Специфика франчайзинга в СКД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 14:42, реферат

Описание

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, для чего будут рассмотрены основные виды франчайзинга.
Задачей исследования информации в данной курсовой работе является рассмотреть мировой опыт и внедрение франчайзинга в Россию.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------------2
Глава 1. История развития франчайзинга-----------------------------------------3
1.1. Зарождение франчайзинга----------------------------------------------------3
1.2. Современный франчайзинг---------------------------------------------------5
Глава 2. Франчайзинг как модель ведения бизнеса----------------------------8
2.1.Франчайзор--------------------------------------------------------------------------9
2.2. Франчайзи---------------------------------------------------------------------------9
2.3. Франшиза---------------------------------------------------------------------------10
2.4. Покупка франшизы---------------------------------------------------------------11
2.5. Преимущества и недостатки франчайзинга---------------------------------13
Глава 3. Виды франчайзинга--------------------------------------------------------17
3.1. Товарный франчайзинг----------------------------------------------------------17
3.2. Производственный франчайзинг----------------------------------------------19
3.3. Деловой франчайзинг------------------------------------------------------------20
3.4. Другие виды франчайзинга-----------------------------------------------------22
3.5. Виды франчайзинговых систем-----------------------------------------------22
Глава 4. Развитие франчайзинга в России------------------------------------------25
4.1. Компании, занимающиеся франчайзингом в России----------------------28
4.2. Препятствия на пути развития франчайзинга в России--------------------29
Глава 5. Перспективы развития франчайзинга-------------------------------------31
5.1. В мире---------------------------------------------------------------------------------31
5.2. В России------------------------------------------------------------------------------33
Заключение-------------------------------------------------------------------------------38
Список использованной литературы------------------------------------------------40

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 52.20 Кб (Скачать документ)

Другая причина  также связана с менталитетом. Российский предприниматель готов  платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная.

Российский  же предприниматель не всегда готов  платить за этот, так называемый, интеллектуальный капитал. Это нечто  неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении опять-таки длительного  времени пользоваться. В этом и  заключается причина, по которой  франчайзинг, такой популярный на западе, не очень у нас развивается.

Третья причина - несовершенство российской законодательной  базы.

Глава 5. Перспективы  развития франчайзинга.

5.1. В мире

В настоящее  время в Европе действует более 4500 франчайзинговых систем и приблизительно 180,000 франчайзи, которые достигают общий объем продаж в размере более чем 150 млрд. долларов. Однако степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где его объем превысил 800 млрд. долларов. Только в трех странах (США, Румынии и Республике Молдова) приняты специальные законы франчайзинга. В остальных странах законодательная основа франчайзинга содержится в других законах, таких как Гражданский Кодекс, законы, связанные с предпринимательской деятельностью, различные нормативные акты, принятые Правительством или специализированными неправительственными организациями. В институционном плане франчайзинг представлен Европейской федерацией франчайзинга.

Либерализация экономик стран Центральной и  Юго-Восточной Европы и их стремление стать частью организованной коммерческой системы позволили развить бизнес франчайзинга. Абсолютными лидерами в осуществлении франчайзинговых систем являются Чешская Республика и Венгрия. Этот вид деятельности также развивается на рынках Польши, Болгарии и Румынии.

Процессу  развития франчайзинга препятствуют следующие  факторы:  неадекватная законодательная  основа,

·        недостаток внутреннего капитала,

·        ограниченный доступ к кредитам,

·        относительно большой риск страны

·        и другие препятствия.

 

Хотя франчайзинг  представляет собой относительно новую  индустрию в центральных и  юго-восточных европейских странах, в будущем ожидается непрерывное  развитие этого рода деятельности. На рынке франчайзинга в этом регионе регистрируется сильная конкуренция между американскими и западноевропейскими франчайзерами. Европейские фирмы, такие как Kookai, Zimbo, Nord-West-Ring, обладая преимуществом знакомства с местным рынком, развили относительно легко собственные сети. Американские франчайзеры вообще, а особенно обладающие известной торговой маркой, имеют хорошую репутацию: McDonald’s, Kentucky Fried Chicken и др. Успех этих компаний обусловил рост интереса к франчайзингу.

Рынок данного  региона привлекателен для иностранных  инвесторов из-за квалифицированной  рабочей силы, относительно низких затрат на работу и рекламу, благоприятных  норм заработной платы, разумной цены на недвижимое имущество и роста  рыночного спроса.

Необходимо  отметить, что в этих странах регистрируются высокие темпы развития розничной  торговли и сферы услуг. Местный  спрос на высококачественные изделия  и услуги пока невысок, но имеет тенденцию  роста. Кроме того, отмечается растущая восприимчивость рынка к иностранным  изделиям и услугам (особенно американским), большой интерес потребителей к  изделиям и услугам, предлагаемым иностранными компаниями с известными торговыми  марками, эмблемами и фирменными знаками.

Общественное  питание и розничная торговля преобладают в настоящее время  на франчайзинговом рынке стран Центральной и Юго-Восточной Европы и являются наиболее динамическими. Кроме того, специалисты полагают, что есть еще неиспользованные резервы развития этого бизнеса.         Поэтому иностранные компании планируют открыть новые рестораны. Например, McDonald’s в Чешской Республике планирует открыть 10 новых ресторанов, KFC - 3 ресторана, Dunkin Donuts - 3 ресторана. Такие же действия будут предприняты вышеупомянутыми компаниями и в Польше, Венгрии, Болгарии и т.д.

Хорошие перспективы  у гостиничной индустрии, особенно в странах Юго-Восточной Европы, где туризм бурно развивался в  течение последних лет. Этот сектор может также расширяться в  сельских зонах, так как интерес  к сельскому туризму постоянно  растет, а инфраструктура все еще  остается малоразвитой. Услуги по химической чистке одежды могут развиваться  в маленьких городах. То же самое  и операции с недвижимостью, которые  находятся на начальной стадии развития. Франчайзинг также имеет хороший  потенциал развития в области  производства изделий и услуг  для детей, типа компьютерных программ образования и детского развлечения.

5.2. В России

Перспективы развития франчайзинга в России самые  благоприятные. В последнее время  намечается тенденция ускоренного  развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.

На графике  представлен рост российских франшизных компаний нарастающим итогом за период с 1995 года по 2004 год.

 

График 1

«Рост франшизных систем России»

Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует  отметить, что в нашей стране в  ближайшее время следует ожидать  увеличения интереса к рассматриваемой  форме открытия и развития бизнеса.

Интерес со стороны физических лиц - потенциальных  предпринимателей будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями  формирования накоплений с последующим  их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству  ряда ученых-социологов наблюдается  стремление активной части населения  к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане  в ближайшие несколько лет  способно заметно увеличить численность  среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг.

По имеющимся  данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.

Оценивая  перспективы использования франчайзинга в РФ юридическими лицами, следует  отметить, что уже в конце 2001-начале 2002 гг. их заинтересованность в применении данного механизма заметно увеличилась. Ведущее место закрепилось за компаниями, занимающимися розничной  продажей продуктов питания.

Так, руководство  транснациональной торговой сети «Спар» (Spar), входящей в десятку крупнейших торговых компаний мира, заявило, что до 2009 г. компания намерена открыть в Москве до 30 полномасштабных магазинов, большая часть которых будет работать на условиях франчайзинга. Также разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть «Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».

Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей  продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются  сбытовыми подразделениями нефтяных компаний.

Так, компания «ЮКОС» намерена изменить и усовершенствовать  российское сбытовое направление своей  деятельности путем строительства  современных дорожных автозаправочных  комплексов, объединяющих в себе АЗС, кафе, магазин и действующих на условиях франчайзинга. На сегодняшний  день существенным шагом НК «ЮКОС» в данном направлении стало приобретение части пакета акций торговой сети «Копейка», которая займется обустройством  магазинов в рамках автозаправочных  комплексов.

Другой нефтяной компанией, имеющей намерения заняться оптимизацией сбытового направления, стала НК «ЛУКОЙЛ». По свидетельству руководства компании, в ближайшие 2-3 года численность автозаправочных комплексов на территории РФ, действующих на условиях франчайзинга, возрастет. И совсем скоро будет открыт  ресторан быстрого питания «Ростик'с Экспресс» (компания «РосИнтер») на одном из автозаправочных комплексов «ЛУКОЙЛ» в г. Москве.

Продолжая анализировать  использование коммерческой концессии  российскими компаниями, следует  отметить продолжающуюся экспансию  франчайзинговых фирм, работающих в сегменте фаст-фуд. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка являются: 2Subway»(вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), «РосИнтер», «KFC», «Русское бистро». По свидетельству специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.

Помимо вышеизложенных сфер ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности:

·         услуги в области спорта и здоровья;

·         розничная реализация товаров длительного  пользования;

·         услуги в сфере информационных технологий;

·         гостиничный бизнес;

·         игорный бизнес;

·         туристический бизнес;

·         услуги в области аренды, ремонта  и продажи автомобилей.

Кроме того, в ближайшее время ряд компаний, активно использующих коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое направление деятельности в других регионах. Наиболее  привлекательные регионы деятельности франчайзинговых компаний: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Черноморское побережье Краснодарский край.

Хочется надеяться, что франчайзинг будет способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.

 

Заключение

Франчайзинг исторически и прочно закрепился в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития. Более того, за рубежом  эту форму деятельности считают  не только полезной, но и престижной. Так что если стремиться перенять у Запада все самое перспективное, можно надеяться, что франчайзинг  скоро по достоинству оценят и  в России. Ведь идея франчайзинга проста – если есть интересная, неординарная и перспективная концепция осуществления бизнеса, то можно на ней заработать самому и передать ее другому лицу для осуществления своей предпринимательской деятельности, получая за это использование дополнительный доход и рекламу своего бизнеса. Любая франчайзинговая система строится исключительно на успешном бизнесе.

Что дает франчайзинг  обществу в целом? Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзора, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься “вольным” бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью “под руководством”.

Освоение  нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно  для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству  необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к  действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих  с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки  и технологии ведения бизнеса  на территории нашей страны и за ее пределами.

 С   развитием  франчайзинга России  предпринимательство в целом  и в особенности малый бизнес  получат мощный положительный  импульс, что послужит фундаментом  для процветания экономики Российской  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.         Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга Третья / Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М.: Статут, 2004 г.

Информация о работе Специфика франчайзинга в СКД