Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:59, курсовая работа
Многие известные компании не только имеют хорошо разработанную и прозрачную стратегию, но и упорно придерживаются установленных параметров развития, и это в конечном итоге привело их к успеху, но и при достижении успехов, ради дальнейшего существования фирма должна прибегать к стратегическому планированию. это должно быть не разовым процессом, а постоянной, текущей деятельностью топ-менеджеров. Использование стратегии как инструмента управления в повседневной деятельности фирмы является необходимым условием и средством не только выживания, но и обеспечения процветания компании.
Введение……………………………………………………………………….....3
Глава 1. Особенности разработки маркетинговой стратегии предприятия
1.1Понятие и виды маркетинговой стратегии…………………………………5
1.2.Методы разработки маркетинговой стратегии…………………………....18
Глава 2. Стратегический анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Красная Заря».
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………24
2.2. Анализ макросреды предприятия…………………………………………30
2.3. Анализ контактной среды предприятия…………………………………. 35
2.4. Анализ внутренней среды ЗАО «Красная Заря»…………………….40
Глава 3. Разработка стратегии развития ЗАО «Красная Заря».
3.1. Определение миссии и целей организации…………………………….43
3.2. Выбор стратегии на основе SWOT - анализа……………………….…46
Заключение…………………………………………………………………..…56
Список используемой литературы…………….……………………………...60
Конфетный цех.
Конфетный цех расположен в отдельном двухэтажном здании площадью около 1200 квадратных метров. Он включает производственные помещения, теплопункт, склады сырья и готовой продукции, бытовые помещения. Цех может производить конфеты, глазированные и не глазированные шоколадом.
В цеху установлено две кондитерские линии, каждая из которых включают
диссутор, варочную колонку, помадосбивальную машину, две темперирующие машины, отливочную машину, объединенные системой трубопроводов. Одна линия сориентирована на производство корпусов для глазированных, а вторая – на производство корпусов для неглазированных, конфет. Производительность каждой из линий составляет 4 тонны в смену. Таким образом, общая производительность цеха составляет 8 тонн кондитерских изделий в смену. При двухсменной пятидневной работе цех может произвести до 180 тонн в месяц .
На фабрике освоены конфеты привычной формы - "параллелепипед" и "солнышко"; в перспективе возможен выпуск конфет формы "ромб", "купол" и других. Отлитые корпуса в течение трех-восьми часов должны затвердеть, после чего по транспортерам подаются либо на глазировочную машину, либо на заверточные автоматы, производительность каждого из них до 300 конфет в минуту. С автоматов завернутые конфеты вновь по транспортеру отправляются на бункерные весы, где фасуются в гофрокороба, которые отправляются на склад готовой продукции.
Помимо описанного оборудования в цеху имеется участок обработки орехов,
которые идут во многие сорта конфет, включая такие популярные как "Метеорит".
Участок включает машину для обжарки орехов, трехвалковую мельницу для их размола, меланжер.
Отдельно выделен участок производства розничных сортов кондитерских изделий.
Здесь производятся "Птичье молоко", "Метеорит", конфеты, которые фасуются в коробки и упаковываются в термоусадочную пленку.
Также отдельно оборудован участок производства когда-то популярных конфет "Ивановские зори", в народе прозванных "ивановским сникерсом", в ближайшее время они вновь появятся в продаже.
В настоящее время ЗАО "Кондитерская фабрика "Красная заря" выпускает 32 вида конфет и 20 видов вафель с самыми различными вкусовыми начинками.
2.2. Анализ макросреды предприятия.
Макроокружение создаёт общие условия среды нахождения организации. Любые фирмы, поставщики, покупатели, конкуренты и общественность в целом – все работают в макросреде, под влиянием сил и тенденций которой и формируются возможности и угрозы. Действующие в маркетинговой среде силы представляют собой неконтролируемые факторы, которые необходимо выявлять и соответствующим образом реагировать на них.
Экономические, правовые, политические и социальные компоненты макроокружения – это основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на деятельность организации. Проведём анализ макросреды ЗАО «Красная Заря».
Экономическая составляющая макроокружения позволяет понять то, как
формируются и распределяются ресурсы. При анализе данного вопроса необходимо рассмотреть ряд характеристик, таких как темпы роста промышленного производства, темпы роста экономики в целом.
Период с 2000 по 2003 год явился благоприятным для развития экономики России.
В целом по стране экономический рост составил 28,5% (по данным 2003 года
экономика выросла на 6,7%);
уровень промышленного
предприятие функционирует в более жёстких условиях сложившейся экономики региона.
Далее рассмотрим политико – правовые факторы макроокружения организации.
Ни одна фирма не может осуществлять свою предпринимательскую деятельность без учета сложившейся в государстве политико-правовой среды. Эта среда определяется: законами и нормативными актами по регулированию предпринимательской деятельности, а также установленной системой контроля со стороны государственных учреждений за соблюдением имеющихся законов.
Знание законов позволяет
организации правильно
Основными законами, правилами, несомненно влияющими на реализацию продукции, являются :
- Закон РФ “О сертификации продукции и услуг";
- “Правила продажи отдельный видов товаров” -
утверждены постановлением правительства РФ от 19.01.1998г. №55;
- Закон РФ “О защите прав потребителей”;
В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации;
- Закон РФ “О стандартизации”. Необходимо иметь в
виду, что не все требования государственных стандартов являются
обязательными. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской
Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" к обязательным
требованиям государственных стандартов относятся требования, устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки.
В Ивановской области также существует своя нормативная база, регулирующая деятельность предприятий. Так, например в 2003 году администрацией Ивановской области было принято постановление «Об утверждении порядка возмещения из областного бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями Ивановской области в кредитных организациях». Данное постановление безусловно оказывает положительное влияние на деятельность организаций, поскольку предоставляет возможность погасить долги, используя помощь государства. А отсутствие долгов в свою очередь влечёт за собой повышение уровня деловой активности предприятия.
Особое влияние на деятельность
организаций оказывает
законодательство. Налоговые выплаты поглощают значительную часть финансовых ресурсов предприятия. Недавняя отмена налога с продаж позволила ЗАО «Красная Заря» снизить цены на продукцию, а это в свою очередь обеспечило увеличение объёмов продаж, а значит и увеличение прибыли.
Роль политико – правовых факторов в деятельности организации нельзя
недооценивать. Соблюдение всех законодательных и нормативных актов является залогом успешной деятельности предприятия, поскольку обеспечивает репутацию надёжного производителя и партнёра.
Анализ социально – демографических факторов макроокружения позволяет
выявить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как:
существующие в обществе обычаи, демографические структуры общества, ростнаселения, уровень образования и т.п.
Приведём некоторые данные по Ивановской области:
Население: 1266400 человек (0,86% от численности населения РФ). Из них
82,3% городского населения (показатель по РФ - 72,9%), в том числе малых
городов - 31,6% (показатель по РФ - 19,4%), средних городов - 5,4% (показательпо РФ - 8,2%), больших городов - 45,2% (показатель по РФ 45,2%).
Плотность населения: 58,1 чел/м2.
Показатели естественного движения: рождаемость - 7,0% (показатель по РФ -9,0%), смертность - 18,0% (показатель по РФ - 14,5%), естественная убыль -11,0% (показатель по РФ - 5,5%), младенческая смертность - 18,0% (показатель по РФ - 14,5%).
Национальный состав: русские - 95,8%, украинцы - 1,2%, татары - 0,7%,
белорусы - 0,4%, мордва - 0,3%, чуваши - 0,2%, азербайджанцы, молдаване,
цыгане, узбеки - по 0,1%, другие национальности - 1,0%.
Занятые в отраслях хозяйства: в промышленности, строительстве и
транспорте - 27,1%, в сельском хозяйстве - 5,1%, в непроизводственной сфере - 14,4%.
Демографическая обстановка в Ивановской области с каждым годом усложняется и оценивается сегодня, как самая неблагополучная за весь послевоенный период.
Начиная с 1992 года, смертность
в области превышает
Средняя номинальная заработная плата, начисленная работникам в ноябре 2002 года, в целом по области без выплат социального характера составила 1091 рубль, она увеличилась по сравнению с октябрем 2001 г. на 3,6%. Согласно статистике, среднедушевые доходы населения области примерно в 2,5 раза ниже, чем в среднем по России.
Ситуация на рынке труда:
По состоянию на 01.01.2003
г. службой занятости
человек ищущих работу, уровень безработицы - 2,7% к экономически активному населению. В некоторых районах области уровень безработицы превышает областной показатель в три и более раза (Верхнеландеховский район - 12,6%, Ильинский район - 10,0%, Юрьевецкий район - 8,8%).
Социально – демографический аспект имеет важное значение при анализе
макросреды организации. Продукция ЗАО «Красная Заря» довольно специфична, поэтому необходимо учитывать вышеперечисленные показатели. Так, низкий уровень рождаемости, численности молодого населения, негативно сказываются на объёмах продаж (т.к. по итогам маркетинговых исследований, проводимых на предприятии, стало известно, что главными потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30 лет и женщины); высокий процент городского
населения позволяет организации сконцентрироваться на реализации продукции преимущественно в городах. Низкий среднедушевой доход населения, высокий уровень безработицы обуславливают снижение платёжеспособности населения.
Проведя анализ макросреды ЗАО «Красная Заря», можно выделить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на развитие организации. Данные тенденции могут быть рассмотрены как потенциальные возможности и угрозы.
Среди факторов макросреды,
оказывающих положительное
- стабилизация экономической ситуации в стране,
- развитие промышленности,
- ускорение темпа роста рынка.
К отрицательным факторам макросреды относятся:
- низкий платёжеспособный спрос,
- высокий уровень сборов и пошлин.
2.3. Анализ контактной среды предприятия.
Изучение контактной среды организации направлено на анализ тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым
она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз её дальнейшему существованию.
Для того, чтобы оценить контактную среду ЗАО «Красная Заря» необходимо дать характеристику поставщиков, потребителей, конкурентов.
Поставщики.
Основные поставщики сырья,
которое непосредственно
производства продукции ЗАО "Красная Заря", представлены следующими
организациями:
· ООО "ИСРАТЭК" г. Москва
· ЗАО "Холдинговая компания "Блиц-информ" г. Киев
· ЗАО "Конфлекс" г. С.Петербург
САХАР: "Русский сахар" г. Москва (вагонные поставки)
МУКА: "Оптима-плюс" г. Иваново
КАКАО-ПОРОШОК:
· ПТК "Восток" г. Москва
· "Фактория Трейд" г. С.Петербург
ЖИР: ООО "Ярпродснабсервис" г. Ярославль
Отдел по работе с поставщиками стремится найти поставщиков сырья с
наименьшими ценами и наилучшим качеством, что достаточно трудно. В будущем планируется наладить связи с поставщиками и южных районов страны, учитывая наиболее низкие цены на сырье.
Существуют налаженные связи с поставщиками, с некоторыми работают более 2-х лет. Договора заключаются на взаимовыгодных условиях. Хорошо налажено партнерство в отношениях с поставщиками. Однако организация всё же испытывает сильную зависимость от поставщиков сырья, т.к. большинство поставщиков расположено в других регионах и в случае перебоев с поставками возникнут проблемы, на разрешение которых уйдёт немало времени.
Потребители.
По итогам маркетинговых исследований, проводимых на предприятии, стало ясно,что главными потребителями продукции фабрики являются дети, молодежь до 30лет и женщины. Это обусловлено спецификой производимой продукции.
В настоящее время сегментации рынка не проводится, но в перспективе
планируется сегментировать рынок и производить продукцию, предлагаемую
конкретно для детей, женщин и элитную.
География поставок продукции довольно обширна от Калининграда до Иркутска, хотя и ограничена сложностью поставок. Фабрика поставляет свою продукцию в города: Москва, Владимир, Кострома, Ярославль, Новосибирск, Екатеринбург,