Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа
Согласно статистике, на разработку и производство продукта с определенными свойствами расходуется 80 % выделенных на продукт ресурсов, а 20 % их тратится на создание окружения продукта.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие товарной политики……………………………………………………..4
2. Концепция товара в маркетинге…………………………………………………5
3. Концепция Жизненного Цикла Товара………………………………………….9
4. Программа разработки нового товара…………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список литературы
критерий классификации - потребительские привычки
Товары повседневного спроса - обычно покупаются часто, без раздумий, с минимальным сравнением с другими товарами (табачные изделия, газеты, мыло).
Основные товары - покупаются регулярно (кетчуп “Балтимор”, зубная паста “Колгейт”).
товары крайней необходимости - приобретаются при возникновении острой нужды в них (зонтики и резиновые сапоги - во время дождливого сезона, лопаты - во время снежных заносов, валенки – во время холодов). Производители таких товаров размещают их во многих торговых точках, чтобы не упустить возможность продажи в тот момент, когда изделия понадобятся потребителю.
Товары импульсной покупки - приобретаются на основе внезапно возникшего желания, без предварительного планирования покупки; обычно встречаются повсеместно (как правило, на самом видном месте или около касс, т.к. покупатель не задумывается об их покупке пока не увидит (шоколадные батончики, карамель, жевательная резинка).
Товары предварительного выбора - товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления (Мебель, одежда, бытовые электроприборы, подержанные автомобили).
Их можно разделить на 2 группы:
Гомогенные (однородные) - их потребитель рассматривает как одинаковые по качеству, но достаточно различные по цене - при их покупке он должен иметь возможность “поторговаться” с продавцом (TV, холодильники).
Гетерогенные (неоднородные) - их свойства важнее, чем их цена - мебель, одежда - поэтому продавец, должен предлагать широкий ассортимент для удовлетворения индивидуальных вкусов и иметь штат высококвалифицированных продавцов для предоставления советов и информации покупателям.
Товары особого спроса - товары с уникальными характеристиками или марочные товары, ради приобретения которых покупатели готовы приложить дополнительные усилия (не обязательно удобное расположение магазина - главное, чтобы потребители были о нем осведомлены), эти товары не призывают покупателей сравнивать, потребителя тратят основное время на поиски дилера. Автомобили “Мерседес”, часы “Ролекс” и т.д.
Товары пассивного спроса - товары, о которых потребитель либо не имеет информации, либо не задумывается о покупке до поры до времени (Страхование жизни, могильные участки, детекторы дыма). Маркетинг таких товаров предполагает интенсивную рекламу и личные продажи.
3. Концепция Жизненного Цикла Товара
Жизненный Цикл Товара характеризует динамику поведения конкурентоспособного товара на рынке.
Концепция была впервые предложена Теодором Левиттом в 1965 году.
Она базируется на следующих принципах:
существование продукта на рынке имеет временные ограничения (для каждого продукта - свои) в процессе реализации продукт проходит различные этапы, на каждом из которых для производителя/продавца возникают свои проблемы и трудности уровень рентабельности производства и сбыта товара меняется на различных этапах ЖЦТ на различных этапах ЖЦТ требуются различные подходы к организации сбыта, решению инженерно-конструкторских и производственных проблем, ценовой и финансовой политике фирмы.
Сегодня внимание
к ЖЦТ значительно
Причины:
жизнь товара на рынке стала значительно короче (ранее – 8-12 лет, сегодня – 4-6) новая продукция требует значительных инвестиций ЖЦТ позволяет предвидеть изменения во вкусах потребителей, в поведении конкурентов и в соответствии с этим повысить эффективность разработки планов маркетинга при помощи ЖЦП облегчается задача формирования ассортимента и сбалансирования производства.
ЖЦТ в классическом варианте выступает как идеальная модель реакции рынка на товарное предложение фирмы.
Этап разработки:
наиболее важный:
чем эффективнее будет
Д.И. Баркан: “товар начинает жить в идеях, разработках и экспериментах, и это на 50 % (как min!) определяет дальнейший успех или неудачи на рынке”
На этом этапе проводятся следующие мероприятия:
появление, разработка и коммерциализация идеи
НИОКР
опытное производство
опытные продажи
формирование маркетингового окружения
технико-экономическое обоснование проекта
Характерны только затраты и капиталовложения.
Основные этапы традиционного ЖЦТ:
объем продаж (сбыт)
прибыль / убытки
Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4 Этап 5
Разработка Внедрение Рост Зрелость Спад
До-рыночный
этап
Этап внедрения:
Серийное производство и вывод товара на рынок.
Задача - сформировать рынок для нового продукта.
Но темпы роста продаж медленные, т.к. потребители слабо информированы о новом товаре, фирма ориентируется на тех покупателей, которые в наибольшей степени готовы приобрести товар. Реклама носит информативный характер. Высокие издержки обращения, низкая прибыль.
На этой стадии возможны 4 маркетинговые стратегии в зависимости от уровня цены (Уц) и затрат на стимулирование сбыта (Ус):
высокий быстрого медленного
(цена престижа) “снятия сливок” “снятия сливок”
Уц
низкий Стратегия Стратегия
(искусственно быстрого проник- медленного про-
заниженная новения на рынок никновения на
цена внедрения)
низкая рентабельность продаж
Этап роста:
Рост популярности продукта, товар получает признание у потребителей, спрос на него увеличивается. Повышение рентабельности. Все усилия направлены на быстрое освоение рынка, задача - увеличить свою долю рынка. Снижаются расходы на маркетинг, стимулирование сбыта и рекламу.
Конкуренты активизируют свою деятельность путем выпуска на рынок аналогичных по значению, но чаще всего лучших по качеству товаров, организуют усиленную рекламу, стимулируют деятельность торговых работников.
В целях сохранения устойчивого положения на рынке фирма должна проводить следующие мероприятия:
улучшение качества товара
создание новых моделей
вывод товара на новые сегменты рынка
привлечение потенциальных потребителей с помощью усиленной рекламы, переориентация рекламы с осведомительных функций на функции стимулирования к покупке
снижение цены товара
улучшение сервисного обслуживания покупателей до и после покупки
использование новых каналов распределения товаров
закрепление имиджа фирмы
Несмотря на то, что на этой стадии прибыль фирмы растет (ввиду роста объема продаж и снижения себестоимости единицы товара, уменьшения удельных затрат на рекламу), но темпы роста несколько снижаются.
Этап зрелости:
Самый продолжительный по времени; задачи, которые он ставит перед маркетологами, наиболее сложны.
Продолжается расширение
рынка и абсолютно
На рынке господствует интенсивная конкуренция, конкуренты все чаще снижают цены, возрастает агрессивность рекламы, увеличиваются льготы торговле и покупателям. Растут ассигнования на НИОКР с целью создания новых товаров или совершенствования старых. Это означает уменьшение прибыли и уход с рынка слабых конкурентов.
Маркетолог ищет пути продления ЖЦТ через модификацию либо комплекса маркетинга, либо товара либо рынка.
Этап упадка.
Спад может быть медленным или стремительным, может упасть до нулевой отметки, а может долго держаться на низком уровне.
Причины падения могут быть самыми разными: достижения в технологиях, изменения во вкусах потребителей, обострение конкуренции.
По мере падения сбыта падают и прибыли.
Некоторые фирмы уходят с рынка, а оставшиеся сокращают ассортимент, отказываются от мелких сегментов, снижают цены, уменьшают ассигнования на стимулирование.
Если фирма не вовремя снимет товар с производства, а рынок воспримет его как устаревший, то престиж фирмы может серьезно пострадать, поэтому фирмы постоянно отслеживают процесс перехода товаров в стадию упадка.
Процесс устранения товара с рынка складывается из следующих стадий:
выбираются товары - кандидаты на устранение
собирается и анализируется информация о них
принимается решение об устранении
происходит изъятие товара из номенклатуры фирмы.
Но фирма должна позаботиться о запчастях (АвтоВАЗ - запчасти к 11,13 модели).
Виды ЖЦ различных товаров сильно различаются как по продолжительности, так и по форме.
Модификации ЖЦТ:
Провал Сезонность Ностальгия Гребешковая
Увлечение Бум или классический
Традиционная - включает отчетливые периоды выведения, роста, зрелости и спада
Провал - характеризует продукт, который вообще не имел успеха
Сезонность или мода - имеет место, когда товар хорошо продается в течение периодов, разнесенных во времени
Ностальгия - описывает товар, который, казалось бы, устарел, но вновь получает популярность
Гребешковая кривая
- когда потребители и
Увлечение - описывает товар, который получает быстрый взлет, а затем падение популярности
Бум или классический - описывает чрезвычайно популярный продукт со стабильным сбытом на протяжении долгого периода времени.
Таким образом, производителю необходимо понимать, на каком этапе ЖЦ находится товар: исходя из этого, можно рассчитать:
через какие этапы ему предстоит пройти
на какой общий объем реализации и на какой период времени можно рассчитывать
каковы тенденции в динамике продаж (можно ли рассчитывать на рост сбыта в будущем, когда необходимо снять продукт с рынка)
какие могут быть изменения в конструкции, дизайне, упаковке продукта, в его рекламе или построении сбытовой сети и когда их нужно осуществить, чтобы сделать продукт более привлекательным для потребителя.