Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:26, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических основ стратегического планирования на современном предприятии.
Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- раскрыть понятие и сущность стратегического планирования;
- изучить стадии стратегического планирования;
- рассмотреть структуру стратегического планирования.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы стратегического планирования …………..….4
1.1. Понятие и сущность стратегического планирования……………………...4
1.2. Стадии стратегического планирования……………………………………..7
1.3. Структура стратегического планирования………………………………...11
Глава 2.Опыт различных стран стратегического планирования …………….15
2.1. Анализ зарубежного опыта стратегического планирования……………..15
2.2 Анализ отечественного опыта стратегического планирования………..…20
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………….32
На третьем уровне иерархии расположены задачи. Задачи конкретизируют широко сформулированные цели и сигнализируют о переходе от стратегического направления к действиям. В то время как число целей ограничено, для реализации каждой цели разрабатывается обычно несколько задач, которые, как правило, имеют количественную и временную определенность и рассчитаны на реализацию в течение 1-2 лет. Они измеримы и, следовательно, степень их достижения может быть оценена посредством постоянного мониторинга.
На четвертом уровне находятся планы. Планы действий помогают обеспечить правильное внедрение хороших планов. План действий (или стратегия внедрения) разрабатывается после того как определены цели и задачи. План действий операционализирует цели и задачи, преобразуя задачи в наборы конкретных действий, называемые стратегиями.
Пятая стадия – реализация плана
Ответственность за реализацию
стратегического плана несут
исполнительные подразделения организации,
но разработчики плана не должны снимать
с себя обязанности по наблюдению
за его реализацией. Отдельные составляющие
стратегического плана
Шестая стадия – мониторинг и оценка плана
Стратегический план – гибкий, живой документ, он развивается, реагируя на изменения во внешней и внутренней среде. Предполагается, что стратегии будут требовать обновления и пересмотра по ходу реализации. Регулярный мониторинг исполнения плана необходим, также как и мониторинг среды принятия решений.
Всесторонний пересмотр стратегического плана должен делаться каждые пять лет, в то время как отельные обновления могут появляться чаще – по крайней мере, ежегодно, или даже чаще, если того требует окружающая обстановка. Изменчивая окружающая среда служит оправданием частой оценки предыдущих предположений и решений.
Стратегическое планирование
функционирует лучше всего в
организациях, которые строго придерживаются
процесса и которые действуют
на основе ориентиров, предложенных в
стратегическом плане. В этом случае
стратегическое планирование может
быть важным средством для достижения
стратегического мышления – творческой
и предпринимательской
1.3. Структура стратегического планирования
Стратегическое планирование
можно рассматривать как
Процесс стратегического планирования включает:
• определение миссии предприятия, организации;
• формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;
• оценку и анализ внешней среды;
• оценку и анализ внутренней структуры;
• разработку и анализ стратегических альтернатив;
• выбор стратегии.
• реализацию стратегии;
• оценку и контроль выполнения стратегии. 7
1. Определение миссии
организации. Этот процесс
2. Формулирование целей
и задач. Для описания
• количественные цели;
• качественные цели;
• стратегические цели;
• тактические цели и т.д.
Цели для
нижележащих уровней фирмы
3. Анализ и оценка внешней
и внутренней среды. Анализ
среды обычно считается
Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих:
• макроокружения
• непосредственного окружения;
• внутренней среды организации.
Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.
Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.
Внутренняя среда
• кадровый потенциал;
• организация управления;
• финансы;
• маркетинг;
• организационная структура и т.п. 8
4. Управленческое обследование сильных и слабых сторон.
Процесс, при помощи которого
осуществляется диагноз
Обследование производят в
5. Разработка и анализ стратегических альтернатив.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.
6. Выбор стратегии.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель — выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке.
На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.
7. Реализация стратегии.
Выполнение стратегического
плана является критическим процессом,
поскольку в случае реального
плана приводит фирму к успеху.
Часто бывает и наоборот: хорошо
проработанный стратегический план
может “провалиться”, если не принять
мер по его реализации.
Успешной
реализации стратегии
• цели
и мероприятия стратегии
• необходимо
иметь четкий план действий
по реализации стратегии,
8. Оценка и контроль стратегии.
Оценка и контроль реализации стратегии являются логически завершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.
Основные задачи любого контроля следующие:
• определение того, что и по каким показателям проверять;
• оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
• выяснение причин отклонений,
если таковые вскрываются в
• осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой стратегии, так и целей фирмы.
Изложенный выше материал
позволяет сделать следующий
вывод. Стратегическое управление является
непрерывным процессом. После того
как стратегии внедрены, необходимо
их отслеживать и производить
в определенные периоды оценку их
реализации. Важным условием при этом
является выбор соответствующих
критериев, которые определяют, насколько
удачно выбрана стратегия с точки
зрения стратегического анализа. Это,
прежде всего, ее осуществимость, т.е. степень
трудности и объем усилий для
того, чтобы данная стратегия была
применена на практике, а также
ее приемлемость, т.е. определение того,
в какой мере результаты применения
конкретного стратегического
Глава 2.Опыт различных стран
стратегического планирования(
2.1. Анализ зарубежного
опыта стратегического
В зарубежной науке и практике в планировании будущего корпорации принято выделять четыре основных вида ориентации или технологии составления планов.
По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным.
Реактивное планирование
базируется на анализе предшествующего
опыта и истории развития производства
и чаще всего опирается на старые
организационные формы и
Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. 10 Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.
Информация о работе Теоретические основы стратегического планирования