Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 23:58, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение стратегии маркетинга территории, а так также конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.
Введение…………………………………………………………………….…….3
1 Стратегии маркетинга территории…………………………………….……5
1.1 Сущность и разновидности территориального маркетинга……….5
1.2 Субъекты маркетинга территорий, их цели и интересы……………6
1.3 Стратегии маркетинга территорий………………………………….12
Маркетинг населения, персонала…………………………………….15
2 Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона..19
2.1Конкурентные преимущества регионов……………………………..19
2.2 Формы межрегиональной конкуренции…………………………….20
2.3 Межрегиональная конкуренция кластеров…………………………..21
2.4 Задачи власти по повышению конкурентоспособности региона…24
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы
1.4
Маркетинг населения,
персонала
Территории, характеризуемые разным состоянием дел, проблемами и потребностями в сфере занятости, выбирают разные стратегии. Так, территории с низким уровнем занятости и дешевой рабочей силой могут выдвигать это как аргумент для привлечения промышленников, предпринимателей сферы услуг и др. с целью создания новых рабочих мест. Если рабочих рук не хватает, а рабочих мест в избытке, то территории, стремясь заполучить новые кадры, могут подчеркивать, рекламировать положительные возможности для проживания и перспективы роста, высокую заработную плату, возможность выбора профессии и т.п. Возможен и адресный маркетинг, нацеленный на привлечение на территорию людей конкретных профессий, определенных уровней квалификации. Наконец, в ряде случаев территории предпочитают демонстрировать противодействующий маркетинг, например, если вузы перегружены студентами, города - ищущими заработок приезжими и т.п.
Какую стратегию выбрать?
Можно ли выбрать какую-то одну стратегию и сосредоточиться на ней на протяжении значительного периода времени, например, 5-10 лет? Не только применительно к России, к странам с переходной экономикой, но даже и к развитым странам это едва ли целесообразно. Практичнее вести речь об определенной последовательности в реализации комплекса маркетинговых стратегий, в том числе - с учетом не только реального потенциала притягательности и имеющихся проблем, но и с учетом финансовых и других возможностей в отношении реализации стратегии.
Так, регион Южной Баварии заявил и позиционировал себя как сложившуюся зону высоких технологий, страхования, банковской деятельности, в целом ориентированную на эффективное обслуживание мирового рынка. В этом отношении проект "Программа MAI (Munchen - Augsburg - Ingolstadt)" поставил задачу прежде всего в сфере маркетинга имиджа: подчеркнуть сложившийся профиль данного экономического пространства, всемерно распространить статус Мюнхена и Южной Баварии как притягательного европейского центра.
Вместе с тем эксперты, разрабатывавшие программу, признали: пространство, располагающее высокообразованным трудовым потенциалом, заслуживает адекватной исследовательской и транспортной инфраструктуры; ему также необходимы притягательные возможности в сферах свободного времени: культуры, спорта и др., что признается особенно важным для высококвалифицированного персонала. Фактически, все это - приоритеты стратегии маркетинга привлекательности и инфраструктуры. Что касается маркетинга в отношении населения и персонала, программа концентрирует внимание на необходимости того, что регион "должен идентифицироваться, осознать самого себя" как территорию с высоким уровнем технологии, интеллекта, классической и современной культуры.
А что уместно для территорий с переходной экономикой?
Проще
всего посоветовать им сначала разработать
комплексную программу
С бедными финансовыми ресурсами реальнее начинать с низкозатратных технологий: формировать имидж, проявлять уже имеющиеся конкурентные преимущества и отыскивать целевые группы "потребителей территории", которые помогут сформировать более притягательную инфраструктуру и привлечь инвестиции для реализации долгосрочных программ развития территории. Безусловно, среди таких "потребителей территории" надо постоянно видеть далеко не только иностранцев, но и, прежде всего, собственное население и предпринимательские круги. Постепенное улучшение их самочувствия - гарантия дальнейшего развития.
Как
утверждают специалисты-практики, ни один
из вариантов развития не закрыт и для
наших территорий. Крупным городам и регионам
вполне по силам комплексный, долгосрочный
программный подход, нацеленный на всесторонне
развитие территории. Другим территориальным
субъектам легче будет двигаться от простого
к сложному, - этот путь длиннее, но реальнее
для них, так как первые результаты появятся
раньше.[10:125]
На
рынке конкурируют не только отдельные
предприятия различных
Конкурентные преимущества каждого региона могут быть абсолютными и относительными.
Абсолютные конкурентные преимущества региона связаны с наличием уникальных ресурсов и возможностей в данном регионе (географическое положение, минеральные ресурсы, пейзажи, сочетание производств и др.). В качестве примера конкуренции географического положения можно привести конкуренцию Новосибирска, Красноярска и Иркутска за обслуживание трансполярных грузовых и пассажирских авиаперевозок.
Относительные конкурентные преимущества
обусловлены лучшими по сравнению с другими регионами возможностями или условиями производства и сбыта той или иной продукции или предоставления услуг (себестоимость, качество, упаковка, доступность и т.д.).
В качестве конкурентных преимуществ выступает не только количественные параметры или доля рынка, но и качественные характеристики функций региона, товаров или услуг, выпускаемых его предприятиями. Конкурентные преимущества нужно также разделить на ф
актические,
или реализованные и потенциальные, то
есть не используемые в настоящее время.
В последнем случае необходимо определить
условия реализации потенциальных конкурентных
преимуществ и разработать бизнес-план
вывода потенциального конкурентного
преимущества в число фактических.
2.2Формы межрегиональной конкуренции
Экономическое и социальное развитие региона зависит от конкурентоспособности на внешних рынках не только ведущих народнохозяйственных функций региона и главных его предприятий, но и от сравнительной привлекательности региона для инвесторов, которую также следует рассматривать как один из аспектов конкурентоспособности.
Одна
из главных целей, к которой должен
стремиться в своем социально-
В условиях дефицита ресурсов на рынке инвестиций регионы России находятся в состоянии конкурентной борьбы. Можно выделить два типа межрегиональной инвестиционной конкуренции:
Однако не следует сбрасывать со счетов тот факт, что может существовать и существует на деле внутрирегиональная конкуренция за инвестиционные ресурсы между отдельными предприятиями и муниципальными образованиями. Отдельные предприятий, находящиеся в регионе конкурируют непосредственно за инвестиционные ресурсы в различных их формах: капитальных вложений, кредитов, вложений в уставной капитал, лизинга и т.п. Конкуренция идет не только с предприятиями других регионов, но и внутри – с предприятиями того же региона. Последняя форма конкурентной борьбы негативно влияет на социально-экономическое развитие региона и нежелательна для региональной власти. Не отрицая ее позитивной соревновательной роли (особенно, между муниципальными образованиями), во многих случаях она приводит к развитию одних хозяйствующих субъектов в регионе в ущерб другим, ослабляя таким образом, экономическую мощь региона. Поэтому задача региональной власти в привлечении инвестора двуедина. С одной стороны, нужно стремиться к максимально возможному для данной инвестиционной емкости территории привлечению внешних инвестиций и реинвестированию собственных путем создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. С другой стороны, необходимо регулировать внутрирегиональную конкуренцию, поддерживая ее в определенных, «стимулирующих» производителя рамках.
Регионы
и отдельные муниципальные
Конкурентоспособность
региона во внешней среде определяется
развитием в нем как отдельных
производств и видов
Обобщенная схема кластера, расположенного в регионе, представлена на рисунке 1.
Кластеры можно классифицировать по целому ряду признаков, например:
Формирование региональных конкурентных кластеров позволяет также устранять негативные последствия внутрирегиональной конкуренции, а также повышать конкурентоспособность региона в целом.
Основным инструментом конкурентной борьбы региональных властей является создание комплекса условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории. Создание такого комплекса, выявление и усиление существующих и создание новых конкурентных преимуществ данного региона – одна из основных задач инвестиционной стратегии региона.