Сущность международной конкуренции и отличительные черты от конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

Целью работы является:
1. Рассмотрение сущности международной конкуренции в современных условиях. А именно: масштабность конкуренции, роль НТР в конкуренции, ценовая конкуренция и факторы конкурентоспособности.
2.Определить отличительные черты её от конкуренции фирм.

Содержание

1. Введение 3
2. Глава 1. Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях. 5
3 Глава 2. Конкурентоспособность фирмы 16
4 Глава 3. Отличительные черты международной конкуренции от конкуренции фирм 23
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
6 Список используемой литературы 26
7 Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая сущность международной конкуренции.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, данная стадия характеризуется  внушительным объемом прямых инвестиций в зарубежную экономику.

     Конкуренция на основе нововведений может иметь место в странах, находящихся на разных уровнях развития экономики. Первоначально несколько отраслей проявляют инициативу в достижении конкурентных преимуществ более высокого уровня путем внедрения нововведений. Затем этот процесс распространяется на другие отрасли. Развитие вширь создает потенциал для перелива капитала и перекрестного финансирования отраслей, что весьма существенно для стимулирования экономического роста.

     Еще одна характерная черта стадии нововведений, отражающая рост конкурентоспособности индустрии,— укрепление международных позиций в сфере услуг, формирование высокоразвитой национальной сферы услуг, стимулируемой сложной структурой спроса. Страны, экономика которых находится на одной из предшествующих стадий, редко достигают успеха на международных рынках услуг. На стадии нововведений передовые фирмы проявляют весьма разнообразные потребности в создании и совершенствовании сервисных подразделений, включая службы маркетинга, организацию производства и контроля.

     Роль  государства на данной стадии заметно отличается от той роли, которая характерна для предшествующей стадии. Изменяются сам способ, или тип государственного вмешательства в экономику и философия такого вмешательства.

     На  этой стадии наиболее эффективны мероприятия, связанные с косвенным государственным воздействием, такие как стимулирование создания новых, более прогрессивных факторов, повышения качества внутреннего спроса; поощрение внутренней конкуренции и др.

     Из  развитых стран Великобритания достигла стадии нововведений в первой половине XIX века, США, Германия и Швеция — в пределах нескольких десятилетий на рубеже XIX-XX столетий, Италия и Япония достигли этой стадии только в 70-е годы XX столетия.[14, с. 231]

     Конкуренция на основе богатства

     Стадия  конкуренции на основе богатства, в отличие от трех первых, в конечном счете ведет к спаду производства.

     Движущей  силой экономики является уже  достигнутое изобилие. Главная проблема состоит в том, что экономика, приводимая в движение богатством, созданным раньше, начинает утрачивать способность к упрочению завоеванных позиций и преимуществ. Это происходит главным образом потому, что заинтересованность инвесторов, менеджеров и индивидов смещается в направлении, подрывающем устойчивость процессов инвестирования и нововведений, и, следовательно, экономический рост. На данной стадии фирмы начинают уступать свои позиции в международной конкуренции. Это происходит главным образом потому, что они больше внимания уделяют сохранению своих прежних позиций, нежели их усилению; уменьшается заинтересованность компаний в наращивании инвестиций. Замедление нововведений ведет к снижению привлекательности вложения денег в индустрию; инвестирование финансовых средств вытесняет инвестирование средств производства.

     Иностранные компании, во все большей степени  овладевающие конкурентными преимуществами, начинают скупать национальные фирмы и подчинять их деятельность своим глобальным стратегиям. Помимо этого иностранные фирмы размещают в стране свои филиалы, что создает неблагоприятные условия для отечественных конкурентов в данной сфере производства и в итоге ведет к уменьшению их доли.

     Как только фирмы теряют конкурентные преимущества высокого порядка, происходит падение  национального производства в отраслях, и тогда местные фирмы обращаются к ценовой конкуренции. В то время как стадия нововведений создает условия для устойчивого роста конкуренто-способности в относительно большом числе отраслей, стадия богатства, напротив, сужает круг отраслей, которые могут поддерживать свои конкурентные преимущества на высоком уровне.[15, с. 15]

     Однако  пока страна не достигнет определенного  уровня дохода и накоплений, главная  опасность, стоящая перед ней, —  не переход в стадию богатства, а  постепенное откатывание назад. Угасание конкуренции, запаздывание с  созданием новых факторов, падение мотивации и ухудшение качества спроса — все эти явления ведут к снижению скорости модернизации и обновления. Характерным примером страны, стоящей перед лицом такой опасности, является современная Дания. Как только теряются позиции в передовых отраслях и сегментах, неизбежно следует понижение заработной платы и уровня жизни.

     Анализ  экономического развития промышленно  развитых зарубежных стран в первой половине 21 столетия обнаруживает большие  расхождения в моделях национальных-конкурентных преимуществ. Так, Германия имеет давно установившиеся позиции лидера в химической промышленности, во многих видах машиностроения и производстве автомашин высокого качества; Швеция — в специальных сортах стали, тяжелых грузовиках и горнодобывающем оборудовании; Швейцария — торговле, текстильном машиностроении, фармацевтике  и производстве часов шоколада; Италия — в производстве шерстяных тканей; изделий из кожи и роботов; Соединенные Штаты — в производстве моющих средств, медицинского оборудования и  самолетов. Эти различия не новы. Некоторые национальные конкурентные преимущества имеют столетнюю историю.[16, с. 456]

     Можно сделать вывод, что различия в  национальных конкурентных преимуществах  разных стран ныне стали более  ощутимыми. Возрастающая интернационализация производства предоставляет все больше и больше национальных отраслей (как производственных, так и обслуживающих) "в распоряжение" наиболее удачливых соперников на мировых рынках. При этом следует учитывать, что национальные преимущества установились в определенных отраслях промышленности, даже скорее в сегментах отраслей промышленности, а не в целых секторах.

     Национальное  экономическое процветание, однако, зависит не только от установившейся модели конкурентных  преимуществ, но в большей мере от способности экономики страны совершенствоваться с течением времени. А совершенствование экономики — это прежде всего результат  расширения и улучшения конкурентных преимуществ фирм страны. Такое совершенство-вание способствует росту продуктивности, сохраняя в то же время полную занятость. И наоборот: низкий темп или отсутствие совершенствования ведут к замедлению роста продуктивности в традиционных отраслях промышлен-ности и к потере конкурентных позиций в некоторых новых высоко-продуктивных отраслях без достаточного возмещения потерь в других.

     Высказанные выше положения и выводы, вытекающие даже из такого краткого рассмотрения динамики развития национальной экономики  зарубежных стран в современную  эпоху, полезно учитывать в разработке экономической политики российского правительства по переводу страны на рыночные условия хозяйствования и более глубокой ее интеграции во всемирное хозяйство, выбору направлений и определению факторов, способствующих повышению ее международной конкурентоспособности.

     1.3 Особенности конкуренции в России

     В годы плановой экономики в нашей  стране конкуренция не играла той  роли, которая ей отводится при  рыночных методах хозяйствования. С  точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.[17, с. 23]

     С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в  экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

     Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

     Сейчас  в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий  и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется  монополизм, который выражается в  нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики?

     В первую очередь – благоприятная  конкурентная среда. Формирование конкурентной среды – сложный процесс с  точки зрения практики и четкости определения ее содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально – экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно – денежный обмен, организованный по законам товарного производства. 

     Глава 2. Конкурентоспособность фирмы

     Конкурентоспособность фирмы - понятие относительное. Она  может быть выявлена и оценена  только путем сравнения фирм, выпускающих  аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках). Поэтому одна и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом.[18, с. 91]

     Теория  конкурентоспособности фирмы и  ее конкурентных преимуществ разработана  в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др. Однако новые тенденции  в развитии мировой экономики  потребовали пересмотра ортодоксальных взглядов. В последнее десятилетие наиболее значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности фирм внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности фирм, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.[19, с. 79]

     2.1. Механизм обеспечения конкурентоспособности фирмы

     Конкурентные  преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с  так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с  другими продавцами аналогичной продукции, фирмами - потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы. Аналитическую концепцию взаимодействия основных конкурентных сил можно представить в виде следующей схемы (рис. 1)

     Модель  пяти сил (направлений) конкуренции - это  эффективный метод анализа основных конкурентных сил, влияющих на положение  фирмы на рынке. Эта модель дает возможность  более целенаправленно оценить конкурентную обстановку на рынке и на этой основе разработать такой вариант долгосрочной стратегии фирмы, который в наибольшей мере обеспечит ее защиту от воздействия конкурентных сил и одновременно будет способствовать созданию дополнительных конкурентных преимуществ.

     Каким образом фирма отстаивает свои преимущества в противодействии основным конкурентным силам? Каковы особенности этого  процесса в современных российских условиях?

     Конкурентная  сила поставщиков  в экономических  ресурсах  определяется в первую очередь уровнем цен и качеством поставляемых ресурсов. Особое значение это направление конкуренции приобретает в том случае, когда доля покупаемых ресурсов в издержках производства продукции велика, и от их качества во многом зависит качество конечной продукции фирмы. Позиции поставщиков ресурсов усиливаются также и в том случае, когда их предложение ограничено, что дает возможность поставлять ресурсы на менее выгодных для покупателей условиях. В свою очередь, усилению конкурентных позиций фирм - потребителей ресурсов способствует расширение круга поставщиков, включая возможность переключения фирмы на импортные поставки ресурсов на более выгодных условиях.

     Одним из наиболее эффективных методов  усиления позиции фирм - покупателей  ресурсов является проведение стратегии, направленной на установление контроля над фирмами - производителями сырья или поставщиками комплектующих изделий путем создания вертикально-интегрированных компаний. К положительным моментам вертикальной интеграции относятся: большая защищенность от колебаний цен на ресурсы, большая надежность поставок, а также более эффективная координация различных этапов производства, объединенных в единую технологическую цепочку.

Информация о работе Сущность международной конкуренции и отличительные черты от конкурентоспособности фирмы