Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретической сущности маркетинга на предприятии и обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного предприятия. Для этого были использованы наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством. Выбирая мордовских производителей, я остановилась на одном из перспективных заводов, который вышел уже на общероссийский уровень, - ОАО «Ламзурь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА 5
1. 1. Элементы маркетинга и его основные принципы 5
1. 2. Основные функции маркетинга 7
2. НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 11
2.1. Понятие качества продукции и управления им 11
2.2. Оценка уровня качества 13
2.3. Сертификация. Стандартизация 19
2.4. Экономические проблемы качества 24
3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
НА ОАО «ЛАМЗУРЬ» 26
3.1. Общая оценка качества продукции 26
3.2. Критический анализ действующей системы
управления качеством 28
4. МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ПРОДУКЦИИ В ОАО «ЛАМЗУРЬ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ                                                                                                       3

  1. СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА                                                                     5
  2. 1. Элементы маркетинга и его основные принципы                                5

     1. 2. Основные функции маркетинга                                                             7

     2. НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ                         11

     2.1. Понятие качества продукции и  управления им                                     11

    1. Оценка  уровня качества                                                                        13
    1. Сертификация. Стандартизация                                                           19
    1. Экономические проблемы качества                                                    24
  1. УПРАВЛЕНИЕ  КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ

     НА  ОАО «ЛАМЗУРЬ»                                                                                   26

     3.1. Общая оценка качества продукции                                                        26

     3.2. Критический анализ действующей  системы 

     управления  качеством                                                                                     28

     4. МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ        

          ПРОДУКЦИИ В ОАО «ЛАМЗУРЬ»                                                             31                                               

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               35

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                      37

     Приложение 1                                                                                                  39

     Приложение 2                                                                                                  40

     Приложение 3                                                                                                  41

     Приложение 4                                                                                                  42

     Приложение  5                                                                                                 43 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Сегодня все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая  средства на благотворительные нужды  или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы.

     Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин  для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п.  Им нужно знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным; как рекламировать и продвигать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.

     Основной  целью проводимых в современной  России социально-экономических реформ является построение в стране открытой экономики рыночного типа. Для  успешного развития такой экономики необходимо, чтобы главным ориентиром производства и продажи товаров стали потребности и спрос конкретных групп потребителей. Эффективная работа на внутреннем и внешнем рынке требует знания и учета объективных рыночных законов, умение организовать регулярное получение и оперативное использование рыночной информации, способности повысить конкурентоспособность своей продукции и т.д. Все это является элементами маркетинга – одной из наиболее эффективных концепций рыночной экономики. Именно на основе результатов маркетинговой деятельности проводится большинство коммерческих операций на мировом рынке.

     Одним из важнейших показателей деятельности предприятия также является качество продукции.  Улучшение качества определяет выживаемость и конкурентоспособность предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. А конкурентные войны развертываются главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

     Качество  – понятие многоплановое, обеспечение  его требует объединения творческого  потенциала и практического опыта  многих специалистов. Проблема повышения  качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных  органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг. Улучшение качества продукции – важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях  возрастает значение комплексного управления  качеством продукции и эффективностью производства.

     Системы управления качеством, действующие  на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.

     Целью курсовой работы является рассмотрение теоретической сущности маркетинга на предприятии и обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного предприятия. Для этого были использованы наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством. Выбирая мордовских производителей, я остановилась на одном из перспективных заводов, который вышел уже на общероссийский уровень, - ОАО «Ламзурь». 

  1. СУЩНОСТЬ  МАРКЕТИНГА
 
 
    1. Элементы маркетинга и его основные принципы
 

     Что же стоит за понятием «Маркетинг»? Большинство ошибочно отожествляют маркетинг со сбытом и стимулированием. И неудивительно! Ведь американцев постоянно донимают телевизионные рекламные ролики, газетные объявления, отправления прямой почтовой рекламы, визиты коммивояжеров. Кто-то пытается что-то продать. Кажется, что нам никуда не денется от смерти, налогов и коммерции. Поэтому многие удивляются, узнав, что наиболее важным элементом маркетинга является вовсе не сбыт. Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработке подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, такие товары наверняка пойдут легко. Каждый знает о так называемых ходовых товарах, за которыми потребители охотятся толпами. Когда фирма «Истман Кодак  создала фотоаппараты типа «Инстаматик», фирма «Атари» - первые видеоигры, а фирма «Мазда» - спортивный автомобиль «РХ-7», они были завалены заказами, потому что предложили именно те товары, которые были в то время нужны.

     Вот определение маркетинга Филипа Котлера:

     Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.  Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

     Маркетинг опирается на следующие принципы:

  1. Производить то, что нужно потребителю;
  2. Выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей;
  3. Организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;
  4. Концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности фирмы;
  5. Использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей;
  6. Применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;
  7. Ориентировать деятельность предприятия не на сиюминутный результат, а на долгосрочную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке.

     Отсюда, функция маркетинга включает в себя действие, содействующее процессу сбыта и реализации продукции. Функция маркетинга объединяет в себя следующие подфункции:

    • маркетинговые исследования;
    • планирование политики в области выпуска и ассортимента продукции;
    • ценообразование;
    • продвижение товара;
    • товародвижение и сбыт;
    • маркетинг менеджмент.

     В зависимости от сферы действия различают  такие виды маркетинга:

  • маркетинг услуг;
  • маркетинг организации - деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации;
  • маркетинг отдельной личности – деятельность, направленная на создание, поддержание либо изменение поведения общественности по отношению к конкретным лицам. Например, политические деятели используют персональный маркетинг в целях повышения своей популярности;
  • маркетинг места - деятельность, предпринимаемая с целью, например, привлечения туристов в места отдыха, застройки жилых кварталов;
  • маркетинг идей - деятельность, направленная на проведение прививок, сокращение потребления табачных изделий и т.д.

     С точки зрения поэтапной интернационализации  выделяют внутренний и международный  маркетинг. Внутренний маркетинг включает в себя местный маркетинг, когда  фирма выходит с товаром на местный рынок. Национальный маркетинг  предполагает выход фирмы за пределы того региона, где она расположена, и деятельность на всю страну.

     По  виду деятельности различают:

  • финансовый маркетинг;
  • инновационный маркетинг (в области разработки и внедрения инноваций, достижений научно-технического прогресса, ноу-хау);
  • промышленный (в области производства и удовлетворения потребности в промышленной продукции);
  • маркетинг в сфере услуг.

     Вид маркетинга определяется также состоянием спроса. С этой точки зрения выделяют следующие виды спроса: отрицательный, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный и отсутствие спроса. 
 

     1. 2. Основные функции маркетинга 

     1. Аналитическая функция:

     Вся экономическая система общества функционирует на основе понимания того, что хочет рынок и как он реагирует на появление того или иного продукта. Таким образом, изучение рынка — это первое, чем должен заниматься специалист по маркетингу. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, емкость, спецификация, количество конкурентов, состояние спроса-предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или даже производит) и предложить к продаже.

     2. Производственная функция.

     Производственная  функция маркетинга включает три  подфункции:

  • Организацию материально-технического снабжения:

     Материально-техническое  снабжение – это наиболее существенный элемент обеспечения производства. В условиях рыночной экономики предприятие  обеспечивает свои потребности посредством  закупки необходимых материально-технических  ресурсов по прямым договорам купли-продажи, а также используя возможности оптового рынка.

     Управление  качеством и конкурентоспособностью товаров:

     Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в  ряду аналогов и субститутов, только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначному понятию, как качество. В быту качество часто понимают прежде всего как отсутствие явных дефектов или брака. Более строгое требование — соответствие стандартам. Однако этого тоже недостаточно. Товар должен удовлетворять явным ожиданиям потребителя - технически, эксплуатационно, эстетически, по цене. А если он еще сможет способствовать удовлетворению высших потребностей - статусных, духовных - успех его на рынке будет обеспечен. Качество товара в маркетинге — это степень удовлетворения потребности, решения проблемы потребителя. В этой связи качество оценивается комплексом потребительских параметров товара: а) нормативных; б) сопоставимых «жестких», т.е. хорошо измеримых в конкретных единицах, и в) «мягких» - оцениваемых экспертным путем в баллах.  
 

Информация о работе Управление качеством