Стандартизация, сертификация и контроль качества продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:10, курсовая работа

Описание

Стандартизация и сертификация, обеспеченные взаимосвязанными методами и способами измерений, являются неотъемлемой составной частью общественного производства и одновременно создают эффективный механизм управления качеством и номенклатурой продукции.
В процессе выполнения курсовой работы изучена учебно-методическая и нормативная документация по сущности и содержанию стандартизации и сертификации, контролю качества продукции, менеджменту качества.

Содержание

Введение 6
1 Теоретические аспекты стандартизации, сертификации и контроля качества продукции на предприятии 8
1.1 Понятие стандартизации продукции 8
1.2 Сущность и содержание сертификации продукции на предприятии 14
1.3 Система контроля качества продукции 17
2 Анализ организации стандартизации, сертификации и контроля качества продукции в ОАО «Консервный завод «Саранский» 20
2.1 Анализ стандартизации на предприятии 20
2.2 Оценка сертификации продукции 24
2.3 Анализ контроля качества на предприятии 27
3 Мероприятия по совершенствованию организации стандартизации, сертификации и контроля качества на предприятии ОАО «Консервный завод «Саранский» 31
Заключение 38
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 367.61 Кб (Скачать документ)

5) установление метрологических норм, правил, положений и требований;

6) установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий.

Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу  многократного воспроизведения и (или) использования.

В зависимости  от специфики объекта стандартизации, а также от содержания разрабатываемых  и предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды: стандарты основополагающие; стандарты на продукцию, услуги; стандарты на процессы; стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Методы  стандартизации – это прием или  совокупность приемов, с помощью  которых достигаются цели стандартизации. Стандартизация базируется на общенаучных и специфических методах. К общенаучным методам относят упорядочение объектов стандартизации и параметрическую стандартизацию. Упорядочение объектов стандартизации – универсальный метод в области стандартизации продукции, процессов и услуг. Упорядочение как управление многообразием связано, прежде всего, с сокращением многообразия. Параметрическая стандартизация основана на упорядочении объектов стандартизации при помощи составления параметрических рядов характеристик продукции, процессов, классификаторов и т.п.

К числу  основных специфических методов  стандартизации относятся унификация, агрегатирование, комплексная и  опережающая стандартизация.

Деятельность  по рациональному сокращению числа  типов деталей, агрегатов одинакового  функционального назначения называется унификацией продукции. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации  и оптимизации элементов готовой  продукции.

Под агрегатированием понимают метод конструирования  и эксплуатации изделий, основанный на функциональной и геометрической взаимозаменяемости их основных узлов  и агрегатов. Агрегатирование позволяет многократно применять стандартные детали, узлы и агрегаты в новых модификациях изделий при изменении их конструкции.

Основные  элементы и категории действующей  системы стандартизации представлены на рис.1.1

 

Рис.1.1 Основные элементы и категории действующей системы стандартизации

 

 

На сегодняшний  день в России утвержден стандарт ISO 9001 версии 2008 года, который ввелся в действие 13 ноября 2009. C 10 сентября 2009 года введен в действие национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 9000-2008.

Главная целевая  установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000, – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств в способности предприятия сделать это.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.2 Сущность и содержание сертификации продукции на предприятии

 

В настоящее  время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право  самостоятельного выхода на внешний  рынок, они сталкиваются с проблемой  оценки качества и надежности своей  продукции.

Международный опыт свидетельствует о том, что  необходимым инструментом гарантирующим  соответствие качества продукции требованиям  нормативно-технической документации является сертификация.

Сертификация  представляет собой деятельность, направленную на установление и подтверждение  соответствия рассматриваемого объекта  определенным требованиям. Важным аспектом совершенствования сертификации стал Федеральный закон РФ «О техническом  регулировании», где введено обобщающее международное понятие «подтверждение соответствия», как документальное удостоверение соответствия продукции  или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или  оказания услуг требованиям технических  регламентов, положениям стандартов или  условиям договоров.

Сертификация  появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от продукции, непригодной к использованию. Вопросы  безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную  власть, с одной стороны, устанавливать  ответственность поставщика за ввод в обращение недоброкачественной  продукции; с другой стороны –  устанавливать обязательные к выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение. К первым относятся  такие законодательные акты, как  например, Закон "О защите прав потребителей", принятый в России, или закон об ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского Сообщества. Законы, устанавливающие минимальные  требования по характеристикам, могут  относиться в целом к группе продукции  или к отдельным ее параметрам.

Система сертификации – совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификации по правилам, установленным в этой системе. Системы сертификации продукции можно классифицировать по различным классификационным признакам.

Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам  представлена в таблице 1.1

Таблица 1.1- Система сертификации продукции

Признак классификации

Система сертификации

продукции

Заинтересованность сторон

                   Национальная

                   Региональная

                   Международная

Правовой статус

                   Обязательная

                  Добровольная

                  Самостоятельная

Участие сторонних организаций в  исполнении процедуры сертификации

Третьей стороной


 

Национальная  система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров.

      Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная  система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить. Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Схема порядка проведения сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р представлена в Приложении А.

Добровольная  система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое для повышения конкурентоспособности продукции.

Самостоятельная система сертификации продукции (само-сертификация) создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

В работах  по сертификации участвуют предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности (в том числе других стран), признающие и выполняющие ее правила. При проведении сертификации они осуществляют взаимодействие с международными, региональными и национальными системами сертификации других стран. Она включает определенный набор работ в соответствии со своими целями (рис. 1.2)

Рис. 1.2 Виды работ при проведении сертификации

 

            1.3 Система контроля качества продукции

Под качеством продукции понимается совокупность характеристик, придающих ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Проблема  качества продукции носит в современном  мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической  и социальной жизни страны. Объективный  фактор, объясняющий многие глубинные  причины наших экономических  и социальных трудностей, снижающихся  темпов экономического развития за последние  десятилетия, с одной стороны, и  причины повышения эффективности  производства и уровня жизни в  развитых странах Запада, с другой это качество создаваемой и выпускаемой  продукции. 

Качество  товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки, и следовательно, определяют успех или неуспех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и  услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

В свою очередь, конкурентоспособность связана  с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно  выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит  на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Для поддержания  необходимого уровня качества необходима система управления качеством.

Управление качеством продукции  — это достижение определенного (необходимого) уровня продукции путем его установления, обеспечения, поддержания.

Особое  место в управлении качеством  продукции занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных  средств достижения намеченных целей  и важнейшая функция управления способствует правильному использованию  объективно существующих, а также  созданных человеком предпосылок  и условий выпуска продукции  высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.

Именно в  процессе контроля осуществляется сопоставление  фактически достигнутых результатов  функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных  затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают  все большее значение.

Контроль  качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции, включая  в себя:

1) входной контроль (материалы не должны использоваться в процессе без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы);

2) промежуточный контроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контроль систематически);

3) окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям);

4) регистрация результатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытаний предоставляются заинтересованным организациям и лицам).

Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных  объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов. Положительные результаты действенного контроля качества можно выделить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.

Информация о работе Стандартизация, сертификация и контроль качества продукции на предприятии