи и основные инструменты контроллинга
Основная задача - информационная
поддержка менеджмента по
Виды контроллинга:
1) Стратегический контроллинг - включает стратегическое планирование и контроль (анализ стратегического портфеля, матрица продукт-рынок).
2) Оператиный контроллинг - решает следующие задачи:
а) формирование и контроль сбыта - анализ оборота, издержек и прибыли, анализ эффективности запланированных мероприятий по сбыту, анализ и оценка выгодности клиентов для получения прибыли;
б) формирование и контроль ценовой политики - планирование цены и изменение на отдельные виды продукции, планирование конкретных мероприятий по дифференцированию цен для разных потребительских групп;
в) формирование коммуникационной политики - анализ распределения коммуникационных издержек, сравнительный анализ коммуникационных издержек в отрасли и по конкурентам, проведение сравнительных расчетов затрат для альтернативных мероприятий.
Основные инструменты
1) Стратегического:
а) GAP анализ – установление отклонений желательного развития ситуации от ожидаемого - количественное сопоставление прибыли, рентабельности и т.д.
б) портфолио анализ - распределение деятельности компании по отдельным стратегиям относительно продукции и рынков.
2) Оперативного:
а) маржинальная прибыль - анализ эффективности конкретных мероприятий, предметы анализа - группы товаров, регионы и т.д.
б) сравнительные расчеты - анализ издержек, им противопоставляется доход компании, используют показатели:
- оборот/расходы на рекламу;
7.Контроллинг обеспечения ресурсами: задачи и инструменты контроллинга
Деятельность предприятия
в области закупок преследует
цель найти и предоставить
с минимальными издержками
- информационная обеспечение процесса приобретения производственных ресурсов;
- анализ закупаемых ресурсов;
- расчет эффективности работы отдела снабжения.
Инструменты контроллинга закупок:
1) первичные исследования (опросы и наблюдения, которые дополняются экспериментальными, практическими методами);
2) вторичный анализ (обработка полученной информации):
- АВС-анализ. Задача ABC - анализа состоит в оказании помощи покупателю (службам обеспечения) при выборе наиболее значимых для предприятия материалов. В процессе ABC-анализа рассчитываются количество и стоимость потребляемых материалов. По итогам расчета формируются три группы товаров: А (наибольшей кумулированной стоимостью - количество товара, умноженное на его цену), В (в диапазоне от 50 до 90% кумулированной стоимости) и С (минимальной).
- Анализ возможных ситуаций
прерывания процесса
- Определение верхних границ цен (максимальная цена, которую предприятие готово заплатить за товар).
8.Контроль за экономичностью деятельности службы закупок
В основные функции контроллинга закупок входят контроль за экономичностью издержек при снабжении материалами, текущая оценка закупок и формирование ориентированной на ркнок системы материального снабжения.
Для контроля используются следующие показатели:
• относительная доля стоимости процесса закупок в общем объеме закупок:
стоимость процесса закупок
объем закупок
• эффективность работы сотрудников отдела закупок:
общее количество заказов
количество сотрудников в отделе закупок;
достигнутые снижения цен
количество сотрудников в отделе закупок ;
фактическая цена
рыночная цена
• надежность обеспечения предприятия материалами и комплектующими и зависимость предприятия от определенных поставщиков:
квоты недопоставок:
количество недопоставок
общее количествопоставок'
уровень обслуживания поставщиками:
количество вовремя полученных заказов
общее количество заказов
9.Контроллинг в области логистики: задачи и инструменты контроллинга
Логистика применительно к предприятию представляет планирование, управление и контроль за складированием и транспортированием всех видов материальных ресурсов внутри предприятия и вне его.
Основная задача контроллинга логистики - текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов, также в функцию контроллинга входит разработка методики управления складскими запасами. Эффективное управление складскими запасами возможно лишь после определения потребностей производства в материальных ресурсах на основе выбранных методов. Предпосылкой проведения расчётов издержек служит системный охват работ в области логистики и связанных с ними издержек. Издержки разбиваются на постоянные и переменные. Основные места возникновения издержек в логистике - это места приёма материалов, входной склад, склад готовой продукции.
В области контроля над экономичностью контроллинг призван вырабатывать рекомендации для руководителей разного уровня таким образом, чтобы достигалась оптимальная комбинация затрат в логистике. При отслеживании экономичности используются следующие показатели:
1) степень готовности поставщика;
2) стоимость недополученного
3) время приема товара.
14.Центры ответственности
Центр ответственности – зона индивидуальной ответственности менеджера за свои действия.
Центры ответственности
фиксируются организационной
Цели деятельности центров ответственности – зачем создан центр ответственности, куда он тратит деньги:
10.Финансовый контроллинг: задачи, основные элементы и инструменты финансового контроллинга
Основная задача финансового
управления - поддержание нужного
уровня рентабельности и
- участие в формировании
- составление балансов и
- контроль финансовых
Задачи финансового контроллинга:
1) Обеспечение ликвидности.
- структурное поддержание
- текущее обеспечение
- поддержание ликвидности
2) С помощью бюджетирования прояснение взаимосвязи между внутренними и внешними сферами.
3) Исполнение на практике
Функции ФК:
Контроль, который включает оценку планов и их выполнение, корректировку планов и повышение их качества.
ФК – инструмент анализа баланса и отчет о прибылях и убытках.
Используется показатель WC (работающий капитал): WC = стоимость оборотного капитала (ОК) - краткосрочный заемный капитал. Он показывает, какая доля ОК может использоваться для покрытия долгосрочных обязательств.