Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, контрольная работа
Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо рассмотреть два фундаментальных понятия: спрос и предложение. Спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».
Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо рассмотреть два фундаментальных понятия:
· Спрос;
· и предложение.
Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. Одним словом, возникает вопрос: насколько они настоятельны? Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. Таким понятием является спрос.
Спрос - это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.
Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату - т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей – то происходит сдерживание желаний и соглашение на меньшее, чем хотелось бы.
Итак, спрос - это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.
Спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».
Экономический анализ спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.
Начиная с анализа графика спроса, используемых для описания рыночного механизма. Известно, что без вмешательства правительства предложение и спрос придут в равновесие, на базе которого будут установлены рыночная цена товара и его общий объем производства. Но каким образом цена и количество товара зависят от отдельных характеристик спроса и предложения?
Как они варьируют
во времени зависят от реакции предложения и спроса на такие переменные
экономические показатели, как общая экономическая активность, издержки на
заработную плату и т.п., которые постоянно меняются ?
Помимо понимания на качественном уровне, как определяется рыночная цена и
количество товара и как они могут меняться во времени, важно знать, как они
могут быть проанализированы с количественной точки зрения. Возможность
увидеть, как несложные расчеты могут применяться для анализа динамики рынка и
его реакции на внутренние и международные макроэкономические изменения.
Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и
потенциальных покупателей товара. Спрос – это потребность, выраженная в
денежной форме. Объем спроса – это количество товара, которое покупатели
желают приобрести за некоторый период времени (день, месяц, год и т.д.).
«Желание приобрести» здесь означает, что покупатели действительно имели бы
желание и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы
таковое имелось в наличии. Важно различать объем спроса и объем фактической
покупки. Объем спроса определяется только поведением покупателей, тогда как
объем покупки определяется и покупателями, и продавцами совместно. Объем
спроса зависит от цены данного товара, цены других товаров, неценовых
детерминант, включающих доходы покупателей и их вкусы, накопленное имущество,
инфляционные и дефляционные ожидания покупателей, цены на взаимозаменяемые и
взаимодополняемые товары. Поэтому спрос очень подвижен и изменчив. Есть и
другие неценовые факторы (возраст покупателей, национальные особенности и
т.д.), которые способны влиять на объем спроса. Их необходимо выявлять,
прежде чем начинать внедрять на рынок тот или иной товар.
В зависимости от уровня экономики, на котором формируется спрос, выделяют:[5]
1. Совокупный спрос.
Он формируется на уровне макроэкономики.
2. Отраслевой спрос.
Он формируется на мезоуровне и представляет собой спрос со стороны других
отраслей и домохозяйств на продукцию данной отрасли.
3. Рыночный спрос.
Это спрос на какой-либо определенный вид продукции.
4. Спрос индивидуального покупателя.
Зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках населения, в
сберкассах, от различных выплат и наследства, размеров рынка, цены,
полезности и качества товаров, субъективных вкусов и предпочтений.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где
спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а
предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями);
соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость,
определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Цена спроса — максимальная цена, по которой потребитель
готов купить данную продукцию.
Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться
к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса
заключается в следующем: при неизменности всех прочих
параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию
величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные
противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а
только лишь нарушение допущения при прочих равных услвиях.
2. Закон спроса
Объем спроса зависит от многих факторов. Одним из основных является цена на
данный товар. Устойчивая, повторяющаяся взаимосвязь между объемом спроса и
ценой, имеющая обратно пропорциональный характер, называется законом спроса.
Спрос изображается в виде графика, показывающего количество
продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по
некоторой цене из возможных в течение определенного периода
времени цен. Он показывает то количество продукта, на которое
(при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных
ценах. Спрос показывает количество продукта, которое
потребители будут покупать по разным возможным ценам.
В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, которая
заключается в том, что большие объемы конкретного товара покупаются по более
низкой цене, чем более высокой. Во-вторых, подчинения потребления принципу
убывающей предельной полезности, в соответствии с которой последующие
единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения.
Например, второй телевизор не так полезен в доме, как первый, поскольку
основные потребности удовлетворены. В-третьих, действие закона спроса
связанно с эффектом дохода, выражающегося в том, что при прочих равных
условиях и постоянном доходе покупатель по более низкой цене может обрести
больше данного товара. Напротив, более высокая цена приводит к снижению
покупательского спроса
Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:[6]
Обычно люди
действительно покупают данного продукта больше по низкой цене,
чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “,
служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса.
Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен,
а путем их снижения.
В любой данный период
времени каждый покупатель продукта получает меньше
удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей
единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию
принципа убывающей предельной полезности, — то есть принципа,
согласно которому последующая единица данного продукта приносит
все меньше и меньше удовлетворения, — потребители покупают
дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его
снижается.
На несколько более
высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами
дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более
низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного
продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо
альтернативных товаров. Более высокая цена приводит к
противоположному результату. Эффект замещения выражается в
том, что при более низкой цене у человека появляется стимул
приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые
теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять
дорогие продукты более дешевыми.
Кривая спроса
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса
можно изобразить в виде простого двухмерного графика,
показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на
вертикальной оси.
Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на
горизонтальной — это экономическая традиция. Математик
поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на
вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а
величина спроса — зависимая переменная.
Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и
соответствующее количество продукта, которое потребитель
решил купить по данной цене. График отражает все возможные
варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах.
Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой
спроса. График позволяет четко представить определенную связь
цены и спроса, а также манипулировать различными ее
комбинациями.
Индивидуальный и рыночный спрос.
На любом рынке выступает много покупателей, поэтому
целесообразно говорить о рыночном спросе. Переход от шкалы
индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть
легко осуществлен по средствам суммирования величин спроса,
предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах.
Идет совмещение кривых индивидуального спроса по горизонтали,
чтобы вывести общую кривую спроса.
Изменение в спросе
Цена служит самой важной детерминантом количества любого
покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые
Информация о работе Спрос покупателей в целях коммерческой деятельности