Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ стратегического планирования на современном предприятии.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность стратегического планирования;
- изучить стадии стратегического планирования;
- рассмотреть структуру стратегического планирования.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования …………..….4
1.1. Понятие и сущность стратегического планирования……………………...4
1.2. Стадии стратегического планирования……………………………………..7
1.3. Структура стратегического планирования………………………………...11
Глава 2.Опыт различных стран стратегического планирования …………….15
2.1. Анализ зарубежного опыта стратегического планирования……………..15
2.2 Анализ отечественного опыта стратегического планирования………..…20
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………….32
Курсовая работа
по дисциплине: «Менеджмент»
на тему:
Теоретические основы стратегического планирования
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования …………..….4
1.1. Понятие и сущность
стратегического планирования……
1.2. Стадии стратегического планирования……………………………………..7
1.3. Структура стратегического планирования………………………………...11
Глава 2.Опыт различных стран стратегического планирования …………….15
2.1. Анализ зарубежного
опыта стратегического
2.2 Анализ отечественного
опыта стратегического
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования определяется в том, стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.
Целью данной работы является
изучение теоретических и практических
основ стратегического
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и
сущность стратегического
- изучить стадии
- рассмотреть структуру стратегического планирования.
Теоретической и методологической основной исследования являются труды современных экономистов по изучаемым вопросам, учебные и методические пособия, а также статьи из экономических периодических изданий.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные положения и выводы могут использоваться:
- в качестве теоретической
основы для стратегического
- в учебном процессе
для преподавания курса «
Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена теоретическим вопросам стратегического планирования. Во второй главе описывается зарубежный и отечественный опят стратегического планирования.
Глава 1.Теоретические основы стратегического планирования
1.1. Понятие и сущность стратегического планирования
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.1
Стратегическое планирование
обеспечивает основу для всех управленческих
решений. Функции организации, мотивации
и контроля ориентированы на выработку
стратегических планов. Не используя
преимущества стратегического планирования,
организации в целом и
Стратегическое планирование
дает возможность акционерам и менеджменту
компаний определиться с направлением
и темпом развития бизнеса, очертить
глобальные тенденции рынка, понять,
какие организационные и
До последнего времени
стратегическое планирование было прерогативой
крупных международных
Сущность стратегического планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:
• В каком положении
предприятие находится в
• В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
• Каким способом достигнуть желаемого положения? 2
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического планирования как его ориентация на будущее.
Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.
Третий вопрос стратегического
планирования связан с реализацией
выбранной стратегии, в ходе которой
может происходить
Цель стратегического
планирования состоит в том, чтобы
через генерирование и выбор
соответствующих стратегий
Цели стратегического планирования обеспечиваются за счет следующих факторов:
- высокого профессионализма и творчества служащих;
- тесной связи организации с внешней средой;
- обновления продукции;
- совершенствования организации производства, труда и управления;
- реализации текущих планов;
- включения всех работников
предприятия в реализацию
В процессе стратегического планирования главные цели предприятия устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. 4
Основное преимущество стратегического
планирования состоит в большей
степени обоснованности плановых показателей,
в большей вероятности
В мировой практике для определения подходов к достижению сформулированной генеральной цели стратегического планирования применяется технология «дерева целей», то есть построения иерархии стратегических подцелей и задач, проекты решения которых и должны составить содержание стратегического плана.
Современный темп изменений
в экономике является настолько
большим, что стратегическое планирование
представляется единственным способом
формального прогнозирования
Недостатки и ограниченные
возможности стратегического
1. Стратегическое планирование
не дает и не может дать
в силу своей сущности
2. Стратегическое планирование
не имеет четкого алгоритма
составления и реализации
3. Процесс стратегического планирования для своего осуществления требует значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным планированием. Это объясняется более жесткими требованиями к стратегическому плану. Он должен быть гибким, реагировать на любые изменения как внутри организации, так и во внешней среде. 5
4. Негативные последствия
ошибок стратегического
5. Стратегическое планирование
должно быть дополнено
1.2. Стадии стратегического планирования.
Рисунок 1. « Стадии стратегического планирования» 6
Первая стадия – конструирование процесса
Процесс стратегического планирования начинается, когда высшее руководство организации осознает интерес к стратегическому планированию и проявляет готовность взять на себя ответственность за него. Выраженная поддержка высших органов власти необходима, чтобы были выделены достаточные ресурсы для стратегического планирования, и произведены требуемые изменения в самой культуре организации, то есть в способах ведения бизнеса, принятия решений и имидже.
Вторая стадия – исследование (сканирование) внешней среды
Исследование (сканирование)
среды – решающая стадия стратегического
планирования. Внешняя среда организации
исследуется с целью выявить
обстоятельства (или тенденции), которые
могут повлиять на способность организации
выполнять свои функции. Для бизнеса
внешней средой является рынок, государственное
регулирование и поведение
Третья стадия – исследование (сканирование) внутренней среды
Зафиксировав состояние внешней среды как контекст развития, организация затем учитывает свои внутренние ресурсы, возможности и ограничения (Сильные и Слабые стороны). Ключевым на этой стадии является соотнесение внутренних ресурсов с внешними угрозами и возможностями. Сильные стороны организации должны быть еще более усилены, слабые стороны исправлены.
Четвертая стадия – формулировка миссии, целей, задач и плана действий
Существует иерархия элементов плана, которая проясняет и облегчает установление необходимой связи между желаемым конечным состоянием и средствами, с помощью которых оно может быть достигнуто.
Формулировка миссии расположена на вершине иерархии. Формулировка миссии позволяет донести до внутренней и внешней аудитории информацию о цели существования организации. Определение миссии формирует основу для целей, задач и стратегий, которые являются средствами для достижения желаемого конечного состояния (миссии) организации. Формулировка миссии должна быть тщательно продумана, так как ее роль – обеспечивать устойчивость, стабильность и ясность конечной, главной цели организации. В общественном секторе миссии организаций изменяются редко.
Цели находятся на втором уровне иерархии. Цели предприятия – это широкие заявления о намерениях, они интерпретируют формулировку миссии организации и служат важным мостом между миссией и задачами. Обычно, организация имеет ограниченное число целей, которые кратко (четко) сформулированы в качественных терминах. В контексте местных властей, цели относятся к их ключевым сферам деятельности – например, инфраструктура, жилищное строительство, здравоохранение или образование.
Информация о работе Теоретические основы стратегического планирования