Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2011 в 21:51, курсовая работа
Традиционное представление об упаковке связано, прежде всего, с ее изначальной функцией - быть оболочкой, контейнером для какого-либо продукта. Но рассмотреть упаковку не просто, как малозначимое приложение к продукту, а прежде всего как мощнейший маркетинговый инструмент представляется весьма интересным.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки упаковки товара
1.1. Сущность, функции и виды упаковки……………………………….5
1.2. Влияние упаковки на рыночный успех товара……………………..12
Глава 2. Анализ упаковки на примере компании «Аква Трейдер»
2.1. Предварительные исследования в области упаковки………………19
2.2. Анализ упаковки новой минеральной воды компании «Аква-трейдер»…………………………………………………………………………22
Глава 3. Рекомендательная часть
3.1. Общие рекомендации………………………………………………..30
3.2. Ожидаемый эффект………………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованной литературы…………………………………………..39
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты разработки упаковки товара
1.1. Сущность, функции и виды упаковки……………………………….5
1.2. Влияние упаковки на рыночный успех товара……………………..12
Глава
2. Анализ упаковки
на примере компании «Аква Трейдер»
2.1. Предварительные исследования в области
упаковки………………19
2.2. Анализ упаковки новой минеральной
воды компании «Аква-трейдер»…………………………………………
Глава
3. Рекомендательная часть
3.1. Общие рекомендации………………………………………………
3.2. Ожидаемый эффект……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………..39
Введение
Традиционное представление об упаковке связано, прежде всего, с ее изначальной функцией - быть оболочкой, контейнером для какого-либо продукта. Но рассмотреть упаковку не просто, как малозначимое приложение к продукту, а прежде всего как мощнейший маркетинговый инструмент представляется весьма интересным.
Упаковка - несомненный символ сегодняшнего рынка. С точки зрения силы воздействия на покупателя она вне конкуренции среди прочих средств продвижения товара. Она позволяет продавать товар значительно дороже, ничего в нем не меняя. На сегодняшний день ситуация на рынке такова, что основным фактором успеха компании становится не столько наращивание объемов производства, сколько эффективность технологий продвижения товара. Когда рынок перенасыщен, одной из составляющих успеха становится грамотный выбор упаковки. Красивая яркая упаковка подсознательно связывается с получением положительных эмоций, ожиданием лучшего качества продукта. Здесь срабатывает простая психология, заключение, что если производитель потратился на упаковку, то у него есть средства и возможности выпуска более качественной продукции. Упаковка на сегодняшний день является самым массовым объектом дизайна. Она может быть уникальным результатом кропотливого труда талантливого дизайнера, или уродливым предметом, если и имеющим отношение к дизайну, то только как его антипод.
Упаковка непременно должна делать товар заметным. Она должна помочь ему выделиться не только на фоне своих прямых конкурентов, но и других товаров, стоящих на полке рядом.
В качестве задач данной курсовой работы были определены:
- изучение функций и роли упаковки;
- рассмотрение основы планирования упаковки;
- проанализировать взаимосвязь упаковки и окружающей среды;
- маркетинговые требования к упаковке;
- рассмотрение роли упаковки в маркетинге на практическом примере. Объектом исследования выступает упаковка, предметом является маркетинговая деятельность.
Структура курсовой работы включает введение, теоретическую и практическую части, заключение и список использованной литературы.
Значение
упаковки рассмотрено достаточно широко,
однако аспекты, касающиеся потребителей,
в современных условиях, постоянно меняются.
Глава 1. Теоретические аспекты разработки упаковки товара.
1.1.Сущность, функции и виды упаковки.
В современном мире, трактовка понятия "упаковка" претерпевала принципиально важные изменения. Еще сравнительно недавно в научной и технической документации термин "упаковка" чаще всего определялся как средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь и облегчающих процесс обращения. Это, разумеется, слишком общее определение, а главное – оно не отражает всего объема функций и задач, которые в нынешних условиях возлагаются на упаковку. Обобщение современных взглядов ученых и деловых кругов многих стран на вопросы функциональных задач упаковки (в том числе и в работах по логистике), дает основание выделить следующие характерные черты трактовки этих задач:
Во-первых, одним из важнейших предназначений упаковки считается сохранение количества и качества производимой продукции; обеспечение удобства ее погрузки, выгрузки, перевозки на всех видах транспорта, повышение эффективности и облегчение работ, связанных с хранением продукции на складах; облегчение условий труда и повышение производительности торговых операций. Прямой функцией упаковки остается, разумеется, и защита продукции от механических воздействий, порчи и загрязнения.1
Во-вторых, возрастающее значение упаковки обусловливается тем, что все большее количество продукции ряда отраслей просто не может ныне выпускаться без соответствующей упаковки. При этом по мере развития пищевой и фармацевтической отраслей промышленности эта функция упаковки быстро возрастает. Встречается уже немало технологических процессов, где понятие упаковки вообще неотделимо от самого производства и выпуска, и потребления конечного продукта.
В-третьих,
определение функции упаковки становится
в нынешних условиях неотделимым
от развития современных форм самообслуживания,
организации общественного
В-четвертых, выдвижение на передний план задачи максимального удовлетворения запросов потребителя приводит к тому, что само назначение упаковки и ее роль на современном рынке выходят за прежние понятия. Ныне уже общепризнано, что упаковка надежна и эффективна лишь в том случае, если отражает образ продукта (с точки зрения потребителя), если ее цвет, материал, графика и форма выражает суть и назначение продукта. Такое представление особенно важно потому, что знакомство покупателя с товаром происходит именно на основе символов и текста на его упаковке, причем особую роль играет ее цвет и форма.
В-пятых, к важнейшим функциям упаковки относятся сегодня ее эстетичность и информативность. Графическое изображение на упаковке дает дополнительную информацию о продукте: о способе приготовления, системе хранения, правильных приемах открывания и закрывания и т.д. При этом важно, чтобы текст был максимально краток и содержал лишь самые необходимые сведения или ссылку на наличие подробного описания внутри упаковки.
В-шестых, все более активно выдвигаются на передний план новые функции и дополнительные требования к упаковке: упакованный товар не должен загрязнять окружающую среду, а упаковочные материалы должны быть пригодны для переработки и повторного использования. Не будет преувеличением сказать, что уже в ближайшем будущем это требование может выйти на первое место и стать абсолютно обязательным.2
Таковы главные функции современной упаковки, сформулированные на базе обобщения научных докладов и практических мер развитых стран. Уже простое их перечисление дает основание утверждать, что упаковочное хозяйство вторглось ныне практически во все отрасли экономики от производства до потребления, оказывает огромное влияние на социальную сферу, функционирование рынка, структуру сбыта и т.д. При этом особенно важное значение и наибольшее распространение (около 75-80%) получило производство и использование упаковки в АПК. Экономия материальных затрат на упаковку, фасовку и т.п. оборачивается здесь не только снижением качества, но и огромными потерями продовольствия, полуфабрикатов и готовой продукции. Разумеется, в мире нет еще единого подхода ученых и деловых кругов к вопросам упаковки – к оценке значимости ее отдельных функций, взаимосвязи со всеми этапами производственного цикла, влияния на проблемы окружающей среды и т.п. Акценты в ответах на эти вопросы у отдельных стран часто столь различны, что по-разному грань, которая разделяет целесообразное увеличение расходов и усилий на эти цели и неоправданное подстраивание под капризы потребителя. Неудивительно, что и в теоретических докладах, и в практических делах отдельных стран и компаний остаются заметные расхождения. И тем не менее, общая тенденция развития событий в этой сфере уже не вызывает сомнений. Характеристика современного подхода ученых к функциям, значению и перспективам развития упаковки была дана в докладе Рочестерского технологического института в 1994 г. на конференции по проблемам современной упаковки. В нем констатировалось следующее. Упаковка представляет собой жизненно важный компонент предпринимательской деятельности любой компании, производящей какую-либо продукцию. По существу, она все более превращается в связующее звено, без которого становится невозможным перемещение товаров от производителя до потребителя. При этом ее функции постоянно расширяются – от сохранения и защиты продукта от повреждений до удовлетворения запросов покупателя.
В общественном понимании упаковка все еще иногда выглядит как нежелательная и, может быть, ненужная вещь. Жизнь, по мнению малоосведомленных людей, была бы легче и проще, если бы товары поступали в магазин без дополнительных хлопот и увеличения их стоимости. Более того, даже в некоторых компаниях упаковка до сих пор рассматривается как некий второстепенный вопрос, который можно рассматривать при создании нового продукта в последнюю минуту.
При всем своем многообразии современная упаковка классифицируется обычно на четыре основные группы, определяемые как своим назначением, так и характером товара:
- потребительская упаковка – к этой группе относится упаковка товаров, произведенных для рядового потребителя, т.е. для индивидуального использования упакованных товаров дома. Внутри этой потребительской упаковки некоторые авторы выделяют еще несколько подгрупп, основываясь уже на категориях товаров: пищевая упаковка, упаковка для напитков, для хлебобулочных изделий, для гигиенических товаров и косметики, для лекарств и фармацевтических товаров, аппаратуры и т.п.
- транспортная тара – упаковка больших товаров или большого количества товаров, направляемых, в основном, от одного завода к другому. Конечный потребитель с транспортной тарой обычно не знаком, т.к. он ее не видит.
- общественная упаковка – упаковка для продуктов, используемых в больницах, школах, государственных учреждениях, тюрьмах. Она обычно ассоциируется с пищевым обслуживанием больших обособленных групп населения или с обеспечением общества медицинскими запасами.
- военная упаковка – упаковывание продуктов для Вооруженных сил или для Правительства. Специфические требования к этому типу упаковки определяются обычно не столько условиями потребления, сколько необходимостью соблюдения особых правил транспортировки и хранения продукта.3
Классификация форм и видов упаковки на эти четыре группы носит, разумеется, условный характер, т.к. предназначение их (упаковок) во многих случаях весьма схоже. И в то же время каждая из этих групп имеет свои особые характеристики, каждая из них ориентирована на своего потребителя. Так, потребительская упаковка должна быть, как правило, яркой и наглядной, а военная упаковка – может печататься черным шрифтом на грязно-оливковом фоне. Однако все эти группы должны донести требуемую информацию до своего потребителя.
Для того чтобы содействовать сбыту продукции упаковка должна выполнять несколько функций, количество и цели которых отдельные эксперты определяют по-разному. Обычно в исследованиях формулируется от 3 до 7 таких функций упаковки. Однако если исходить из самых необходимых требований к упаковке, то следует выделить четыре функции: локализация продукта, защита его от внешней среды, обеспечение удобства использования продукта и информативность.
Локализационная
функция (The Containment Function). Фактически,
любая упаковка означает, прежде всего,
ограничение в некотором объеме определенного
количества продукции. Главная цель такого
ограничения – сделать возможным прохождение
продукта через систему распределения.
Производство, погрузочно-разгрузочные
работы, складирование и транспортная
сеть как развитых, так и развивающихся
стран в одинаковой мере нуждаются в такой
функции упаковки для того, чтобы перемещать
промышленные и сельскохозяйственные
изделия с одного места на другое. В итоге,
продукт обретает возможность быть эффективно
доставленным до места торговой сделки,
позволяющей покупателям приобретать
его там, где это им наиболее удобно. При
этом для многих товаров становится совершенно
необходимым иметь специальную упаковку,
обеспечивающую эту возможность. Например,
невозможно продавать аэрозольную распыляемую
краску без упаковки, способной выдерживать
давление ее газа-вытеснителя. Трудно
представить себе и то, что азотная кислота,
тринитротолуол, радиоактивные изотопы
или инфекционные биологические материалы
могут проходить через торговую сеть без
надлежащей упаковки.
Рядовой покупатель ожидает, даже требует,
чтобы продукт поступал уже упакованным.
Найдется мало покупателей, готовых взять
ведро и отправиться на молочную ферму
для того, чтобы приобрести свежее молоко
или пойти в магазин готовых изделий, купить
там пять килограммов кровельных гвоздей
и принести их домой в собственном кармане.
Точно также и водитель трейлера не захочет
перевозить несколько тысяч электрических
лампочек в своем прицепе, неся ответственность
за доставку их в целости и сохранности.
Иными словами, современное общество требует,
чтобы как сельскохозяйственные, так и
промышленные товары были упакованы таким
образом, чтобы их можно было транспортировать,
хранить, грузить и реализовывать на удобном
для продажи месте.