Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 06:46, шпаргалка
Сущность маркетинга. Основные категории маркетинга. Содержание и цели маркетинговой деятельности
Филип Котлер дает следующее определение маркетингу: "Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена".
Тема 1. Основы маркетинга
Филип Котлер дает следующее определение маркетингу: "Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена".
Основные категории теории маркетинга, выделенные Ф.Котлером
Нужда - это чувство, ощущаемое человеком, нехватки чего-либо.
Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствие с культурным уровнем личности индивида. Потребность выражается в объектах, способных удовлетворить нужду способом, который присущ культурному укладу данного общества.
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Рынок - совокупность существующих и потенциальных
покупателей товаров.
Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Спрос - это фактические данные по сбыту продукции, выражаемые в виде функции от цены.
Обмен - это акт получения желаемого объекта от кого-либо с предложением чего-либо взамен. Обмен - один из четырех способов удовлетворения потребности.
Сделка - это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Филип Котлер выделяет пять основных подходов, на основе которых коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность:
"Комплекс маркетинга - набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую реакцию со стороны целевого рынка".
Комплекс маркетинга включает следующие составляющие:
Цели системы маркетинга
Тема 2. Рынок как экономическая основа маркетинга
Тема 3. Сегментирование рынка
Сегментация рынка - основной метод маркетинга, с помощью которого предприятие делит его с учётом результатов анализа по определенным признакам на некоторые сегменты потребителей.
Фирма, выпуская конкретный товар, ориентирует его на потребителя. Знание своего потребителя необходимо фирме, для того чтобы лучше приспособиться к его требованиям и наиболее эффективно укрепиться на рынке.
Целевой рынок — это потенциальный рынок фирмы, который определяется совокупностью людей со схожими потребностями в отношении конкретного товара или услуги, с достаточными ресурсами, а также готовностью и возможностью покупать.
Целевой сегмент — это однородная группа потребителей целевого рынка фирмы, обладающая схожими потребностями и покупательскими привычками по отношению к товару фирмы.
Таким образом, сегментация рынка — это деятельность по выявлению групп потенциальных покупателей конкретного товара предприятия. Сегментация проводится с целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия – изготовителя на разработку программы производства, выпуска и реализацию товара.
Процесс сегментирования
Установление принципов
сегментации → определение
Существует три основных эффекта сегментации:
Сегментация рынка производится по критериям и признакам.
Критерий- способ оценки выбора того или иного сегмента рынка для продуктов или предприятия (конкурента).
Признак- это способ выделения данного сегмента на рынке.
Сегментация рынка по группам потребителей производится в соответствии с факторами (признаками), приведенными в таблице.
Основные факторы сегментации рынка по группам потребителей
Факторы (переменные) |
Наиболее распространенные значения переменных |
Географические |
|
Регион |
Район Крайнего Севера, , Северный Кавказ , Урал, Сибирь, Дальний Восток и т.п. |
Административное деление |
Республика, Край, Область, Район, город. |
Численность населения (для городов) |
5-20 тыс. чел., 20-100 тыс. чел., 100-250 тыс. чел., 250-500 тыс. чел., 500-1000 тыс. чел. 1-4 млн. чел. свыше 4 млн. чел. |
Плотность населения |
Город, пригород, сельская местность |
Климат |
Умеренно-континентальный, континентальный, субтропический и т.д. |
Демографические |
|
Возраст |
До 3 лет, 3-6 лет, 6-12 лет, 13-19 лет, 20-34 лет, 35-49 лет, 50-65 лет, 65 лет и более. |
Пол |
Мужской, женский |
Размер семьи |
1-2 чел., 3-4 чел., 5 и более |
Этап жизненного цикла семьи |
Молодежь - одинокие, молодежь- семейные без детей, молодежь - семейные с детьми, семейные, с детьми, пожилые, имеющие детей, пожилые - семейные, не имеющие детей, пожилые - одинокие... |
Уровень доходов |
Низкий, средний, высокий |
Род занятий |
Научные работники, инженерно-технические работники, служащие, бизнесмены, рабочие государственных предприятий, фермеры, преподаватели, учителя, студенты, домохозяйки... |
Уровень образования |
Без образования, начальное образование, среднее специальное, высшее, ученая степень, звание... |
Национальность |
Русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи, татары ... |
Религия |
Православная, католическая, ислам... |
Раса |
Европеидная, монголоидная ... |
Психографические |
|
Социальный слой |
Неимущие, среднего достатка, высокого достатка, очень высокого достатка |
Стиль жизни |
Элитарный, богемный, молодежный, спортивный, городской, сельский... |
Личные качества |
Амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный инстинкт, новаторство, стремление к лидерству, уравновешенность, флегматичность ... |
Поведенческие |
|
Степень случайности покупки |
Обычно случайный характер приобретения. Иногда случайный характер приобретения и т.п. |
Поиск выгод |
Поиск изделий высокого качества, хорошего обслуживания, более низких цен и т.п. |
Степень нуждаемости в продукте |
Нужен постоянно, нужен иногда... |
Степень готовности купить изделие |
Не желает покупать, не готов купить сейчас, недостаточно информирован, чтобы купить, стремится купить, обязательно купит ... |
Повод для совершения покупки |
Обыденная покупка, особый случай |
Существуют следующие принципы сегментации:
Тема 4. Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования ― систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.
Схема планирования маркетинговых исследований
Определение проблемы → разработка концепции исследования → кабинетные маркетинговые исследования → полевые маркетинговые исследования → анализ конъюнктуры рынка → имитационное моделирование → формирование МИС → управленческое решение по проблеме
Маркетинговую информацию подразделяют на первичную и вторичную.
Первичная информация - это данные, получаемые в результате
специально проведенных для решения конкретной
маркетинговой проблемы полевых исследований.
Достоинства первичной информации:
- сбор в соответствии с точно поставленной
целью;
- известна и контролируема методология
сбора;
- результаты доступны для компании и могут
ограждаться от конкурентов;
- известна надежность.
Методы сбора первичной информации:
Вторичная информация - это данные, собранные ранее для целей, отличных от целей конкретного маркетингового исследования. Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны. Однако нужных исследователю сведений может просто не быть либо существующие данные могут оказаться устаревшими, неточными, неполными или ненадежными. В этом случае исследованию придется с гораздо большими затратами средств и времени «попрать первичные данные, которые, вероятно, окажутся и более актуальными и более точными.
Основными источниками внешней вторичной информации являются:
Виды маркетинговых исследований:
Маркетинговая среда фирмы ― совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды.
Микросреда предприятия
Основная цель любой фирмы ― получение прибылей. Основная задача системы управления маркетингом ― обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Однако успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, и от действий ее посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.