Шпаргалка по "Контроллингу"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:32, шпаргалка

Описание

Работа содержит 45 ответов на вопросы по дисциплине "Контроллинг"

Работа состоит из  2 файла

Перечень вопросов.doc

— 29.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Шпоры к контролингу.docx

— 212.76 Кб (Скачать документ)

1. Сущность контроллинга.

   Контроллинг – новая концепция управления. В ее основе – стремление обеспечить надлежащее функционирование компании  в будущем периоде с помощью действий:

1) адаптация стратегических целей  развития организации к измененным  условиям внешней среды;

2) создание системы обеспечения  информацией;

3) согласование оперативных и  стратегических планов;

4) система контроля за исполнением планов, их корректировка;

5) адаптация организационной структуры  организации.

   Обеспечивает методологическую  и инструмент базу для поддержки  функций менеджмента.

   Основные составляющие концепции  контроллинга:

1) Философия доходности:

- ориентация действий сотрудников  на рентабельность продукции  и производства;

- сочетание ориентации на клиентов  и доход;

- синхронизация целей предприятия  и личных целей;

- рост суммы активов компании.

2) Создание информационной системы  для задач целевого управления.

3) Разбиение задач на циклы:

- этап планирования;

- этап контроля исполнения и  принятия корректированных решений  – это анализ фактических данных  и выработка мероприятий по  устранению отклонений.

4) Формирование организационной  структуры.

 

2. Задачи и функции  контроллинга.

   Контроллинг - ориентирован на поддержку процесса принятия решений. Цели - вытекают из целей компании (достижение уровня рентабельности, производительности и т.д.).

   Функции определяются поставленными  перед компанией целями:

1) Учет:

- создание системы сбора и  обработки информации;

- унификация методов и критериев  оценки деятельности компании;

- ведение системы внутреннего  учета.

2) Планирование:

- информационная поддержка при  разработке базовых планов;

- формирование и совершенствование  всей системы планирования;

- установление потребности в  информации;

- координация отдельных планов  и процесса обмена информацией;

3) Информационно-аналитическое обеспечение:

- разработка системы информирования;

- стандартизация информационных  носителей;

- предоставление цифр материалов  для процесса планирования.

4) Контроль и регулирование:

- определение контрольных величин;

- сравнение плановых и фактических  величин; 

- определение допустимых отклонений, их анализ.

   Специальные функции:

1) сбор и анализ информации  о внешней среде;

2) проведение калькуляции для  особых заказов;

3) расчет эффективности инвестиционных  проектов.

 

 

3. Основные этапы развития контроллинга

В России интерес к контроллингу начал проявляться в самом начале 1990-х гг., когда в экономике окончательно закрепились как юридически, так и фактически рыночные принципы хозяйствования. Наибольший интерес к контроллингу и в теоретическом, и в практическом плане был проявлен со стороны банков - наиболее динамично развивающегося сектора рыночной экономики нашей страны. К числу приоритетных задач контроллинга были отнесены:

  • создание системы управленческого учета;
  • разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.

Таким образом, можно сделать вывод  о значительном потенциале развития концепции и методов контроллинга и, что самое главное, возможностей их практического использования.

 

 

  1. Стратегический контроллинг

Стратегический - помощь в использовании всего потенциала, определяет цели и задачи для оперативного. Целевая функция - обеспечение успешного функционирования. Показатели успеха – доля рынка, рост рынка и т.д. Перспектива - долгосрочная и среднесрочная. В целях поддержания стратегического плана нужно осуществлять стратегический контроль. При формировании его концепции решают задачи:

- установление нормативных величин;

- определение реальных величин;

- выявление необходимых действий  для управления отклонениями.

   Процесс стратегического контроля - 3 фазы:

- формирование конрольных величин;

- проведение контрольной оценки;

- принятие решения.

   Основной источник информации  в стратегическом контроллинке - стратегический учет, а инструмент - метод стратегических балансов. Они могут быть внешние (измерение шансов и рисков компании на рынке), и внутренние - выявление узких мест на предприятии.

 

  1. Оперативный контроллинг

Оперативный - оказание помощи в достижении запланированных целей. Показатели - прибыль, рентабельность, краткосрочная перспектива. Основная задача - обеспечение поддержки менеджерам для достижения запланированных показателей. Основное отличие - стратегический ориентируется на тенденции, операционный - на настоящее.

Основная  задача оперативного контроллинга - оказывать помощь менеджерам в достижении запланированных целей, которые выражаются чаще всего в виде количественных значений уровней рентабельности, ликвидности и/или прибыли. Оперативный контроллинг ориентирован на краткосрочный результат, поэтому его инструментарий принципиально отличается от методов и методик стратегического контроллинга.

 

6.Контроллинг маркетинга: задачи и основные инструменты контроллинга

   Основная задача - информационная  поддержка менеджмента по удовлетворению  потребностей клиентов. Основные  сферы деятельности: политика продукта, ценовая политика, сбытовая политика, коммуникационная политика.

Виды контроллинга:

1) Стратегический контроллинг - включает стратегическое планирование и контроль (анализ стратегического портфеля, матрица продукт-рынок).

2) Оператиный контроллинг - решает следующие задачи:

а) формирование и контроль сбыта - анализ оборота, издержек и прибыли, анализ эффективности запланированных  мероприятий по сбыту, анализ и оценка выгодности клиентов для получения  прибыли;

б) формирование и контроль ценовой  политики - планирование цены и изменение  на отдельные виды продукции, планирование конкретных мероприятий по дифференцированию  цен для разных потребительских  групп;

в) формирование коммуникационной политики - анализ распределения коммуникационных издержек, сравнительный анализ коммуникационных издержек в отрасли и по конкурентам, проведение сравнительных расчетов затрат для альтернативных мероприятий.

   Основные инструменты контроллинга:

1) Стратегического:

а) GAP анализ – установление отклонений желательного развития ситуации от ожидаемого - количественное сопоставление прибыли, рентабельности и т.д.

б) портфолио анализ - распределение деятельности компании  по отдельным стратегиям относительно продукции и рынков.

2) Оперативного:

а) маржинальная прибыль - анализ эффективности  конкретных мероприятий, предметы анализа - группы товаров, регионы и т.д.

б) сравнительные расчеты -  анализ издержек, им противопоставляется доход  компании, используют показатели:

- оборот/расходы на рекламу;

 

 

 

 

 

 

7.Контроллинг обеспечения ресурсами: задачи и инструменты контроллинга

   Деятельность предприятия  в области закупок преследует  цель найти и предоставить  с минимальными издержками материальные  ресурсы, необходимые для производственного процесса. Контроллинг позволяет оптимизировать решение проблемы: «ограниченность ресурсов – безграничность потребностей». Контроллинг обеспечения ресурсами включает в себя следующие задачи:

- информационная обеспечение процесса приобретения производственных ресурсов;

- анализ закупаемых ресурсов;

- расчет эффективности работы  отдела снабжения.

   Инструменты контроллинга закупок:

1) первичные исследования (опросы  и наблюдения, которые дополняются  экспериментальными, практическими  методами);

2) вторичный анализ (обработка полученной  информации):

- АВС-анализ. Задача ABC - анализа состоит в оказании помощи покупателю (службам обеспечения) при выборе наиболее значимых для предприятия материалов. В процессе ABC-анализа рассчитываются количество и стоимость потребляемых материалов. По итогам расчета формируются три группы товаров: А (наибольшей кумулированной стоимостью - количество товара, умноженное на его цену), В (в диапазоне от 50 до 90% кумулированной стоимости) и С (минимальной).

- Анализ возможных ситуаций  прерывания процесса производства.

- Определение верхних границ  цен (максимальная цена, которую  предприятие готово заплатить  за товар).

 

 

8.Контроль за экономичностью деятельности службы закупок

В основные функции контроллинга закупок входят контроль за экономичностью издержек при снабжении материалами, текущая оценка закупок и формирование ориентированной на ркнок системы материального снабжения.

Для контроля используются следующие  показатели:

• относительная доля стоимости процесса закупок в общем объеме закупок:

стоимость процесса закупок

объем закупок

 

• эффективность работы сотрудников отдела закупок:

 

общее количество заказов

количество  сотрудников в отделе закупок;

 

достигнутые снижения цен

количество  сотрудников в отделе закупок ;

 

фактическая цена

рыночная  цена

 

• надежность обеспечения предприятия материалами и комплектующими и зависимость предприятия от определенных поставщиков:

квоты недопоставок:

 

количество недопоставок

 общее количествопоставок'

 

уровень обслуживания поставщиками:

 

количество вовремя  полученных заказов 

общее количество заказов

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Контроллинг в области логистики: задачи и инструменты контроллинга

Логистика применительно к предприятию  представляет планирование, управление и контроль за складированием и транспортированием всех видов материальных ресурсов внутри предприятия и вне его.

   Основная задача контроллинга логистики - текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортирования материальных ресурсов, также в функцию контроллинга  входит разработка методики управления складскими запасами. Эффективное управление складскими запасами возможно лишь после определения потребностей производства в материальных ресурсах на основе выбранных методов. Предпосылкой проведения расчётов издержек служит системный охват работ в области логистики и связанных с ними издержек. Издержки разбиваются на постоянные и переменные. Основные места возникновения издержек  в логистике - это места приёма материалов, входной склад, склад готовой продукции.

   В области контроля над  экономичностью контроллинг призван вырабатывать рекомендации для руководителей разного уровня таким образом, чтобы достигалась оптимальная комбинация затрат в логистике. При отслеживании экономичности используются следующие показатели:

1) степень готовности поставщика;

2) стоимость недополученного продукта;

3) время приема товара.

 

14.Центры ответственности

Центр ответственности  – зона индивидуальной ответственности менеджера за свои действия. 

Центры ответственности  фиксируются организационной структурой предприятия. Существуют центры затрат, прибыли, инвестиций (схема 1).

Цели деятельности центров ответственности – зачем создан центр ответственности, куда он тратит деньги:

    1. Основной вид деятельности.
    2. Содержание самого центра ответственности.
    3. Услуги сторонним пользователям.

 

 

10.Финансовый контроллинг: задачи, основные элементы и инструменты финансового контроллинга

   Основная задача финансового  управления - поддержание нужного  уровня рентабельности и обеспечение  ликвидности. Контроллинг обеспечивает:

- участие в формировании специфических  источников финансирования;

- составление балансов и отчетов  о прибылях и убытках, формирование  финансовых планов;

- контроль финансовых показателей.

   Задачи финансового контроллинга:

1) Обеспечение ликвидности. Ликвидность  - способность в необходимом объеме  и в любое время выполнить  обязательства по выплатам денежных  средств. Три направления:

- структурное поддержание ликвидности  - удержание сбалансированной структуры  капитала, чтобы была возможность  получить дополнительные денежные  средства (оптимальное сочетание  собственных и заемных средств);

- текущее обеспечение ликвидности  - ориентировано на финансовый  план. ФК должен координировать  базовые планы. Также должен  планировать соответствие структуры  баланса;

- поддержание ликвидности резервов  и финансирование.

2) С помощью бюджетирования прояснение взаимосвязи между внутренними и внешними сферами.

3) Исполнение на практике показателей.

   Функции ФК:

Контроль, который включает оценку планов и их выполнение, корректировку  планов и повышение их качества.

ФК – инструмент анализа баланса  и отчет о прибылях и убытках.

Используется показатель WC (работающий капитал): WC = стоимость оборотного капитала (ОК) - краткосрочный заемный капитал. Он показывает, какая доля ОК может использоваться для покрытия долгосрочных обязательств.

Информация о работе Шпаргалка по "Контроллингу"