Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 18:53, курсовая работа
Маркетинг известен как система, управления и организации деятельности компаний, фирм, банков, всесторонне учитывающая происходящие на рынке процессы. Банковский маркетинг в силу его специфики представляет особую отрасль маркетинга. Это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной общественно- луживания клиентуры необходим при возрастающей конкуренции и т.д. Ответы на них дает маркетинг.
Введение 3
1. Теоретические аспекты банковского маркетинга 6
1.1. Сущность и специфика банковского маркетинга 6
1.2. Выявление особенностей банковской услуги 13
1.3. Основные элементы банковского маркетинга при продвижении банковского товара на рынок 21
1.4. Современные тенденции в развитии банковского маркетинга 29
2. Анализ деятельности маркетинговой службы ОАО «Внешторгбанк» 37
2.1. Характеристика деятельности банка 37
2.2. Анализ деятельности маркетинговой службы ОАО «Внешторгбанк» 42
2.3. Маркетинг банковских услуг ОАО «Внешторгбанк» 55
3. Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Внешторгбанк» 70
3.1. Расширение функций маркетинговой службы ОАО «Внешторгбанк»: внедрение системы WinPeak CRM 70
3.2. Стратегические цели маркетинговой службы ОАО «Внешторгбанк» 71
Заключение 77
Литература 82
Приложение 1. Социологический опрос россиян о деятельности Внешторгбанка 85
Доклад
Презентация
Сфера операционной коммерческой деятельности банка должна быть не только пользователем, но и источником информации: любые контакты и сделки с клиентом должны вноситься в базу данных ("запоминаться"), в которой уже содержатся данные о клиенте, полученные в ходе маркетинговых исследований. Причем новые данные должны поступать в информационную систему не автоматически (немедленно), а определенными наборами (лотами) после их клиентов, к социологическим службам. Действительно, можно ли, не проводя социологического исследования, детально изучить рынок, его потенциал, мотивацию "за" и "против" продукта, позиционирование в общественном мнении банка и его услуг в отношении с конкурентами? Опыт многих банков показывает, что эти социологические исследования действительно необходимы.
Опрос,
проведенный социологической
В ряде банков имеются собственные штатные структуры, в других привлекают специалистов. И в том, и в другом есть свои "за" и "против".
2. Анализ
деятельности маркетинговой
ОАО «Внешторгбанк»
Внешторгбанк был учрежден в октябре 1990 г. в форме АОЗТ для обслуживания внешнеэкономических связей Российской Федерации. В январе 1991 г. Банк получил генеральную лицензию на право совершения всех видов банковских операций в рублях и иностранной валюте. В январе 1998 г. Банк преобразован в открытое акционерное общество.
Внешторгбанк является крупнейшим коммерческим банком страны по размеру уставного капитала, величина которого составляет 42,1 млрд. рублей. Крупнейшим акционером Внешторгбанка с долей в 99,9% является Правительство РФ. Среди других его акционеров - ООО "Газэкспорт", Сбербанк РФ, ЗАО "Энергомашэкспорт", ОАО "Ингосстрах", Торгово-промышленная палата РФ.
Размер
собственных средств
Диверсифицируя свою деятельность, Внешторгбанк постоянно расширяет круг проводимых на российском рынке операций и предоставляет клиентам широкий комплекс услуг, принятых в международной банковской практике:
и развития, совместно с которым реализуется и разрабатывается ряд совместных проектов. Внешторгбанк стал первым после кризиса 1998 года российским банком, участвующим в программе ЕБРР по содействию деятельности в 80 млн. долларов США. 9
В
августе 2005 занимает ведущие позиции
в рейтингах организаторов и
андеррайтеров корпоративных
ВТБ по-прежнему занимает одно из ведущих мест среди российских банков в сфере проведения операций с драгоценными металлами. В апреле 1998 г. ВТБ первым из коммерческих банков получил генеральные лицензии на экспорт аффинированного золота и серебра. Таким образом, ВТБ, ранее в течение многих лет экспортировавший золото только по поручениям Правительства РФ, получил дополнительную возможность реализовывать на международных рынках собственный металл, закупаемый им на внутрироссийском рынке, а также золото российских клиентов по их в августе 2005 года начал свою работу специализированный дочерний банк ВТБ, осуществляющий обслуживание населения и предприятий малого бизнеса под брендом ВТБ 24.
В
рамках дочернего банка, предлагающего
полный спектр розничных услуг, продолжена
реализация важнейших и социально значимых
программ ВТБ – ипотечного жилищного
кредитования и поддержки малого бизнеса.
Эти программы – последовательное воплощение
в масштабах всей России политики ВТБ
по содействию росту национальной экономики
путем развития частного
предпринимательства и выполнения задач по становлению широкомасштабной системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования.
Сеть дочерних банков ВТБ за рубежом включает кредитные учреждения в Лондоне (Великобритания), Париже (Франция), Цюрихе (Швейцария), Франкфурте на Майне (Германия), Лимассоле (Кипр), Вене (Австрия), Луанде (Ангола), Киеве (Украина), Тбилиси (Грузия), Минске (Беларусь) и Ереване (Армения), , Йошкар-Оле, Костроме, Пензе, , Брянске, Вологде, Твери, Улан-Удэ, Новосибирске, Сыктывкаре, Саранске, Орле.
Банк должен иметь людей, способных проводить анализ рынка, планирование маркетинговых мероприятий, их осуществление и контроль. Для этого в ОАО «производителя;
2.
Изучение спроса и реализация
продуктов и услуг на
3. Постоянная разработка и практическая реализация новых научно-технических идей для подготовки и обеспечения внедрения перспективных для рынка продуктов, услуг;
4.
Единство стратегии и тактики
поведения рыночных
Основные задачи отдела маркетинга в ОАО «Внешторгбанк»:
1.
Расширение
Рис.
3. Организационная структура маркетинговой
службы ОАО «Внешторгбанк»
Реализация намеченных направлений на практике позволит обеспечить устойчивое функционирование и получение доходов, а также укрепить позиции банка на рынке N-ской области.
Общие задачи маркетинга вытекают из комплекса проблем, которые стоят перед банком в целом. Эти задачи трансформируются в конкретные мероприятия по освоению корпоративного и розничного рынков финансовых услуг.
Маркетинговая служба банка должна постоянно следить за изменениями потребительского спроса и реагировать на его отклонения от прогнозных значений. Этот вид деятельности является предпосылкой успешного проведения всех трех этапов целевого маркетинга:
маркетинговых
мероприятий по развитию основных направлений
деятельности, Внешторгбанк значительно
упрочил свою системообразующую роль
в российском банковском секторе. Важнейшее
значение для продолжения динамичного
корпоративного развития группы ВТБ имело
состоявшееся в декабре 2007 года увеличение
капитала Внешторгбанка на сумму на 37,5
млрд. руб. За счет данных средств были
осуществлены приобретение акций росзагранбанков
и выкуп у Банка России стабилизационных
депозитов в данных кредитных учреждениях.
Кроме того, в конце 2007 года завершился
второй этап операции по приобретению Промстройбанка в рамках которого пакет акций, принадлежащий Внешторгбанку увеличился до 75%+3 акции.10
Благодаря
собственные средства достигли 4,5 млрд.
долл. США, сформированный клиентский
кредитный портфель — около 20 млрд. долл.
США. до 110,7 млрд. рублей. (рис.4.)
Рис. 4. Динамика роста собственных средств Внешторгбанка
Активы Внешторгбанка достигли 635 млрд. рублей по сравнению с 404 млрд. рублей на начало 2007 года.
Чистая прибыль по итогам 2007 года составила рекордную в истории Внешторгбанка величину, превысив 12 млрд. рублей и увеличившись по сравнению с соответствующим показателем по итогам 2006 года на 29%. Доля российских банков Группы ВТБ – Внешторгбанка, Внешторгбанка 24 и Промстройбанка — в общих активах российской банковской системы увеличилась до 9%.
В результате проведения маркетинговых мероприятий величина клиентского оддерживающего характера, необходимые для организации эффективного бизнеса ракетно-космической промышленности, в частности ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», ОАО «НПО «Энергомаш» им. В.П. Глушко», ФГУП «Воткинский завод», ФГУП «Красноярский машиностроительный завод» и рядом других, увеличение финансирования предприятий строительства, в том числе групп компаний Дон-Строй и Миракс, в результате чего кредитный портфель Внешторгбанка по данной отрасли за 2007 год вырос более чем в 5 раз и по состоянию на 1 января 2008 года превысил 25 млрд. рублей.
По итогам 2007 года Внешторгбанк возглавил рейтинги организаторов и андеррайтеров выпусков российских корпоративных и муниципальных облигаций ведущих российских агентств Cbonds.ru и Rusbonds.ru, а также международного агентства Bloomberg. В 2007 году Внешторгбанк принял участие в ки маркетинговая служба Внешторгбанка продолжала активно разрабатывать программы по наращиванию объемов заимствований. В 2007 году общая сумма привлеченных на рынке капиталов и синдицированных кредитов средств составила объемом 15 млрд. рублей.
Маркетинговой
службой ОАО «Внешторгбанк», была
разработана программа «Развития деятельности
на розничном рынке банковских услуг»,
в рамках этой программы в 2007 году начал
работу дочерний розничный банк группы
ВТБ – Внешторгбанк 24, на базе которого
продолжается реализация социально значимых
ВТБ в общем объеме банковских кредитов
физическим лицам вырос в течение 2007 года
с 1,1% до 1,7%. (рис. 6.)
Рис.
6. Объем банковских кредитов физическим
лицам в 2006-2007 гг.
Важнейшей составляющей динамичного роста операций Внешторгбанка в течение 2007 года оставалось ускоренное развитие деятельности региональной сети. В 2007 году были открыты новые филиалы в Брянске, Вологде, Твери и Улан-Удэ, а также 40 подразделений действующих филиалов. По состоянию на 1 .
Маркетинговой службой ОАО «Внешторгбанк» была разработана и внедрена новая модель обслуживания клиентов, которая способствовала развитию деятельности региональной сети и способствовало повышению пропускной продуктов на предприятиях у клиентов. Наработанный положительный имидж был перенесен на программу по привлечению клиентов.
Результаты
данных мероприятий представлены на
рис. 7.
Рис. 7. Банки - лидеры по объему выданных ипотечных кредитов в 2007 году
Внешторгбанк – это уже третья крупная российская компания, объявляющая первичное публичное размещение своих акций на рынке.
Маркетинговой
Рис.
8. Знаете ли вы что-нибудь о Внешторгбанке
Что
известно участникам опроса о ВТБ? Отвечая
на соответствующий открытый вопрос,
11% респондентов заявили, что знают только
его название или осведомлены лишь о самом
факте его существования ('о
существовании этого
банка'; 'просто ('с
государственной поддержкой'; '...президент
его поддерживает') – 1%. Некоторые полагают,
что ВТБ – это новый банк ('только
открылся'; 'он образовался
недавно'). Еще 1% вспомнили о спонсорской
деятельности ВТБ в спортивной сфере,
столько же отмечают, что этот банк занимается
внешнеторговыми операциями ('обмен
валюты с другими государствами'). Кто-то
ссылается на опыт взаимодействия – свой
или окружающих – с ВТБ (2%), 1% – сообщают
о филиале этого банка в своем городе.
Еще 2% критически
Рис. 9. Знаете ли вы статус Внешторгбанка
Первичное
публичное размещение акций ВТБ
нередко позиционируется как 'народное
IPO'. Однако уровень осведомленности россиян
об этом событии не слишком высок – только
11% 'знают' и еще 13% – 'что-то слышали' о начале
подписки на акции заинтересовала 17% опрошенных,
об IPO Сбербанка – 16%, а об IPO 'Роснефти'
– 18% (рис. 11). Интерес к продаже акций ВТБ
чаще других проявляют представители
молодого поколения (22%), высокообразованные
граждане (23%) и жители мегаполисов (25%)
Информация о работе Совершенствование маркетинговой деяльности