Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 19:36, реферат
Управление как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Таким образом, теория управления как самостоятельная отрасль знания формируется и развивается как междисциплинарная система. Структура этой науки включает в себя разделы вышеперечисленных дисциплин, касающиеся управления.
Тема 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.2. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
1.3. ЦЕЛЬ И ФУНКЦИИ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 2
ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
2.1. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ
2.2. ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.3. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ
2.4. НОВАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ
Тема 3
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
3.1. ВАЖНЕЙШИЕ ЭЛЕМЕНТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
3.2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3.3. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ В УПРАВЛЕНИИ
Тема 4
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
4.1. СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ
4.2. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
4.3. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
Тема 5
ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
5.1. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗАЦИИ
5.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
5.3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 6
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И УПРАВЛЕНИЕ
6.1. КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
6.2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
6.3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Тема 7
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНИИ
7.1. МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
7.2. ТРЕБОВАНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЦЕЛЕЙ
....
Важнейшей функцией государственной службы как социального института является реализация интересов, прав и свобод граждан, что обусловливается Конституцией РФ и соответствующим принципом организации государственной службы. Другая функция – производство государственных услуг – определяется изменением роли государства: его социальный характер зависит, главным образом, от степени удовлетворения общества высококачественными услугами (образование, здравоохранение, безопасность и др.).
Среди правовых функций на первый план выдвигается функция соблюдения Конституции РФ, реализация законов государства, что определяется первым принципом организации государственной службы. Другой важной функцией является разработка проектов законов и нормативных актов, что входит в задачу государственного управления.
Функции государственной службы как отношения государства и служащего отражают задачи по защите государственных служащих, созданию благоприятных правовых и социальных условий для их работы.
Однако правовые нормы, регулирующие эти три отношения, затрагивают лишь основные процедуры и операции деятельности государственного служащего. Деятельность и поведение государственного служащего определяется этическими принципами и нормами.
Этика государственного служащего – это, прежде всего, кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом которого он выступает; с обществом, «слугой» которого он является. Это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на государственной службе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности.
В Указе Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» подчеркивается, что госслужащий призван:
• исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
• исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
• осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа;
• не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
• исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных (служебных) обязанностей;
• соблюдать установленные законом ограничения для государственных служащих;
• соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений;
• соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
• проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
• проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
• воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
• при угрозе возникновения конфликта интересов – ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, – сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов;
• не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, лично его касающихся;
• воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности;
• соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
• уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации.
Из конституционных требований и положения Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» вытекает принцип беспристрастности и независимости, нашедший правовое обеспечение в ряде ограничений, связанных с государственной службой. Государственному служащему запрещается заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного органа любого уровня, заниматься предпринимательской деятельностью и состоять членом органа управления коммерческой организации; использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию и др.
За последние годы руководством российского государства проделана значительная работа по созданию новой структуры, внедрению новых принципов, форм и методов деятельности государственной службы. Это выливается в административную реформу.
Реализация концепции административной реформы предполагает формирование такой государственной службы, в основу которой будет положена «система заслуг и достоинств», антикоррупционная программа, а также усиление ответственности государственной службы.
Законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность государственных служащих, а именно: дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность. Она выражается в применении тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение правонарушений, то есть за такие поступки и действия, которые юридически признаются противоправными.
БАРНАРД ЧЕСТЕР (1887–1961) – известный американский ученый и управленец‑практик, опубликовавший ряд работ в области теории организации и управления. Его относят к представителям школы человеческих отношений и школы социальных систем. Барнард пытался создать синтетическую общую теорию организации и управления. Определял организацию как систему сознательной координации деятельности двух и более людей. Разработал проблемы соотношения формальной и неформальной организаций, формальных и неформальных коммуникаций, власти, авторитета, а также проблемы принятия и реализации управленческих решений, конфликта в организации.
БОГДАНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1873–1928) – ученый, философ, писатель. В теории управления и организации известен книгой «Всеобщая организационная наука», или «Тектология» (1925), которая предвосхитила многие положения общей системной теории и кибернетики. Наука о всеобщей организации рассматривается как универсальная методология, предполагающая трактовку любой сложной целостности как системы. Здесь он предвосхитил понятие синергии, определил принципы организации (цепная связь, закон наименьших чисел, принцип минимума и др.), претендующие на универсальное значение.
ВЕБЕР МАКС (1864–1920) – выдающийся немецкий ученый, социолог, политолог, экономист, историк, философ, культуролог. Внес важный вклад в становление общей теории управления. Один из авторов модели рациональности, а также исследователь моделей бюрократии, механизмов функционирования власти, легитимности. Основная проблематика – сущность власти, власть и авторитет, структура власти; формы и принципы легитимной власти; принципы формальной организации человеческой деятельности.
ВИТКЕ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ – видный представитель советской теории научной организации труда и управления. В середине 20‑х гг. известен как идеолог, создатель и популяризатор концепции человеческого фактора в управлении, предвосхитившей многие положения школы человеческих отношений, выдвинутые Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергером в 30–40‑е гг. в США. В отличие от большинства советских Нотовцев (Гастева, Розмировича и др.) в своей концепции сделал акцент на рационализации отношений «человек – человек», а не отношений «человек – техника». Впервые в отечественной науке поставил вопрос о создании целостного взгляда на управленческую деятельность.
ДРУКЕР (ДРАКЕР) ПИТЕР Ф. (р. 1909) – американский экономист, социолог, публицист, специалист в области проблем управления. Друкер заявил о себе как ведущий теоретик эмпирической школы в индустриальной социологии, которая претендует на синтез «классической» школы управления с доктриной «человеческих отношений». Для Друкера характерен «менеджеральный редукционизм»: сведение проблем современного развития к проблеме управления обществом, понимаемым аналогично крупной корпорации. Управление, подчеркивал Друкер, – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу. Является одним из создателей теории управления по целям, разработчиком метода кейс-стади.
КАРНЕГИ ДЕЙЛ (1888–1955) – известный американский специалист по управлению, в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений, автор книги «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей» (1936). Карнеги разработал ряд принципов (правил) общения людей между собой, которые важны в области управления.
КРОЗЬЕ МИШЕЛЬ – известный современный французский социолог, один из создателей конфликтно-игровой модели организации. Известен своими исследованиями природы бюрократии.
ЛАЙКЕРТ (ЛИКЕРТ) РЕНСИС (1903–1981) – известный американский социальный психолог, исследователь проблем организационного поведения и управления, управленческий консультант. Один из видных поздних представителей школы человеческих отношений. Рассматривал управление как взаимосвязанный и ситуационный процесс, при котором лидер должен приспосабливаться к ситуации и особенностям поведения людей, которыми управляет. Исследовал проблемы эффективного лидерства и способы рационального управления. Предложил четыре модели управления организацией («Х1», «Х2», «Y2», «Y1»), отличающиеся по способу контроля, степени концентрации власти, распределению ответственности и дистанцированности руководителя от подчиненных. Модель эффективного управления Лайкерта – это воздействие стимулов (первый тип переменных) на ресурсы (второй тип) на выходе.
ЛЕВИН КУРТ (1890–1947) – известный немецкий психолог и социолог, с 1933 г. – профессор американских университетов. Основные работы связаны с анализом проблем лидерства, психологии малых групп и групповой динамики, природы конфликта в целевых группах, моделей инновации.
МАКГРЕГОР ДУГЛАС – известный американский социолог, занимающийся проблемами организаций и управления, а также организационного поведения. Прославился своими моделями управления– теория «Х» и теория «Y». Первую модель, которую он рассматривал как ненаучную и не соответствующую природе человека, он идентифицировал с положениями классической школы, вторую – с положениями школы человеческих отношений, которая была представлена им как научно обоснованная.
МЭЙО ЭЛТОН (1880–1949) – известный американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях. Руководил рядом исследовательских проектов и экспериментов, в том числе Хоторнским. Один из основоположников школы человеческих отношений. Обратил внимание на социальную природу человека, а также на значение малой группы, лидерства и неформальной организации в регуляции человеческого поведения.
ПРИГОЖИН АРКАДИЙ ИЛЬИЧ (р. 1940) – современный российский социолог, специалист по проблемам организации и управления, один из создателей отечественной социологии организации, управленческий консультант. Предложил оригинальную концепцию организационного развития.
СТОГДИЛЛ РАЛЬФ – известный американский специалист в области исследования лидерства. Работал в рамках теории черт.
ТЕЙЛОР ФРЕДЕРИК (1856–1915) – выдающийся американский исследователь и управленец-практик, положивший начало научной организации труда и рационализации в сфере управления. Один из основоположников классической школы организации и управления.
УРВИК ЛЕНЕЛЛ – видный английский теоретик и практик в области исследований проблем организации, представитель второго поколения классической школы (30–40‑е гг. ХХ в.) На протяжении многих лет работал директором Международного института управления в Женеве, был вице-президентом Британского института управления.
ФАЙОЛЬ АНРИ (1841–1925) – выдающийся французский ученый, создатель современной теории организации, управленец-практик, один из основоположников классической школы. Впервые высказал идею о создании административной науки и административного образования.
ШЕЙН ЭДГАР – известный современный исследователь проблем управления и организационного поведения, управленческий консультант. Внес значительный вклад в разработку проблем планирования карьеры и создание известной рационально-прагматической модели организационной культуры.