Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение теоретической сущности маркетинга на предприятии и обзор научных данных по управлению качеством продукции с последующим анализом системы качества конкретного предприятия. Для этого были использованы наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством. Выбирая мордовских производителей, я остановилась на одном из перспективных заводов, который вышел уже на общероссийский уровень, - ОАО «Ламзурь».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА 5
1. 1. Элементы маркетинга и его основные принципы 5
1. 2. Основные функции маркетинга 7
2. НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 11
2.1. Понятие качества продукции и управления им 11
2.2. Оценка уровня качества 13
2.3. Сертификация. Стандартизация 19
2.4. Экономические проблемы качества 24
3. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ
НА ОАО «ЛАМЗУРЬ» 26
3.1. Общая оценка качества продукции 26
3.2. Критический анализ действующей системы
управления качеством 28
4. МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
ПРОДУКЦИИ В ОАО «ЛАМЗУРЬ» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 201.50 Кб (Скачать документ)

     Этапы оценки технического уровня продукции  включают:

     А. Определение номенклатуры показателей, необходимой  для оценки. Номенклатура показателей включает классификационные и оценочные показатели. Классификационные показатели характеризуют назначение и область применения данного вида продукции. Исходя из значений этих показателей образцы, имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой продукции.

     Б. Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. В группу входят:

  • При оценке разрабатываемой продукции – перспективные и экспериментальные образцы, поступления которых  на мировой рынок прогнозируются на период выпуска оцениваемой продукции;
  • При оценке выпускаемой продукции – образцы, реализуемые на мировом рынке, значения показателей которых устанавливаются на основе имеющейся на них документации и (или) по результатам испытания. 

     В. Выделение базовых  образцов из группы аналогов. Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

  • Аналог не может быть признан образцом и исключается из последующих сопоставлений, если он уступает другому аналогу по совокупности оценочных показателей, т.е. уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его не по каким из остальных;
  • Оба аналога остаются для дальнейшего сопоставления с другими, если по одним показателям лучше первый аналог, а по другим – второй, при этом значение некоторых показателей у аналогов могут совпадать.

     В результате попарного сопоставления  аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.

     Г. Сопоставление оцениваемого образца с базовыми осуществляется поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значений ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т.п.; стандартам, и техническим условиям и другим действующим нормативным документам на продукцию.

     Исследование  и разработка продукции. Цель данной стадии – формирование перспективных требований к качеству новой продукции; воплощение в конструкторских и других  видах документов технических решений, обеспечивающих реализацию этих требований наиболее экономичным способом. Факторы качества на данной стадии играют значительную роль в формировании качества продукции.

     Общая схема разработки продукции. Разработка продукции в соответствии с ГОСТом 15.001 «Система разработки и постановки продукции на производство» предусматривает:

  • разработку технического задания;
  • разработку технической и нормативной документации;
  • изготовление и испытания образцов продукции;
  • приемку результатов разработки.

     Изготовление  продукции состоит из трех этапов: постановка на производство; установившееся производство; снятие с производства.

     Обращение и реализация – часть жизненного цикла продукции: от отгрузки ее предприятием-изготовителем до получения потребителем. При обращении должно быть обеспечено максимальное сохранение объемов и качества готовой продукции, установленных плановым заданием и нормативной документацией, в период транспортирования, хранения и подготовки к реализации.

     Эксплуатация  продукции –  стадия жизненного цикла продукции, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается ее качество. Эксплуатация изделия включает в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

     Необходимость контроля качества с целью получения данных об объекте управления отражена в ГОСТе 15467-79: «Управление качеством продукции – установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции».

     Контроль  продукции состоит  из двух этапов: получение информации о фактическом  состоянии продукции (ее количественных и качественных признаках); сопоставление полученной информации с заранее установленными техническими требованиями, т.е. получение вторичной информации. При несоответствии фактических данных техническим требованиям осуществляется управляющее воздействие на объект контроля с целью устранения выявленного отклонения от технических требований.

     Основные  термины и определения контроля установлены ГОСТом 16.504-81. Классификация  видов контроля представлена на схеме 1.2. (прил.3). Сложность проблемы качества требует комплексного подхода к организации службы качества предприятия, в которую целесообразно включить не только подразделение, осуществляющее контроль качества, но и подразделения по организации всей работы в области обеспечения и анализа качества, а также стимулирование качества.

     Статистические  методы анализа качества широко применяется  в отечественной и зарубежной системах управления качеством продукции.

     Статистический  анализ – это исследование условий  и факторов, влияющих на качество продукции.

     Обычно  для анализа данных на рабочем  участке на японских предприятиях используются специально подобранные несложные  для понимания и применения статистические методы -  так называемые «семь  инструментов контроля качества».

     Эти семь инструментов объединяют следующие методы:

  1. Расслоение.
  2. Графики.
  3. Диаграмма Парето.
  4. Причинно-следственная диаграмма.
  5. Гистограмма.
  6. Диаграмма разброса.
  7. Контрольные карты (X – R, p, pn и т.п.).

     Перечисленные «семь инструментов контроля качества»  при решении различных проблем  могут использоваться как в отдельности, так и в различных комбинациях. 

    1. Сертификация. Стандартизация
 

      Сертификация  – это деятельность по подтверждению  соответствия продукции установленным  требованиям.  Сертификация осуществляется в целях:

  • создания условий для деятельности предприятий, предпринимателей, а также для участия в международном научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействие потребителя в компетентном выборе продукции;
  • защиты потребителя от недобросовестности изготовителя;
  • контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни и здоровья;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

      В феврале 1992 г. был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», а в 1993 г. – Закон РФ «О сертификации продукции и услуг», в силу которого реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие установленным требованиям, запрещаются.

      Сертификация  может быть обязательной и добровольной. Наличие сертификата, выданного компетентным органом, облегчает экспорт и импорт продукции, помогает покупателям в выборе товара и служит определенной гарантией его безопасности. Обязательная сертификация является также средством контроля за безопасностью продукции. Добровольная сертификация способствует повышению конкурентноспособности продукции.

      Объектами сертификации могут быть продукция  производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и производителям, а также иные объекты. Объекты  обязательной сертификации устанавливаются  законодательными актами.

      За  нарушения правил сертификации товаров (услуг) изготовитель, исполнитель, продавец несут ответственность в соответствии со статьей 41 Закона РФ «О защите прав потребителей» независимо от того, позволял ли уровень их научных и  технических знаний выявить свойства продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья и имущества граждан.

      Публикация  официальной информации о действующих  в РФ системах обязательной и добровольной сертификации и знаках соответствия, а также направление ее в международные (региональные) организации по сертификации являются обязанностью Госстандарта.

      Сертификат  соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствий – документ, которым завершается процесс сертификации. Порядок и условия оформления, выдачи и регистрации сертификатов устанавливаются в каждой системе сертификации.

      Госстандарт России и другие  государственные  органы управления в пределах своей компетенции на основе общих правил и рекомендаций создают системы сертификации однородной продукции и в соответствии с этим выполняют выполняют следующие основные функции:

  • устанавливают правила проведения сертификации в этих системах;
  • осуществляют выбор схем сертификации;
  • определяют центральные органы системы сертификации;
  • устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;
  • устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний;
  • выдают сертификат и знак соответствия и др.

      Международная практика сертификации   направлена на устранение технических барьеров, возникающих при сертификации продукции, и обеспечение беспрепятственного ее передвижения на рынках.

      В 1990 г. для реализации правил  сертификации был создан специальный орган  – Европейская организация по испытаниям и сертификации (ЕОИС). Цель ЕОИС – рационализация деятельности органов по оценке соответствия в  Европе, способствующей  свободному распространению товаров и услуг. Это возможно при создании условий, гарантирующих всем заинтересованным сторонам, что продукция, услуги и технологические процессы, прошедшие испытание, не нуждаются в повторных испытаниях и сертификации.

      В настоящее время в Европе действует более 700 органов по сертификации. Системы сертификации взаимосвязаны и действуют согласованно. Всего в странах ЕС и ЕАСТ  (Европейская ассоциация свободной торговли) сертифицируется более 5000 изделий, действует более 300 систем сертификации и практически во всех зарубежных странах.

      Система управления качеством представляет собой согласованную рабочую  структуру, действующую в фирме  и включающую эффективные технические  и управленческие методы, обеспечивающие наилучшие и наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей, предъявляемых к качеству продукции, а также экономии расходов на качество. Мировой опыт сформировал не только общие признаки действующих систем управления качеством, но также принципы и методы, которые могут применяться в каждой из них.

      В настоящее время можно выделить 3 уровня систем управления качеством, имеющие некоторые концептуальные различия:

  • системы, соответствующие требованиям стандарта ИСО серии 9000;
  • общефирменные системы управления качеством (TQM – всеобщее управление качеством – Total Quality Management);
  • системы, соответствующие критериям национальных или международных (региональных) премий дипломов по касчеству.   

      Системы, соответствующие стандартам ИСО серии 9000. Главная целевая установка систем качества, построенных на основе стандартов ИСО серии 9000 – обеспечение качества продукции, требуемого заказчиком, и представление ему доказательств в способности предприятия сделать это. Механизм системы, применяемые методы и средства ориентированы на эту цель. Вместе с тем в стандарте ИСО серии 9000 целевая установка на экономическую эффективность выражена слабо, а на своевременность поставок – просто отсутствует.

      Общефирменная система управления качеством (TQM). История формирования и развития принципов качества, сертификации имеет глубокие корни. Достаточно вспомнить этапы развития, которые приводят отечественные исследователи В.Е. Швец, В.А. Лапидус. Историю развития управления качеством можно представить  графиком на рис. 1.3. (прил. 5)

      Системы качества, соответствующие  критериям национальных или региональных премий по качеству.  Премии по качеству как стимул создания на предприятиях эффективных систем качества широко используются в мире – премия Деминга  в Японии, премия Малкольма Болдриджа в США, Европейская премия в станах Европы и др. В России существует премия Правительства РФ в области качества. Следует отметить, что критерии премии по качеству, учитывая все передовое, что имеется в системах по ИСО 9000 и в TQM, еще в большей мере обращены к человеческому фактору.

Информация о работе Управление качеством