Транснациональные корпорации как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение транснациональных корпораций как объекта управления.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть общее понятие транснациональной корпорации;
Раскрыть теоретические аспекты корпоративного управления;
Изучить организационную структуру российской компании на примере ОАО «Лукойл».

Работа состоит из  1 файл

1.1 Понятие и роль Транснациональных корпораций в международных отношениях.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)
  1. материнская оперативно-производственная компания сама занимается хозяйственной деятельностью. Централизованное управление охватывает все стороны производственного процесса, начиная с разработки новой продукции и заканчивая ее реализацией. Объектом управления является производство материальных ценностей и все, что с ним связано, а средством контроля и управления является финансовая деятельность фирмы.
  2. материнская холдинговая компания сама не занимается производственной деятельностью, а лишь концентрирует у себя контрольные пакеты акций производственных компаний.  Она осуществляет управление в ТНК преимущественно методами финансового воздействия, устанавливая для каждой подчиненной фирмы размеры прибыли, издержки производства, размеры и способы перевода дивидендов, способы перевода прибылей. Наряду с финансовыми, существуют другие методы воздействия. Это сосредоточение научно-технической базы в едином центре головной компании и предоставление технических разработок дочерним компаниям, раздел между ними рынков сбыта.

Далее рассмотрим основные формы организации филиалов:

  1. дочерняя компания (subsidiary) - входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания имеет право решающего голоса в силу владения более половиной акций с правом решающего голоса и назначает руководителей этого предприятия;
  2. ассоциированная компания (в Великобритании – associate, в США – affiliate), входящее в систему ТНК предприятие в принимающей стране, в котором головная компания владеет не менее 10%, но и не более 50% акций (головная компания не контролирует, но принимает участие в контроле над этим предприятием);
  3. отделение (branch) - вид зарубежного филиала, которым головная компания владеет полностью или он является частью совместного предприятия ТНК; отделения могут иметь форму представительства головной компании за рубежом; партнёрства, в том числе с местными предпринимателями; движимого имущества (корабли, самолёты, газо- или нефтедобывающие платформы), принадлежащего головной компании и функционирующего за границей не менее одного года.

Форма организации материнской компании влияет на внутреннюю структуру управления. В ТНК с организационно-производственной структурой материнской компании ( н: General Motors, Volkswagen, Fiat, Kodak и т.д.) производственные отделения создаются в форме  дочерних компаний.  Они имеют не только хозяйственную, но и юридическую самостоятельность и сам определяют планы своего развития. Эта форма организации наиболее характерна для американской экономики. В фирмах с чисто холдинговой формой материнских компаний создаются оперативно-холдинговые компании. Их назначение состоит в концентрации акций фирм отдельного региона или отрасли. Это дает право координировать их хозяйственную деятельность, финансировать их и предоставлять консультационные и технические услуги. Такая структура встречается в западноевропейских компаниях.(н: Nestle).

Роль  материнской компании как организационно-экономического центра управления зависит также  от того, является ли она по принадлежности капитала однонациональной или многонациональной. В однонациональной ТНК контрольный пакет акций материнской компании принадлежит предпринимателям той страны, где она зарегистрирована.  При этом часть акций может принадлежать предпринимателям других стран, но материнская компания не делит с ними контроль . В многонациональной компании контрольный пакет акций или весь акционерный капитал может принадлежать предпринимателям двух или нескольких стран. .(примером таких корпораций являются англо-голладдская фирма Unilever, производитель пищевой и мыловаренно-косметической продукции)

Организация таких ТНК зависит от формы  их образования. В тех случаях, когда они образовались в результате обмена акциями, между двумя разнонациональными фирмами во главе ТНК остаются две материнские компании. Каждая из них зарегистрирована в своей стране и подчиняется ее законодательству. В этом случае организационно-экономическим центром выступает совместный орган управления, образующийся путем назначения администраторов с каждой стороны. Такой орган осуществляет руководство методами финансового контроля и производит распределение прибыли между обеими фирмами.

     Организационные структуры ТНК зависят от ассортимента товаров и услуг, с которыми они  выходят на мировой рынок. Например, корпорации, специализирующиеся на однородной продукции, обычно строят структуру управления по географическому, то есть страновому (региональному) принципу. В частности, такая структура управления позволяет швейцарской корпорации «Nestle» проводить единую технологическую политику для производства своего ограниченного ассортимента пищевых изделий по всему миру с учетом национального спроса в принимающих странах.

     Иного принципа построения структуры управления придерживается корпорация «General Electric» (эта, одна из самых многопрофильных компаний в мире, производит в разных регионах широкий ассортимент продукции, включая авиационные двигатели, промышленные пластмассы, осветительные приборы, энергетические установки, медицинскую и железнодорожную технику, бытовые приборы и многое другое). Управление международным производством и сбытом в корпорации «Дженерал электрик» осуществляется по товарному (продуктному) принципу, когда доминирует производственный аспект и ответственность за предпринимательскую деятельность в принимающих странах несут генеральные управляющие производственного департамента, за каждым из которых закреплена часть ассортимента выпускаемой корпорацией готовой продукции и в подчинении у которых находятся управляющие зарубежными, региональными и страновыми филиалами, обеспечивающие адaптацию товарного ассортимента, выпускаемого зарубежными филиалами, к условиям принимающих стран.

     Организационные структуры ТНК, базирующиеся на связях головной компании со своими зарубежными  филиалами, обеспечивают более оперативное  налаживание производства и сбыта в принимающих странах по сравнению с фирмами, сосредоточившими свою активность только на рынке одной страны (могут быстро и экономично обеспечивать свои предприятия капиталом, технологиями и компонентами из исследовательских центров и производственных филиалов, расположенных в других странах)6.

      Совместными фирмами (предприятиями) в практике зарубежных стран именуются фирмы с участием одного или нескольких иностранных партнеров - инвесторов. В развитых странах, как правило, не существует каких-либо специальных правовых норм, регулирующих создание и функционирование совместных фирм (предприятий). Эти вопросы регулируются нормами национального законодательства, применимого ко всем регистрируемым компаниям, или законами об иностранных инвестициях. Кроме того, в отдельных странах они подлежат регулированию в рамках антитрестовского законодательства или законов о защите конкуренции.

      В международной практике совместная фирма в самом широком смысле понимается как фирма, участники  которой осуществляют согласованную деятельность, направленную на достижение общей цели или конкретного конечного результата. Создание совместной фирмы всегда основывается на договоре (письменном или устном), которым определяются права и обязанности партнеров по отношению друг к другу и перед третьими лицами.

      Основным  признаком совместной фирмы (предприятия) является собственность на конечный продукт. По этому признаку отличают совместную фирму от других видов совместной предпринимательской деятельности. Этот признак кладется в основу и определяет порядок расчетов партнеров.

      Национальная  принадлежность совместной фирмы определяется: по месту организации и регистрации, по месту нахождения центрального аппарата управления, по месту жительства генерального директора и президента фирмы, по месту расположения основной производственной базы деятельности.

      Договоры  о совместных фирмах (предприятиях) или совместной деятельности, применимые в мировой практике, бывают следующих видов:

  1. с образованием и регистрацией фирмы как нового юридического лица (субъекта права) с закреплением за этим юридическим лицом права собственности на продукцию совместной фирмы;
  2. о согласованных действиях партнеров для достижения общей цели без образования нового юридического лица; каждая сторона договора действует как самостоятельный субъект права;
  3. о передаче третьему лицу функций нового субъекта права. Для участников договора это так называемая "доверительная" собственность (соглашение о трасте). Стороны между собой не оформляют свою совместную деятельность.

      Деятельность совместных компаний осуществляется в разнообразных правовых формах в зависимости от целей деятельности, размеров уставного капитала, числа учредителей.

Аппарат управления любой ТНК делится  на  три основных уровня:

  1. Высший уровень (Top management), включающий совет директоров, комитеты, правление. Совет директоров избирается на общем собрании акционеров. Число членов совета директоров определяется уставом фирмы и в последующем может изменяться. Во главе совета стоит председатель. Роль совета директоров в крупных международных компаниях в современных условиях заметно возросла. Это связано прежде всего с дальнейшей интернационализацией производства и капитала, усилением плановых начал в управлении научно-технической и производственно-сбытовой деятельностью фирм, углублением связей и взаимозависимости промышленных компаний, банков и других кредитных учреждений, ростом межфирменных экономических связей. Правление возглавляется президентом и состоит из нескольких членов, назначаемых советом директоров, которые либо руководят определенными закрепленными за ними участками работы, либо только принимают участие в решении вопросов на заседаниях правления. Члены правления получают определенное (обычно высокое) вознаграждение, которое выплачивается в форме заработной платы, а иногда в виде отчислений от прибыли. Правление представляет общему собранию акционеров годовой отчет, баланс и проект распределения прибыли. Эти документы проверяются ревизорами, советом директоров и утверждаются общим собранием акционеров, которое собирается один раз в год. Совет директоров обеспечивает организацию работы фирмы, принимает решения, необходимые для оперативной деятельности правления. Решения совета носят долгосрочный характер. В функции совета директоров входят: выработка стратегии и долгосрочных планов развития фирмы, определение структуры капитала, диверсификация производственных программ, осуществление внутрифирменной координации деятельности всех подразделений, контроль за выполнением решений. Выполнение поставленных задач и директив возлагается на главного администратора и его заместителей (высшее исполнительное звено). Рекомендации для принятия того или иного решений в совете директоров подготавливаются в специальных комитетах (общеуправленческие: исполнительный, финансовый, ревизионный, по разработке политики; функциональные, информационные). Главная задача комитетов – обеспечение согласованности при выработке проектов решений. Правление выполняет следующие функции: текущее планирование, руководство научно-исследовательскими работами, выработка конкретного курса действий, принятие решений по организационным формам управления, делегирование полномочий должностным лицом на более низкие уровни управления, проведение кадровой политики, контроль за состоянием финансового положения компании, утверждение бюджетов компании, контроль за прибылью и обеспечение внутрифирменных расчетов и связей. Главный администратор, назначаемый советом директоров, несет всю полноту ответственности за текущее управление деятельностью фирмы.
  2. Средний уровень(Middle management), представленный центральными службами. Центральные службы выполняют общие функции по координации управления деятельностью фирмы, находятся в ведении высшего руководства и возглавляются вице-президентами. Аппарат центральных служб зависит от размеров, характера деятельности фирмы и степени сложности ее организационной структуры.
  3. Низовой уровень (Lover management) – оперативно хозяйственные подразделения. Современная крупная диверсифицированная компания состоит обычно из большого числа производственных  отделений, которые могут включать более мелкие подразделения - отделы, секторы. Управляют производственным отделением линейные службы или линейная администрация. Во главе отделений (отделов) стоят управляющие. Производственные отделения несут ответственность за: рентабельность производства, получение прибыли. Самостоятельность производственных отделений обычно полностью распространяется на такие виды деятельности как маркетинг, научные исследования и разработка новой продукции, производство (включая технологию), сбыт, учет и отчетность, подбор и расстановка кадров. Руководитель производственного отделения имеет свободу действий также в области ценообразования (если уровень цен устанавливается для всего подразделения). Отношения между производственными отделениями одной фирмы строятся на коммерческих началах. Расчеты между отделениями производятся на основе внутренних (трансфертных) цен, которые носят чисто бухгалтерский характер. Никаких платежей наличными между отделениями не производится. Производственные отделения могут иметь юридическую самостоятельность, если они зарегистрированы как дочерняя компания. Тогда они сами составляют баланс хозяйственной деятельности и имеют право от своего имени заключать коммерческие сделки с другими фирмами. Такие отделения имеют собственные правления, которые самостоятельно решают оперативные и коммерческие вопросы. Управляющие производственными отделениями несут личную ответственность за состояние дел перед правлением материнской компании. Число производственных отделений у той или иной компании зависит от размеров фирмы, ассортимента выпускаемых товаров, сферы деятельности и других факторов.

Важной формой управления ТНК является групповой уровень управления. Он представлен производственно-хозяйственной группой, в которую входят два или несколько производственных отделений. Группа руководит всеми аспектами деятельности производственных отделений от разработки и внедрения в производство новой продукции до ее реализации и организации технического обслуживания. Когда центрами прибыли продолжают оставаться производственные отделения и от них зависит положение фирмы в целом, группа обычно осуществляет контроль за производственно-сбытовой деятельностью отделений и вносит необходимые коррективы исходя из важнейших стратегических решений компании в целом. Обычно руководство производственно-хозяйственной группой осуществляет вице-президент - распорядитель, который несет ответственность за все вопросы, связанные с разработкой, производством и сбытом продукции. В некоторых фирмах руководитель группы имеет в своем подчинении службы планирования, контроля, научных исследований и технических разработок, кадров. Руководитель группы обычно подчиняется ведущему вице-президенту или непосредственно президенту компании либо главному администратору.

      Отличительная особенность организации группового уровня управления в некоторых американских компаниях - наделение производственно-хозяйственных  групп финансовой самостоятельностью и превращение их в так называемые "стратегические центры хозяйствования". Стратегический центр хозяйствования (СЦХ) - это внутрифирменное организационное подразделение, отвечающее за выработку стратегических позиций фирмы в одной или нескольких областях хозяйствования и за конечный результат своей деятельности. Первой такую структурную единицу ввела американская компания "Дженерал электрик". Вслед за "Дженерал электрик" по пути создания СЦХ пошли многие другие американские компании. Главным критерием образования СЦХ является эффективность развития по конкретному стратегическому направлению, эффективное использование технологии и высокий уровень рентабельности. Объекты стратегического планирования - диверсификация деятельности фирмы.7 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРУПНЫМИ РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ

2.1 Холдинг как важный  компонент российской  экономики

      Впервые понятие «холдинговая  компания» было закреплено в  1992 г. во «Временном положении  о холдинговых компаниях, создаваемых  при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества»: «Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий».

Информация о работе Транснациональные корпорации как объект управления