Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:42, реферат
Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.
Введение---------------------------------------------------------------------------------2
Глава 1. История развития франчайзинга-----------------------------------------3
1.1. Зарождение франчайзинга----------------------------------------------------3
1.2. Современный франчайзинг---------------------------------------------------5
Глава 2. Франчайзинг как модель ведения бизнеса----------------------------8
2.1.Франчайзор--------------------------------------------------------------------------9
2.2. Франчайзи---------------------------------------------------------------------------9
2.3. Франшиза---------------------------------------------------------------------------10
2.4. Покупка франшизы---------------------------------------------------------------11
2.5. Преимущества и недостатки франчайзинга---------------------------------13
Глава 3. Виды франчайзинга--------------------------------------------------------17
3.1. Товарный франчайзинг----------------------------------------------------------17
3.2. Производственный франчайзинг----------------------------------------------19
3.3. Деловой франчайзинг------------------------------------------------------------20
3.4. Другие виды франчайзинга-----------------------------------------------------22
3.5. Виды франчайзинговых систем-----------------------------------------------22
Глава 4. Развитие франчайзинга в России------------------------------------------25
4.1. Компании, занимающиеся франчайзингом в России----------------------28
4.2. Препятствия на пути развития франчайзинга в России--------------------29
Глава 5. Перспективы развития франчайзинга-------------------------------------31
5.1. В мире---------------------------------------------------------------------------------31
5.2. В России------------------------------------------------------------------------------33
Заключение-------------------------------------------------------------------------------38
Список использованной литературы------------------------------------------------40
Другая причина также связана с менталитетом. Российский предприниматель готов платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная.
Российский же предприниматель не всегда готов платить за этот, так называемый, интеллектуальный капитал. Это нечто неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении опять-таки длительного времени пользоваться. В этом и заключается причина, по которой франчайзинг, такой популярный на западе, не очень у нас развивается.
Третья причина - несовершенство российской законодательной базы.
Глава 5. Перспективы развития франчайзинга.
5.1. В мире
В настоящее время в Европе действует более 4500 франчайзинговых систем и приблизительно 180,000 франчайзи, которые достигают общий объем продаж в размере более чем 150 млрд. долларов. Однако степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где его объем превысил 800 млрд. долларов. Только в трех странах (США, Румынии и Республике Молдова) приняты специальные законы франчайзинга. В остальных странах законодательная основа франчайзинга содержится в других законах, таких как Гражданский Кодекс, законы, связанные с предпринимательской деятельностью, различные нормативные акты, принятые Правительством или специализированными неправительственными организациями. В институционном плане франчайзинг представлен Европейской федерацией франчайзинга.
Либерализация
экономик стран Центральной и
Юго-Восточной Европы и их стремление
стать частью организованной коммерческой
системы позволили развить
Процессу развития франчайзинга препятствуют следующие факторы: неадекватная законодательная основа,
· недостаток внутреннего капитала,
· ограниченный доступ к кредитам,
· относительно большой риск страны
· и другие препятствия.
Хотя франчайзинг
представляет собой относительно новую
индустрию в центральных и
юго-восточных европейских
Рынок данного
региона привлекателен для
Необходимо
отметить, что в этих странах регистрируются
высокие темпы развития розничной
торговли и сферы услуг. Местный
спрос на высококачественные изделия
и услуги пока невысок, но имеет тенденцию
роста. Кроме того, отмечается растущая
восприимчивость рынка к
Общественное питание и розничная торговля преобладают в настоящее время на франчайзинговом рынке стран Центральной и Юго-Восточной Европы и являются наиболее динамическими. Кроме того, специалисты полагают, что есть еще неиспользованные резервы развития этого бизнеса. Поэтому иностранные компании планируют открыть новые рестораны. Например, McDonald’s в Чешской Республике планирует открыть 10 новых ресторанов, KFC - 3 ресторана, Dunkin Donuts - 3 ресторана. Такие же действия будут предприняты вышеупомянутыми компаниями и в Польше, Венгрии, Болгарии и т.д.
Хорошие перспективы
у гостиничной индустрии, особенно
в странах Юго-Восточной
5.2. В России
Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.
На графике представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2004 год.
График 1
«Рост франшизных систем России»
Прогнозируя
развитие франчайзинга в РФ, следует
отметить, что в нашей стране в
ближайшее время следует
Интерес со
стороны физических лиц - потенциальных
предпринимателей будет обусловлен
ростом реальных доходов и возможностями
формирования накоплений с последующим
их использованием для открытия компаний.
Данное утверждение подтверждается
также тем, что по свидетельству
ряда ученых-социологов наблюдается
стремление активной части населения
к открытию своих малых предприятий,
способных обеспечить постоянный источник
доходов, а в будущем, возможно, изменить
социальный статус предпринимателя. Подобное
явление в макросоциальном
По имеющимся данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.
Оценивая
перспективы использования
Так, руководство транснациональной торговой сети «Спар» (Spar), входящей в десятку крупнейших торговых компаний мира, заявило, что до 2009 г. компания намерена открыть в Москве до 30 полномасштабных магазинов, большая часть которых будет работать на условиях франчайзинга. Также разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть «Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».
Кроме компаний,
занимающихся розничной торговлей
продуктами питания, проекты развития
с использованием франчайзинга разрабатываются
сбытовыми подразделениями
Так, компания «ЮКОС» намерена изменить и усовершенствовать российское сбытовое направление своей деятельности путем строительства современных дорожных автозаправочных комплексов, объединяющих в себе АЗС, кафе, магазин и действующих на условиях франчайзинга. На сегодняшний день существенным шагом НК «ЮКОС» в данном направлении стало приобретение части пакета акций торговой сети «Копейка», которая займется обустройством магазинов в рамках автозаправочных комплексов.
Другой нефтяной компанией, имеющей намерения заняться оптимизацией сбытового направления, стала НК «ЛУКОЙЛ». По свидетельству руководства компании, в ближайшие 2-3 года численность автозаправочных комплексов на территории РФ, действующих на условиях франчайзинга, возрастет. И совсем скоро будет открыт ресторан быстрого питания «Ростик'с Экспресс» (компания «РосИнтер») на одном из автозаправочных комплексов «ЛУКОЙЛ» в г. Москве.
Продолжая анализировать использование коммерческой концессии российскими компаниями, следует отметить продолжающуюся экспансию франчайзинговых фирм, работающих в сегменте фаст-фуд. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка являются: 2Subway»(вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), «РосИнтер», «KFC», «Русское бистро». По свидетельству специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.
Помимо вышеизложенных сфер ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности:
· услуги в области спорта и здоровья;
· розничная реализация товаров длительного пользования;
· услуги в сфере информационных технологий;
· гостиничный бизнес;
· игорный бизнес;
· туристический бизнес;
· услуги в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.
Кроме того,
в ближайшее время ряд
Хочется надеяться,
что франчайзинг будет
Заключение
Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг скоро по достоинству оценят и в России. Ведь идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской деятельности, получая за это использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса. Любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе.
Что дает франчайзинг обществу в целом? Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзора, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься “вольным” бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью “под руководством”.
Освоение
нового опыта, приобретение новых идей,
методов, технологий всегда полезно
для любого вида деятельности. Именно
поэтому российскому
С
развитием франчайзинга
Список использованной литературы
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга Третья / Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М.: Статут, 2004 г.