Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 05:23, лекция
Сущность и принципы маркетинга.
История развития маркетинга и эволюция его концепций. Виды маркетинга.
Особенности продукта в сфере услуг. Специфическая модель маркетинга в сфере услуг..
Анализ рыночных возможностей. Разработка комплекса маркетинга.
Маркетинговая среда фирмы. Анализ сильных и слабых сторон предприятия - SWOT анализ.
1.
Сущность и принципы
маркетинга.
В настоящее время существует более двухсот определений маркетинга. От очень узкого:
- деятельность по эффективной организации сбыта,
до очень широкого. По определению Конференции Американской Ассоциации Маркетинга:
"Маркетинг - это деятельность по определению, предсказанию и созданию потребительских нужд, потребностей и желаний и организация всех ресурсов компании для удовлетворения их с прибылью для фирмы и потребителя".
Филипп Котлер определяет маркетинг как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена.
Другие определения маркетинга.
Маркетинг — это совокупность технических приемов изучения рынка, разработке товара, стимулирования спроса.
Маркетинг — это философия управления в условиях рынка провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.
Маркетинг
— система управления производственно-
сбытовой деятельностью предприятия,
направленная на достижение прибыли
или других целей предприятия
посредством учета рыночных условий и
процессов, а также активного воздействия
на них.
Сущность
маркетинга
Первая половина ХХ века:
-
метод сбыта, цель которого - найти
покупателя на продукт,
С 50-х годов XX века
-
поиск неудовлетворенных
-
маркетинг - новая философия бизнеса:
"Цель любого предпринимательства
– не только поиск,
"ЕСЛИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ НЕ МЫСЛИТ КАК МАРКЕТОЛОГ,
ОН НЕ МЫСЛИТ ВООБЩЕ!"
Постулаты маркетинговой
философии предпринимательства:
- "производите то, что можете продать, вместо того, чтобы стараться сбывать то, что можете производить".
- "люби клиента, а не товар";
- "отыщи потребности и удовлетвори их";
-
"знай, люби потребителя и
- «продавай не товар, а способ решения проблемы потребителя».
Из сущности маркетинга вытекают принципы (требования):
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- комплексное
изучение рынка и
- разработка
товаров и услуг,
- коммуникационная
политика или система
- организация
сбыта и сервисного
- управление
и контроль маркетинговой
ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГОВОЙ СЛУЖБЫ:
- аналитическая, исследовательская;
- производственная
(рекомендации по
- коммуникативная;
- сбытовая;
- организационно-контрольная.
Возникновение маркетинга относится к концу 19 в. и связано с формированием монополий и рынка заказов. Как научная дисциплина он возник в 1901 г., когда начал преподаваться в университетах (США, Мичиган, Иллинойс). Он содержал характеристику сбытовой деятельности и был учебным курсом для коммивояжеров.
1908
г. — появилась первая
1911
г. — на ряде крупных
Главная
особенность американского
В других странах маркетинг зародился несколько позже и имеет ряд особенностей. Прежде всего это хорошо разработанные методы маркетинговых исследований.
Японский маркетинг появился еще позже. Главная характерность: акцент на качество и уникальность товара.
Для
послевоенного времени
По мере развития маркетинга развивались и его концепции:
Виды
маркетинга.
Классификацию
маркетинга можно представить двумя
направлениями:
Вид маркетинга | Состояние спроса | Задачи маркетинга |
конверсионный | негативный | выяснить причины и изменить отношение посредством переделки товара, совершенствованию и активизации рекламы, снижения цен |
стимулирующий | отсутствие | создание спроса за счет концентрации внимания потребителей на свойствах продукта в наибольшей степени соответствующих запросам потребителей, резкое снижение цен, активизация рекламы |
развивающий | потенциальный | оценить размер потенциального рынка, оценить требования к товару и создать новые товары |
поддерживающий | полноценный | постоянно заботится о качестве товара и его модифицировании |
ремаркетинг | падающий | восстановить спрос на основе творческого переосмысления концепций маркетинга, придания товару новых свойств, проникновения на новые рынки, активизация рекламы |
синхронизирующий | нерегулярный, сезонный | сгладить колебания с помощью гибких цен, методов продвижения товара |
демаркетинг | чрезмерный | снизить спрос, повысить цены, сократить рекламу, продажа лицензий |
противодействующий | вредный, нерациональный | убедить отказаться от потребления продукции |
3.
Специфика продукта
в сфере услуг:
Услуга
– определенная полезность,
предоставляемая потребителю
в виде действия (в отличие от полезности
– материального продукта).
Производство и потребление
полезности-услуги совпадают
в пространстве и времени.
Специфические характеристики услуг («4 не услуги»):
Неосязаемость – невозможность производителя продемонстрировать, а потребителя попробовать, увидеть до производства и приобретения, услуга возникает только в момент её оказанич.
Следствия –
-необходима
высокая степень доверия
-большое значение в распространении информации имеют устные, неформальные каналы коммуникации – молва, слухи.
Задача – разработать какие-либо материальные свидетельства качества услуги . Поддерживать высокий уровень доверия потребителей.
Неотделимость от источника и объекта услуги – производство и потребление услуги (полезности) совпадают в пространстве и времени.
Следствие – очень большое значение имеет личный контакт, личное взаимодействие потребителя и производителя услуги.
Задача – очень высокие требования к производителю услуг – отбору и обучению персонала, непосредственно занимающегося предоставлением услуги.
Непостоянство качества – изменчивость исполнения одной и той же услуги во время её производства (разными людьми или одним и тем же человеком в разное время).
Следствие – необходим постоянный контроль за процессом исполнения и результатом услуги.
Задача – разработка стандартов обслуживания.
Несохраняемость- невозможность делать запасы, распродать непроданный сегодня товар в будущем.
Следствие – потери во время отсутствия спроса невозможно компенсировать.
Задача – интенсивные усилия по стимулированию спроса в межсезонье, в «мертвые сезоны»
Отсутствие владения – действие, обеспечивающее определенную полезность потребителю, не становится собственностью потребителя.
Следствие – необходимость у потребителя постоянно возобновлять покупку .
Задача
– «привязать» клиента к потреблению
именно Вашей услуги, создать постоянного
клиента.
Информация о работе Сущность маркетинга. Что нужно знать фирме о рынке