Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:47, контрольная работа
Анкета - самое распространенное орудие исследования при сборе данных. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования, т. к. в небрежно подготовленной анкете всегда можно найти целый ряд ошибок.
Введение………………………………………………………….…2
Основные виды и правила составления анкет ..…………………3
Виды вопросов……………………………………………………..6
Расположение коммуникативных блоков анкеты……………….11
Длина и структура анкеты………………………………………..15
Список литературы……………………………………………..…20
Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете. Они играют роль своего рода "мостиков" при переходе с темы на тему. Например, после обсуждения ряда производственных проблем дается такая формулировка: "Свободное время --- это не только время, необходимое нам для восстановления затраченных на работе сил. Прежде всего это возможность для всестороннего развития личности. Поэтому просим Вас ответить на ряд вопросов о занятиях помимо работы".
С помощью буферного вопроса исследователь поясняет респондентам ход своих мыслей. Тем самым он использует простое и в то же время достаточно эффективное средство для создания у них впечатлений о большей симметричности общения. С помощью таких "буферов" исследователь не просто вежливо предлагает респондентам переключить свое внимание на другую тему, но и поясняет, зачем это нужно.
Правило воронки. Подготовка респондента к наиболее важным ответам происходит при помощи постановки в начало анкеты вопросов наиболее простых, которые постепенно усложняются. Переход от простых к сложным вопросам получил название правила воронки. Его применение позволяет респондентам постепенно выработать уверенность в своей способности выступать в такой роли. В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондентов вопросы. Здесь же задаются вопросы, носящие наиболее явный тенденциозный или деликатный характер: факт сопряженности различных ответов позволяет надеяться, что если на более простые предшествующие вопросы респонденты отвечали свободно, без стеснения, то и на эти вопросы они смогут отвечать так же. Работа с такими вопросами - кульминационный момент в анкете. После него, если учесть возможную усталость респондента и спад интереса, ставятся наиболее простые вопросы, не требующие сильного напряжения памяти, воображения, внимания и т. п.
Эффект излучения. Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них. Такое взаимовлияние вопросов называется эффектом излучения или эффектом эха и проявляется в том, что предшествующий вопрос (или вопросы) направляют ход мыслей респондентов в определенное русло, создают некоторую мини-систему координат, в рамках которой формулируется или выбирается вполне определенный ответ.
Общий принцип последовательности вопросов состоит в том, что сначала в анкете помещают более простые вопросы, ответ на которые не требует от респондента долгих размышлений. Это делается для того, чтобы постепенно вовлечь респондента в процесс, пробудить у него интерес к заполнению. Если же сразу ставить сложные вопросы, то это может привести вообще к отказу от анкетирования. Сложные вопросы обычно размещают в середине анкеты, когда человек уже вработался, почувствовал интерес к процессу, но еще не успел устать.
Также, если это возможно, лучше располагать вопросы смысловыми блоками. В последовательности вопросов респондент должен чувствовать определенную логику, которая работает на выполнение заявленных во вступительной части целей.
Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие "организационные" моменты.
Вступительные вопросы. (контактные вопросы ).
Основные вопросы.
Заключительные вопросы
Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".
Под коммуникативными блоками имеются в виду такие составляющие анкеты, которые направлены не непосредственно на сбор ответов, а на его организацию. Речь об обращении к респондентам, преамбуле к анкете, инструкции о ее заполнении, выражении благодарности и некоторых других.
Эпиграф к анкете. Эпиграф, как известно, выполняет "настраивающую" функцию, задает определенное направление мыслям читателя. Так, несколько лет назад были отпечатаны анкеты о труде. На их титульном листе были помещены высказывания о роли труда, принадлежащие знаменитым людям. Совершенно очевидно, что выполняя роль определенных ориентиров, эти эпиграфы создают впечатление о тенденциозности анкеты. Они навязывают опрашиваемым определенное отношение, заставляют их отвечать в соответствии с духом тех высказываний, которые напечатаны на титуле. Поэтому употребление эпиграфов, касающихся содержания исследования, неприемлемо.
Другое дело, если эти эпиграфы подчеркивают роль общественного мнения, важность мыслить самостоятельно, необходимость участвовать в обсуждении общественно важных проблем. Такие эпиграфы активизируют респондентов, и их роль в формировании мотивации к участию в опросе чрезвычайно положительна (надо отметить, что случаи, когда анкету снабжали каким-либо эпиграфом, пока крайне редки ).
Обращение к респондентам. Ни у кого не вызывает сомнения, что любой текст, предназначенный для восприятия кем-то помимо автора и побуждающий к каким-либо действиям, должен быть снабжен обращением. В анкетах обычно используются такие обращения, как "молодой человек", "девушка", "уважаемый ..." и т. п. Поскольку работа с анкетой должна осуществляться одним человеком, естественно, что обращение в формулируется в единственном числе.
Объективка. Объективку можно назвать, конечно, не столько чисто коммуникативным, сколько содержательным блоком вопросов о социально-демографических характеристиках респондентов. В то же время это как бы визитная карточка респондента, его схематичный автопортрет, и полное отсутствие объективки нередко воспринимается участниками опроса как существенный недочет в организации общения с ними. Поэтому о ней правомерно говорить наряду с другими коммуникативными блоками.
Где расположить объективку? Так как ее вопросы являются, как правило, для респондентов нетрудными, ее располагают либо в начале, либо в конце анкеты. Так, в первом случае это объясняется необходимостью подготовить респондента к ответам на более сложные вопросы, во втором --- наоборот, предполагая усталость от работы с анкетой. В пользу того, чтобы размещать ее в конце анкеты, говорит и тот факт, что сопряженность актов доверия распространяется и на объективку, поэтому при размещении в конце респонденты ее обычно и заполняют. Если же с нее анкета начинается, у респондента могут возникнуть сомнения в анонимности опроса, особенно если речь идет о выяснении знаний и внутренних состояний. Когда же основной целью является сбор сведений о фактах, не затрагивающих интимных или острых вопросов, то начало анкеты с объективки незначительно влияет на нежелание респондентов участвовать в опросе и в конечном счете на их качество.
Если же решено объективкой анкету начать, то не следует сразу задавать социально-демографические вопросы. Целесообразным и более вежливым будет вставить преамбулу, например: "Для того, чтобы быть уверенными, что мы опросили все основные группы молодежи, просим Вас сначала сообщить самые общие сведения о себе".
Чем закончить анкету? Для любого вежливого человека естественно в конце общения, происшедшего по его инициативе и удовлетворившего как-то его интересы, выразить благодарность. Желательно в конце анкеты помещать высказывания: "Большое спасибо за ответы", "Спасибо Вам за помощь", "Благодарим за участие в исследовании" и т. п.
Однако
нередко прежде чем закончить общение,
социолог интересуется у опрашиваемых,
насколько интересным, полезным или своевременным
считают они опрос ("Насколько важным
считаете Вы проведение данного опроса?").
Кроме того, некоторые анкеты заканчиваются
предложением участвовать в последующих
опросах ("Если Вам представляется
полезным проведение опросов и Вы хотите
принимать в них участие, оставьте, пожалуйста,
свои данные"). Наконец, некоторые
исследователи считают необходимым, прежде
чем попрощаться с респондентом, предоставить
ему еще одну возможность высказаться
или дописать то, что он не сообщил в своих
ответах. Поэтому встречаются и такие
предложения: "Ваши замечания, предложения,
соображения по поводу опроса Вы можете
изложить на свободном месте"
( в таких случаях респонденты имеют возможность
написать что-либо на полях, на обложке
анкеты, что некоторые и делают ).
Длина
и структура анкеты
Длина анкеты по большей части будет определяться количеством человек, которые согласятся на нее ответить. Так, чтобы не отнимать слишком много времени у респондентов, желательно проводить опрос в течение 15--20 минут, чем в течение 45 минут. Более того, постепенно в процессе опроса накапливается усталость и точность ответов уменьшается; иногда опрашиваемые лица даже начинают отвечать все, что угодно, лишь бы «отвязаться» от занятия, которое им наскучило.
Для того чтобы ограничить длину анкеты, необходимо очень точно определить то, что мы хотим знать. Это позволит исключить вопросы, которые если даже и кажутся интересными в некотором отношении, не способствуют достижению цели сбора информации. Иногда есть большой соблазн добавить дополнительные вопросы: таким образом можно получить полезную второстепенную информацию практически за ту же цену. На деле же такое добавление вопросов может отразиться на общем качестве собираемой информации: либо увеличится уровень отказов отвечать на них, либо опрашиваемые устанут и точность ответов снизится. В общем, необходимо уточнить характер сведений, желаемых получить по каждому вопросу. Это позволит убедиться, что вопрос не употребляется дважды или не является лишним.
Кроме того, при составлении анкеты следует помнить, что:
важно не столько количество вопросов, сколько усилия, необходимые на ответ. Иногда лучше предложить десяток простых вопросов, чем заставлять заполнять сложные таблицы, которые зачастую трудны для понимания и безошибочного выполнения;
отказ отвечать и усталость зависят от мотивации опрашиваемых лиц давать ответ. Если проводится опрос профессионалов касательно их работы или автомобилистов касательно их машин, то они могут потратить много времени и дать детальные ответы. В начале анкеты полезно поместить текст, который бы, по возможности, максимально способствовал мотивации опрашиваемых и объяснял предмет опроса.
Анкета должна состоять из 3-х частей:
Вступительная часть
Основной блок вопросов
Заключительная часть
Вступительная часть включает в себя:
Содержание
Пример
Название
Приветствие
Уважаемые коллеги!
Описание кто и зачем проводит анкетирование
Правила заполнения анкеты
Вам будет предложено несколько вопросов, выберите вариант ответа, наиболее соответствующий вашему мнению. Если в списке нет подходящего для вас варианта ответа, впишите свой вариант в отведенное для этого место.
Необходимо ответить на все вопросы
Подчеркивание значимости мнения респондента и
Ваше мнение очень важно для нас
Время, необходимое для заполнение анкеты
Заполнение анкеты займет у вас 5-10 минут
Благодарность
Спасибо за участие в опросе.
Вступительная часть должна прояснять респондентам цели анкетирования, показывать, что именно компания предполагает делать с полученными сведениями. Важно показать, что цель анкеты - это не просто пустое любопытство, или давно потерявшая свой смысл традиция, а получение нужной информации, которая будет использована компанией в интересах самих клиентов. Кроме того, вступительная часть не только дает респонденту необходимые пояснения и инструкции. Это еще и дань уважения к участникам. Анкета, которая начинается сразу с вопросов, без каких-либо дополнительных пояснений и комментариев на бессознательном уровне ассоциируется с допросом и вызывает желание отказаться от анкетирования. Также, чтобы включиться в любую деятельность человеку требуется определенное время, такова психология восприятия информации. И вступительная часть позволяет настроить участника на процесс анкетирования, помочь ему включиться в новый вид деятельности. Поэтому нельзя игнорировать вступительную часть.
Информация о работе Составление анкет, их характеристика,свойства, правильное составление