Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 19:24, курсовая работа
Согласно статистике, на разработку и производство продукта с определенными свойствами расходуется 80 % выделенных на продукт ресурсов, а 20 % их тратится на создание окружения продукта.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Понятие товарной политики……………………………………………………..4
2. Концепция товара в маркетинге…………………………………………………5
3. Концепция Жизненного Цикла Товара………………………………………….9
4. Программа разработки нового товара…………………………………………...14
Заключение…………………………………………………………………………..21
Список литературы
Такой анализ поможет понять, что нужно изменить в самом изделии для его успеха на рынке и определить время, отпущенное рынком для его реализации, а значит, можно более уверенно составлять прогнозы сбыта и планы по продвижению продукта.
4. Программа разработки нового товара
Основные стратегические подходы к созданию товара:
модификационный - 60 %
пионерный - 20 %
имитационный, совместный с конкурентами - 15 %
cлучайный - 15 %
Технология создания нового товара:
Технологическая цепочка создания товара включает следующие этапы:
1 этап - Появление и отбор современных идей.
2 подэтапа: генерирование идей и их фильтрация
Генерирование идей
Цель - выработать как можно больше идей (max идей).
Цель последующих этапов - уменьшить это число, выбрав из массы проектов несколько осуществимых, на которых в дальнейшем будет сосредоточено внимание (т. е. надо получить перспективную идею).
7 источников инновационных идей ( П.Ф.Дракер Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. С.48):
неожиданное событие для предприятия или отрасли - неожиданный успех, неудача, внешнее событие
неконкурентность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле и нашими представлениями о ней (такая, какой она должна быть)
нововведения, основанные на потребности процесса - под потребностью процесса следует иметь ввиду те его недостатки и слабые места, которые могут и должны быть устранены
внезапные изменения в структуре рынка или отрасли
демографические изменения
изменения в восприятии, настроениях и ценностных установках
новые знания (как научные, так и ненаучные)
Источники идей о товаре:
Внешние:
торговые предприятия
покупатели / потребители
конкуренты
ярмарки и выставки
публикации
научно-исследовательские институты
поставщики
товары других отраслей и производств
рекламные агентства
министерства, гос.институты и др.
исследовать их помогают методы исследования рынка (опросы, личное общение, наблюдение и проч.)
покупатели - дают 28 % идей
методы:
соц. опросы - помогают выяснять потребности и пожелания
анализ вопросов и жалоб - позволяют находить новые товары, которые лучше удовлетворяют потребности рынка
встречи с продавцами и инженерами - предложения от клиентов
конкуренты - 30 % новых идей даёт анализ результатов деятельности конкурентов (в т.ч. базисный анализ / бенчмаркинг/ (Ford - модель “Taurus” - примерно 400 прогрессивных элементов конструкции автомобиля заимствовано от конкурентных конструкций).
Внутренние: их активизируют при помощи творческого поиска, техники.
Различают 2 группы методов:
Логико-систематические методы
Интуитивно-творческие методы
Логико-систематические методы включают:
Техника анкеты свойств и характеристик товара
Метод вынужденных отношений ( сочетаний)
Морфологический метод
в их основе лежит принцип разложения системы на части и принцип комбинации отдельных решений
Интуитивно-творческие методы включают :
Мозговая атака
Синектика
Метод Дельфи
максимально известные методы; в основе - принцип целостного рассмотрения проблемы.
Техника анкеты свойств и характеристик товара - все свойства, характеристики и признаки объекта обобщаются и излагаются в письменном виде. Создание новой идеи осуществляется путём изменения или замены одного или нескольких признаков объекта и их последующего объединения в виде новой комбинации свойств.
Метод вынужденных отношений ( сочетаний) - слегка схож с первым; идея рождается как результат обдуманного обобщения знания о предметах, которые первоначально не входили в одну группу.
Например, из анализа
свойств таких отдельных
Эти 2 метода базируются на комбинации свойств имеющихся товаров, что ограничивает их использование ( + возможна зависимость качеств новой идеи от качества ранее использованных идей).
Морфологический метод - базируется на принципах структурного анализа: все важнейшие параметры товара исследуются по отдельности и в комбинации возможных сочетаний.
Он построен на полной и строгой классификации объектов, явлений, их свойств и параметров, позволяющих оценить возможные сценарии развития идеи и путем сопоставления этих сценариев получить комплексное представление идеи будущего развития товара.
Включает следующие 5 основных этапов :
описание проблемы без предложения каких-либо решений
разложение проблемы на отдельные компоненты, которые могут влиять на решение
альтернативные решения для каждого компонента . Компоненты проблемы и альтернативные решения сводятся в матрицу, которая называется “морфологическим ящиком”.
комбинация альтернативных решений по отдельным компонентам проблемы. Различные комбинации дают альтернативные решения.
выбор и реализация альтернативы, оптимальной с точки зрения выгоды предприятия.
Мозговая атака
метод впервые был предложен Алексом Осборном в 1953 году
позволяет быстро генерировать огромное количество идей; базируется на принципах свободной ассоциации мышления и творческих рассуждениях участников группового обсуждения о той или иной идее и способах её воплощения в жизнь
основной замысел: чем больше предложено идей - тем выше вероятность наличия среди них продуктивных, метод хорош при решении сложных проблем - часто неожиданные решения
Суть: перед группой специалистов ставится конкретная задача с целью творческого генерирования идей; создается обстановка, позволяющая высказывать самые разнообразные, даже нелепые идеи, поскольку если они сами и не окажутся полезными, но могут подтолкнуть на весьма ценную мысль
Порядок проведения “М.А.” может быть произвольным (но есть и схема)
Стараются подбирать людей мыслящих неординарно и аналитически, обладающих интуицией, чувством новизны и творческой фантазией (т.н. генераторов идей)
Статистика: группа из 10 человек за 30 минут может предложить до 250 идей, касающихся решения стоящей задачи
Для успешного применения этого метода необходимо соблюдать ряд условий:
в обсуждении должно участвовать от 5 до 15 чел.
продолжительность заседания от 15 до 30 мин
равноправность всех участников заседания
критика в любом виде запрещается
количество важнее, чем качество
тематика проблемы сообщается участникам заседания непосредственно перед его открытием
оценка идей осуществляется в период от 3-х до 5 дней после заседания.
Желательно получить как можно больше результатов.
Синектика - тоже достаточно результативный метод поиска идей
предложен В.Гордоном
основан на принципе систематического отчуждения от исходной проблемы
отчуждение
достигается путём
Процесс синектического поиска идей включает следующие этапы :
изучение проблемы
анализ проблемы и разъяснение её экспертам
тестирование понимания проблемы
формулировка спонтанных решений
оценка руководителя понимания проблемы
образование аналогии
создание связей между аналогией и проблемой
переход к проблеме
разработка решения
Метод “Синектики” может проводится при соблюдении следующих условий :
в обсуждении должно участвовать 5-7 человек
проведение предварительного обучения участников этому методу
продолжительность заседания от 90’ до 120’
обеспечение наглядности путем фиксирования отдельных шагов на большой доске
Метод Дельфи - метод связан с обобщением и статистической обработкой мнений группы экспертов. Был разработан и применен в США впервые в 1964 году сотрудниками научно-исследовательской корпорации РЭНД О.Хелмером и Т.Гордоном.
Сущность состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов различных областей науки и техники и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные как на строго логическом анализе, так и на интуитивном опыте. Предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержатся информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты.
Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта производится исходя из следующих принципов:
вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов
опрос экспертов проводится в несколько туров, в ходе которых вопросы и ответы все более уточняются
все опрашиваемые эксперты знакомятся после каждого тура с результатами опроса
эксперты обосновывают оценки и мнения, отклоняющиеся от мнения большинства
статистическая обработка ответов производится последовательно от тура к туру с целью получения обобщающих характеристик.
Т.о. выявляется преобладающее суждение специалистов по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей их прямые дебаты между собой, но позволяющей им вместе с тем периодически взвешивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. Пересмотр и возможность изменения своих прежних оценок на основе выяснения соображений каждого из экспертов и последующий анализ каждым участником совокупности причин, представленных экспертами, стимулируют опрашиваемых к учету факторов, которые они на первых порах склонны были опустить.
Фильтрация идей.
Цель: профильтровать идеи новых товаров, исключив те, которые несовместимы с ресурсами и задачами фирмы или просто непривлекательные
Процесс отбора:
1. оценка идей с точки зрения ориентации на потребности потребителей:
имеет ли потребность перспективу, нет ли альтернатив её удовлетворения?
насколько готов (“созрел”) рынок для восприятия товара, создаваемого на основе данной идеи?
нет ли в самой идеи будущего товара социально-негативных факторов, которые могут препятствовать его сбыту?
оценивает экспертная группа или комитет по новым товарам
2. проверка идей на соответствие требованиям и принципам фирмы
3. анализ шанса идей в рыночных условиях ( = предварительная комплексная оценка проекта - самый простой и эффективный метод :”Оценочная сетка” (Ж.Ж.Ламбен, с.374); другой вариант - модель “НовТов” ( Маркетинг во внешнеэкономической деятельности. Терминологический словарь - М., 1992, С. 97); третий - Ф.Котлер … 2-е европ. изд-е, с. 712 - подобная сетка как у “НовТов”.
2 этап - Коммерческий анализ идеи (моделирование показателей уровня конкурентоспособности проектируемой продукции)
Необходимо
найти такие параметры
(Этот вопрос рассмотрен ниже)