Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 00:29, контрольная работа
Сам по себе конфликт, не является чем то негативным, а в некоторых случаях, он играет даже положительную роль в развитии организации. Но, для того, чтобы последствия конфликта не нарушили структурную целостность предприятия, отдела, не привели к ухудшению отношений в коллективе, не затормозили производственный процесс необходимо эффективно управлять ими. В современных условиях, когда происходит активные изменения в социально – экономической сфере, производственной сфере организации, изменяются условия её функционирования, что влияет на социальную среду организации. Поэтому, знание способов и методов управления конфликтами в организации на сегодняшний день является важной задачей для многих руководителей организаций, как маленьких, так и больших. Именно этим и обусловлена актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является изучение специфики конфликтов в организации, способов и методов управления ими.
Введение
Глава 1. Особенности конфликтов в организации. 4
1.1. Понятие и типы конфликтов в организации 4
1.2. Причины возникновения конфликтов в организации 11
Глава 2. Управление конфликтами в организации:
способы и методы 18
2.1 Способы управления конфликтами в организации. 18
2.2 Методы управления конфликтами. 26
Заключение
Список литературы
Если руководитель излишне
Межгрупповой конфликт часто возникает из-за различия в целях. Например, отдел продаж и сбыта часто ориентирован на покупателя, в то время как производственные отделы больше интересуются соотношением затрат, эффективностью и экономией.
Межгрупповой конфликт может
возникнуть также по причинам
противостояния руководителя и
неформального лидера в
Горизонтальные и вертикальные
конфликты наиболее часто
Среди
возможных субъектов
В горизонтальном конфликте участвуют лица (субъекты), не находящиеся в подчинении. Типичный горизонтальный конфликт – столкновение между взаимозависимыми участниками, например, функционально связанными отделами, сотрудниками, коллегами по работе. Участники конфликта могут быть и независимы между собой, но в силу стечения обстоятельств часто контактировать и в результате могут иметь место определенные негативные последствия [1].
Частота возникновения вертикальных конфликтов связана с интенсивностью совместной деятельности оппонентов. В своем учебнике по конфликтологии Анцупов А.Я. и Шипилов А.И. указывают на то, что на шесть месяцев, связанных с выполнением основных заданий года, проверками вышестоящими инстанциями, сдачей аттестаций, подведением итогов и т.п., приходится около 60% всех конфликтов «по вертикали», в остальное же время, когда деятельность организуется обычным порядком (тоже около шести месяцев), приходится примерно 40% конфликтов между руководителем и подчиненным. Самое конфликтное звено «непосредственный руководитель - подчиненный» на него приходится более 50% конфликтов, на отношения «прямой руководитель - подчиненный» приходится 41,7% конфликтов, на другие отношения подчиненности 5,2% [2].
Чтобы эффективно управлять конфликтом в организации, необходимо точно определить по какому поводу он возник, то есть причину конфликта. Очень важно определить причины конфликта, так как, зная причины возникновения того или иного феномена, легче предпринять какие-то конкретные шаги по блокированию их (причин) действия, предотвращая тем самым вызываемый ими негативный эффект.
Вообще, все причины конфликта можно подразделить на 4 группы. Рис. 1 Причины конфликта [2]
Объективные причины | Организационно
управленческие |
Социально-
психологические |
Личностные |
В организации, причины конфликта можно условно разделить на три группы.
Встречаются причины конфликта, обусловленные
экономическим состоянием жизни в нашей
стране, которые нельзя игнорировать,
они носят объективный характер. Так, на
рис1 схематично представлены причины
конфликтов.
Итак, рассмотрим группу причин, порожденных трудовым процессом.
Для многих трудовых коллективов они являются главными источником возникновения конфликтных ситуаций.
Гришина Н.В. изучая межличностные конфликты на ряде предприятий, выявила и систематизировала их причины следующим образом [2]:
Во-первых, конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности- получению определенных продуктов. Такими факторами могут быть:
а) непосредственная технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого (например, при работе на конвейере);
б) перенос проблем, решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (так нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители);
в) невыполнение функциональных обязанностей в системе "руководства-подчинения" (например, руководитель не обеспечивает надлежащие условия для успешной деятельности подчиненных, или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующих требований руководителя.
Во-вторых, конфликты на производстве вызываются факторами, препятствующими достижению людьми вторичных целей трудовой деятельности − достаточно высокого заработка, благоприятных условий труда и отдыха.
К этой группе факторов относятся:
а) взаимосвязь людей, при которой достижение целей одним из них зависит и от других членов коллектива;
б) нерешимость ряда организационных вопросов "по вертикали" (т.е. руководством), следствием чего может явиться обострение отношений между людьми, располагающимися на организационной горизонтали;
в) функциональные нарушения в системе "руководства-подчинения", препятствующие достижению личных целей как руководителем, так и подчиненным.
В-третьих,
возникающие в процессе реализации
трудовой деятельности конфликты нередко
порождаются несоответствием
Последняя причина обусловлена главным образом плохим описанием во многих наших учреждениях служебных функций персонала. В результате у людей складывается превратное представление о том, кто, за что отвечает и что делает.
Исчерпывающего списка причин, вызывающих конфликты, в том числе и в трудовой деятельности, не существует. И к причинам, только что названным, можно добавить еще немало других, порожденных организационной практикой.
Например, подмеченную Яккокой Л. и типичную для вертикального управленческого среза организации [11]. Общее планирование деятельности фирмы осуществляют сотрудники штаба фирмы. Именно они сводят всю работу оперативных сотрудников в единую взаимодействующую систему. Работник центрального аппарата может оказаться эффективным лишь в том случае, если он накопил опыт оперативной деятельности. Однако, преобладает тенденция на управленческие должности назначать людей с хорошим образованием. Получается, что в крупных компаниях, таких как "Форд мотор", берут выпускника Гарвардской школы бизнеса, ничего не смыслящих в конкретном бизнесе, и назначают его на должность в центральном аппарате фирмы. Человек еще никакого практического опыта в руководстве предприятием не имеет, а уже указывает оперативному работнику, за плечами которого уже 30 лет работы, что тот, мол, все делает неправильно.
Следует
упомянуть также еще о
Другая группа причин межличностного конфликта − причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих отношений.
Наиболее яркий пример такого рода особенностей − взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости. Казалось бы довольно безобидный фактор "симпатия - антипатия" касается не только двух или несколько большего числа людей, но может иметь и более серьезные последствия для всего коллектива. Ведь нередко разного рода кадровые назначения в учреждениях, на предприятиях имеют своей основой именно этот принцип. В свою очередь несправедливость в должностных назначениях, как правило, имеет следствием обострение межличностных отношений.
Среди причин конфликта, связанных с психологическими особенностями выделяют так же следующие:
а)
неблагоприятная
б) плохая психологическая коммуникация (т.е. люди не понимают, не учитывают намерения, состояния друг друга, не считаются с потребностями каждого).
Кричевский Р.Л. среди причин конфликта, относящихся к разряду психологических, выделяет территориальность [8]. В экологической психологии используется понятие территориальности, подразумевающее занятие личностью или группой определенного пространства и установление контроля над ним и находящимися в нем объектами (предметами). Причем принято выделять групповую и индивидуальную территориальность.
С проявлением территориальности мы часто сталкиваемся в повседневной жизни, в том числе и на работе. Люди, входящие в ту или иную рабочую группу "обживают" определенную территорию (рабочее пространство или комнату отдыха) и занятие ее членами другой группы нередко оборачивается межгрупповыми столкновениями. Точно также каждый член группы занимает часть общего пространства вместе с находящимися там предметами без энтузиазма относится к вторжению в него. Например, имея свой рабочий стол, вряд ли мы испытываем радость, обнаружив за ним во время заседания отдела другого человека. Если подобная ситуация повторится, это может вызвать раздражение.
Своеобразие личностных качеств членов коллектива тоже могут выступать причиной конфликтов. В этом случае имеются в виду возможные личностные особенности, порой "загоняющие" нас в конфликтные ситуации.
Неумение контролировать свое эмоциональное состояние, низкий уровень сомоуважения, агрессивность, повышенная тревожность, некоммуникабельность, чрезмерная принципиальность. Список личностных причин конфликта не сводится только к набору соответствующих черт.
Демографические характеристики тоже существенны в этом вопросе. Так, по данным Гришиной Н.В. для женщины характерна тенденция к большей частоте конфликтов, связанных с их личностными потребностями (зарплата, распределение отпусков), мужчины больше предрасположены к конфликтам, связанным непосредственно с самой трудовой деятельностью (организация труда, определенность трудовых функций) [3].