Сущность международной конкуренции и отличительные черты от конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

Целью работы является:
1. Рассмотрение сущности международной конкуренции в современных условиях. А именно: масштабность конкуренции, роль НТР в конкуренции, ценовая конкуренция и факторы конкурентоспособности.
2.Определить отличительные черты её от конкуренции фирм.

Содержание

1. Введение 3
2. Глава 1. Особенности проявления международной конкуренции в современных условиях. 5
3 Глава 2. Конкурентоспособность фирмы 16
4 Глава 3. Отличительные черты международной конкуренции от конкуренции фирм 23
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
6 Список используемой литературы 26
7 Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая сущность международной конкуренции.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

     Конкурентное  преимущество при освоении фирмами зарубежных рынков обычно достигается тремя способами:

     1) использованием преимуществ регионального размещения;

     2) переносом конкурентных возможностей  за рубеж;

     3) координацией деятельности за  рубежом.

     ]Глава 3. Отличительные черты международной конкуренции от конкуренции фирм.

     Мощной  экономической силой, связывающей национальные хозяйства и определяющей экономическое развитие соответствующих стран и мира в целом, являются в настоящее время транснациональные корпорации.

     ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ТНК (transnational corporation, TNC) – крупная фирма (или объединение фирм разных стран), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и оказывающая сильное влияние на какую-либо сферу экономики (или несколько сфер) в международном масштабе.

     ТНК соединили мировую торговлю с  международным производством. Они  действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии, формируемой в их «мозговых трестах», обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом, обеспечивающим высокий динамизм развития.[21, с. 1]

     Причины возникновения ТНК.

     Причины возникновения транснациональных  корпораций весьма разнообразны, но все  они в той или иной степени  связаны с преимуществами использования  элементов планирования в сравнении  с «чистым» рынком. Транснациональные корпорации имеют ряд неоспоримых преимуществ перед обычными фирмами:

     – возможности повышения эффективности  и усиления конкурентоспособности, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих  в свою структуру снабженческие, производственные, научно-исследовательские, распределительные и сбытовые предприятия;

     – дополнительные возможности повышения  эффективности и усиления конкурентоспособности  путем доступа к ресурсам иностранных  государств (использование более  дешевой или более квалифицированной рабочей силы, сырьевых ресурсов, научно-исследовательского потенциала, производственных возможностей и финансовых ресурсов принимающей страны);

     – близость к потребителям продукции  иностранного филиала фирмы и  возможность получения информации о перспективах рынков и конкурентном потенциале фирм принимающей страны;

     – возможность использовать в своих  интересах особенности государственной, в частности, налоговой политики в различных странах, разницу  в курсах валют и т.д.;

     – способность продлевать жизненный цикл своих технологий и продукции, перенося их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая усилия и ресурсы подразделений в материнской стране на разработке новых технологий и изделий;

     – возможность преодолевать разного  рода протекционистские барьеры на пути проникновения на рынок той или иной страны путем замены экспорта товаров экспортом капиталов (т.е. создавая зарубежные филиалы);

     – способность крупной фирмы уменьшать  риски производственной деятельности, рассредоточивая свое производство между разными странами мира.

     Важную  роль в стимулировании развития ТНК  играет государство, независимо от того, желает ли оно помочь «своим» предпринимателям или помешать «чужим». Во-первых, правительства  поощряют деятельность «своих» ТНК  на мировой арене, обеспечивают им рынки сбыта и возможности для иностранных инвестиций путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов и международных договоров. Во-вторых, стимул для прямых зарубежных инвестиций создают национальные тарифные барьеры, создаваемые для защиты «своего» бизнеса от зарубежных конкурентов.[21, с. 14]

     Если  говорить о фирме можно выделить следующие черты:

     • рыночная власть отдельной фирмы  ограничена, следовательно, контроль рыночной иены товара отдельной фирмой тоже ограничен;

     • отсутствует возможность сговора  фирм и картелизации отрасли (создания отраслевого картеля), так как  достаточно велико количество конкурирующих  на рынке фирм;

     • каждая фирма практически независима в своих решениях и не учитывает  реакцию других конкурирующих фирм при изменении цены своего товара.

     Наличие конкурирующих фирм порождает такое  явление в экономике как конкуренция. Важными в этом определении являются следующие аспекты:

     Во - первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары или услуги.

     Во - вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом.

     В - третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.

     Существует  несколько типов хозяйственных  единиц, и каждый из них имеет  свои особенности: у ведущих монополий - это сила, у мелких фирм - гибкость, у специализированных компаний - приспособленность  к особым сегментам (“нишам”) рынка, у фирм-новаторов - преимущества первооткрывателей. В конкретных рыночных ситуациях решающее преимущество получает то одно, то другое качество.

     Необходимо  выделить роль страны базирования в международной конкуренции, нужно принимать во внимание множество различных факторов. Для различных отраслей хозяйства больше подходят разные стратегии. Даже в одной и той же отрасли фирмы могут выбирать различные стратегии (и успешно применять их), если они стремятся к различным типам конкурентного преимущества или нацелились на разные сегменты отрасли. Страна добивается успеха тогда, когда условия в стране благоприятствуют проведению наилучшей стратегии для какой-либо отрасли или ее сегмента. Стратегия, которая хорошо работает в этой стране, должна привести к конкурентному преимуществу. Многие из особенностей страны облегчают или, наоборот, затрудняют проведение той или иной стратегии. Особенности эти разнородны - от поведенческих норм, определяющих методы управления фирмами, до наличия или отсутствия в стране некоторых видов квалифицированной рабочей силы, характера спроса на внутреннем рынке и целей, которые ставят перед собой местные инвесторы.

     Для получения конкурентного преимущества в сложных отраслях требуются улучшения и нововведения - поиск новых, лучших способов конкуренции и применение этих способов повсеместно, а также непрерывное совершенство вание товаров и технологий. Страна имеет успех в этих отраслях, если условия в ней благоприятствуют такой деятельности. Чтобы добиться преимущества, нужны предвидение новых способов конкуренции и готовность рисковать (и вкладывать деньги в рискованные предприятия). И добиваются успеха те страны, условия в которых дают фирмам уникальные возможности распознавать новые конкурентные стратегии и стимул, чтобы немедленно применять эти стратегии. Те же страны, фирмы которых должным образом не реагируют на изменения обстановки или не имеют нужных способностей, оказываются в проигрыше.

     Сохранение  конкурентного преимущества на долгий период требует усовершенствования его источников. Совершенствование преимущества требует, в свою очередь, более сложных технологий, навыков и методов производства и постоянных капиталовложений. Страны добиваются успеха в тех отраслях, где имеются навыки и ресурсы, необходимые для изменения стратегии. Фирмы же, которые почивают на лаврах, используя раз и навсегда закрепленную концепцию конкурентного преимущества, быстро теряют позиции, так как конкуренты копируют приемы, некогда позволившие этим фирмам вырваться вперед.[21, с. 23]

     Постоянные перемены, необходимые для удержания конкурентного преимущества, вещь неудобная и трудная в организационном плане. Страны добиваются успеха в тех отраслях, в которых фирмы испытывают давление, помогающее им преодолеть инерцию и заниматься постоянным усовершенствованием и обновлением, а не сидеть сложа руки. А в тех отраслях, где фирмы перестают совершенствоваться, страна проигрывает.

     Страна  имеет успех в тех отраслях, где ее преимущества как национальной базы имеют вес в других странах  и где усовершенствования и нововведения предваряют международные потребности. Чтобы добиться международного успеха, фирмы должны преобразовать лидерство на внутреннем рынке в лидерство на международном.

     Это позволяет усилить преимущества, полученные "дома", с помощью  глобальной стратегии. Страны добиваются успеха в тех отраслях, где отечественные фирмы конкурируют глобально, поощряемые правительством или под давлением обстоятельств. В поиске детерминантов конкурентного преимущества стран в разных отраслях нужно определить условия в стране, благоприятствующие успеху в конкуренции. 
 
 

     Заключение

     Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут  мирового рынка и как форма  рыночных процессов характеризуется  невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

     Масштабность  конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций. Значительную известность в обосновании новейших концепций внешнеторговой политики, пытающихся объединить некоторые положения теорий «сравнительного преимущества» с внешнеторговой стратегией крупных фирм, получили работы американского экономиста М. Портера. Особенностью этих работ является прагматический характер, опора на исследования материалов по внешней торговле значительного числа стран. Решающий вывод, сделанный Портером, носит внешне достаточно тривиальный характер международная конкурентоспособность страны определяется прежде всего комплексными конкурентными преимуществами ее ведущих фирм. Новизна же исследований Портера состоит в выявлении решающих условий, формирующих подобные конкурентные преимущества.

     Национальное  благосостояние во многом зависит от уровня конкурентоспособности, фундаментом  которой является экономическая  политика страны, выраженная в степени «продвинутости» национальных компаний и состоянии делового климата. Политическая стабильность, четкая и ясная макроэкономическая политика, либерализация рынка и приватизация – необходимые, но не достаточные условия экономического развития. Реформы на уровне микроэкономики являются не менее, а в некоторых случаях и более важными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Мировая  экономика: Учебник / Под ред.  А.С. Булатова. – М.: Юристъ,

2009г.. с. 734

2. Ломакин  В.К. Мировая экономика: Учебник  для вузов. – М.: Финансы,

ЮНИТИ, 2008г.. с.– 727

3.Международные  экономические отношения: Учебник для вузов / Под

ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004г. с.605

4. Спиридонов  Н.А. Мировая экономика: Учебное  пособие. – М.: ИНФРА-М,

2007г.  с.256

5.Смирнова  Е.В. Рейтинг конкурентоспособности  стран мира в 2002

году. // Внешнеэкономический бюллетень, 2006г.. – № 5. с. 3-9.

6.Куренков  Ю., Попов В. Конкурентоспособность  России в мировой

экономике. // Вопросы экономики, 2010. – № 6. с. 36-49.

7.Базылева  М.Н. Экономическая теория: учебник  для вузов. - 2-е изд., перераб. и  доп. - М.: Норма, 2006., с.69

8. Борисов  Е.Ф. Экономическая теория в  вопросах и ответах: учебное  пособие. - М.: Проспект, 2008.,с. 45-50

9. Кураков  Л.П., Яковлева Г.Е. Курс экономической  теории - М.: Гелиос АРВ, 2005г., с. 34-35

10. Макконелл  К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - М.: Инфра-М, 2006.

11. Робинсон  Дж. Экономическая теория несовершенной  конкуренции. - М.: Прогресс, 2007г., с. 428

12. Салимжанов  И.К. Цены и ценообразование  - М.: Проспект, 2006.,с. 333

13. Смит  А. Исследование о природе и причинах богатства народов - М.: Эксмо, 2007г., с. 114-115

Информация о работе Сущность международной конкуренции и отличительные черты от конкурентоспособности фирмы