Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 14:55, контрольная работа
Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо рассмотреть два фундаментальных понятия: спрос и предложение. Спрос - это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».
влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами.
Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой
спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса.
Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой
спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность
покупать большее количество данного товара по каждой из
возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса
сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за
изменения в одной его детерминанте (или более) потребители
покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных
цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
3. Неценовых детерминанты
Цена служит самой важной детерминантой количества любого
покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые
влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами.
Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой
спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение
кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и
способность покупать большее количество данного товара по
каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая
спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда,
когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более)
потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из
возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой
спроса влево.
На спрос влияют следующие показатели неценовых детерминант: [7]
Потребительские вкусы. . Благоприятное для данного
продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений будет
означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные
перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса
и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде
проявления нового продукта способны привести к изменению
потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится
все более популярным(во всяком случае на Западе), а это повышает спрос
на кроссовки и велосипеды и облегченные продукты питания.
Число покупателей. Увеличение на рынке числа
покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа
потребителей находит отражение в сокращении спроса. Пример: бум
рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на детское питание,
предметы гигиены ребенка, детский лосьон и акушерские услуги.
Доход. Воздействие спроса изменения денежного дохода
более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода
приводит к увеличению спроса.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном
направлении, то есть возрастает при снижении доходов,
называются товарами низшей категории (этот вопрос будет рассмотрен
ниже).
Пример: Увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные
товары, как сливочное масло, морепродукты, филе, и снижает спрос на
такие товары низшей категории, как капуста, свекла,
восстановленные шипы на колеса и ношеная одежда.
Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены
на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на
рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот
родственный товар заменителем нашего продукта
(взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему
(взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы,
между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая
связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой
на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие
пары товаров являются независимыми, самостоятельными
товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не
повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на
пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным
транспортом; сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос
на видеокассеты.
Ожидание. Потребительские ожидания относительно
будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода
способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов
ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное
утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной
Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе
и тем самым повышает текущий спрос на него.
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности
предложения), порождает эффект повышения цены и эффект
увеличения количества продукта. Уменьшение спроса
обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения
количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между
изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями
равновесной цены и количества продукта.
Помимо цены, предложения и спрос определяются и другими условиями. Например,
количество товара, которое производители готовы продать, зависит не только от
цены, но и от издержек производства. Спрос на товар зависит, как от бюджета
потребителей, так и от изменения экономических условий или налоговой
политики. Чтобы сделать это, мы должны понять , как сдвигаются кривые
предложения и спроса в ответ на изменения ставки зарплаты, капитальных затрат
и дохода.
Снижение стоимости сырья, так же как и любое снижение затрат, делает
производство более прибыльным, стимулируя развитие производства и
предоставляя новым фирмам возможность выйти на рынок со своим товаром.
В целом ни цена, ни количество товара не останутся постоянными при увеличении
дохода. Новые цена и количество в итоге приведут к равновесию спроса и
предложения.
Изменение цен на взаимосвязанные товары также влияют на спрос. Например, медь
и алюминий являются товарами - заменителями. Спрос на медь возрастает, если
увеличится цена на алюминий. С другой стороны, бензин является дополнительным
товаром по отношению к автомобилю, т.е. они используются совместно.
Следовательно, снижение цен на бензин увеличивает спрос на автомашины.
На большинстве рынков кривые и спроса, и предложения претерпевают время от
времени определенные изменения. Доход потребителей меняется по мере
экономического роста (или сокращается во время спада). Спрос на некоторые
товары изменяется в зависимости от сезона (топливо, купальные принадлежности,
зонтики) , в связи с изменением цен взаимозаменяемых товаров (рост цен на
нефть увеличивает спрос на природный газ) или просто из-за меняющихся моды и
вкусов. Аналогичным образом время от времени меняются размер зарплаты,
капитальные вложения, цены на сырье, что в значительной влияет на предложения
товаров.
Итак, анализ кривых спроса и предложения является одним из основных
инструментов микроэкономики. На конкурентном рынке кривые предложения и
спроса указывают, сколько продукции будет произведено фирмами и каким будет
спрос потребителей при определенной цене. Рыночный механизм имеет тенденцию к
равновесию, с тем, чтобы не было ни избыточного спроса, ни избыточного
предложения. Изменение требуемого количества в процентах в результате
увеличения цены на 1% является эластичностью спроса от цены. Эластичность
характеризует реакцию предложения и спроса на изменение цены, дохода и других
переменных. Все это позволяет нам лучше понять характеристики и поведение
рынка.
4.Характеристики покупателя – основа формирования спроса
Потребители принимают свои решения не в вакууме. На совершаемые ими покупки
большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личного и
психологического порядка (рисунок). В большинстве своем это факторы, не
поддающиеся контролю со стороны деятелей рынка.
Факторы культурного уровня
Самое большое и глубокое влияние на поведение потребителя оказывают факторы
культурного уровня. Культура - основная первопричина, определяющая
потребности и поведение человека. Ребенок усваивает базовый набор ценностей,
восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и
основных институтов общества. Так, ребенок, растущий в Америке, знакомится
или сталкивается со следующими ценностными представлениями: свершение и
успех, активность, работоспособность и практичность, движение вперед,
материальный комфорт, индивидуализм, свобода, внешний комфорт.
Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры,
которые представляют своим членам возможность более конкретного
отождествления и общения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются
группы лиц одной национальности, скажем ирландцев, поляков, итальянцев или
пуэрториканцев, проявляющих четкие этнические вкусовые пристрастия и
интересы. Отдельные субкультуры со своими специфическими предпочтениями и
запретами представляют собой религиозные группы, такие, как группы католиков,
мусульман, иудеев. Четко выделяющимися культурными склонностями и отношениями
характеризуются расовые группы, скажем негров и уроженцев Востока. Свои
отличные от прочих субкультуры со своим специфическим образом жизни в каждом
отдельном случае имеют и географические районы, такие как западная и
восточная Украина.
Социальное положение. Почти в каждом обществе существуют различные общественные
классы, которые определяются следующим образом: общественные классы -
сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в
иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих
ценностных представлений, интересов и поведения. Общественным классам присуще
несколько характеристик: 1) лица, принадлежащие к одному и тому же классу,
склонны вести себя почти одинаково; 2) в зависимости от принадлежности к тому
или иному классу люди занимают более высокое или более низкое положение в
обществе; 3) общественный класс определяется не на основе какой-то одной
переменной, а на основе занятий, доходов, богатства, образования, ценностной
ориентации и тому подобных характеристик принадлежащих к нему лиц; 4) индивиды
могут переходить в более высокий класс или опускаться в один из нижних классов.
Для общественных классов характерны явные предпочтения товаров и марок в
одежде, хозяйственных принадлежностях, проведении досуга, автомобилях.
Социальный фактор. Так же на выбор покупателя оказывает влияние его
Информация о работе Спрос покупателей в целях коммерческой деятельности