Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 22:14, курсовая работа
Поэтому цель данной работы: изучение методов управления персоналом, поиск путей повышения эффективности управления персоналом предприятия.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить основные принципы, методы управления персоналом организации;
- произвести обзор основных направлений по совершенствованию управления персоналом организации;
- рассмотреть систему управления персоналом на примере конкретной организации.
ВВЕДЕНИЕ
Ускорение научно-технического и социально-экономического прогресса, усложнение производственных и межличностных отношений оказали воздействие на формирование на основе процессов практической деятельности по управлению кадрами науки управления персоналом.
В условиях рыночной экономики
в нашей стране особое значение приобретают
вопросы практического
В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики большинства стран мира является проблема в области работы с персоналом. При всем многообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются формализация методов и процедур отбора кадров, выдвижение молодых и перспективных работников и многое другое.
Эти общие тенденции должны учитываться в отечественной практике управления производством в условиях экономики.
Многие руководители не уделяют достаточного внимания основным аспектам во взаимоотношениях с коллективом. Несмотря на то, что они достаточно долго находятся на руководящих должностях, они не понимают причин, по которым их деятельность неэффективна, а причина этому недостаточные знания в области управления персоналом.
Актуальность данной темы заключается в том, что всё больше управление персоналом признаётся одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить её эффективность.
Поэтому цель данной работы: изучение методов управления персоналом, поиск путей повышения эффективности управления персоналом предприятия.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить основные принципы, методы управления персоналом организации;
- произвести обзор основных
направлений по
- рассмотреть систему
управления персоналом на
При написании работы, опирались на методические рекомендации, специальную литературу, статьи из периодической печати. Основой исследования данной курсовой работы являются такие авторы, как
А. Я. Кибанов, Л. В. Ивановская Кадровая политика и стратегия управления персоналом; А. Кибанов, Л. Ивановская Управление персоналом; Александр Турчинов Управление персоналом; В. М. Маслова Связи с общественностью в управлении персоналом; В. К. Потемкин Управление персоналом; И. К. Макарова Управление персоналом.
Управление персоналом
— область знаний и практической
деятельности, направленная на обеспечение
организации качественным персоналом,
способным выполнять
Всё больше управление персоналом
признаётся одной из наиболее важных
сфер жизни организации, способной
многократно повысить её эффективность,
а само понятие «управление
К основным методам управления персоналом относят:
Всеми этими методами в полной мере должен владеть грамотный менеджер по персоналу, равно как и любой хороший руководитель.
Управление персоналом
представляет собой часть менеджмента,
связанную с трудовыми
Управление персоналом — это разработка и реализация кадровой политики, включающей: планирование, наем и размещение рабочей силы; обучение, подготовку и переподготовку работников; продвижение по службе и организацию карьеры; условия найма, труда и его оплату; обеспечение формальных и неформальных связей, создание комфортного психологического климата в коллективе.
В системе управления персоналом выделяют несколько функций.
Ключевые функции по управлению персоналом могут рассматриваться как непрерывный процесс, начинающийся с определения кадровых потребностей и заканчивающийся сокращением избыточных кадров.
Первой функцией является определение кадровых, потребностей. В дальнейшем, как и ныне, при планировании кадровых ресурсов будут учитываться количественные, качественные, локальные и временные аспекты. В ходе планирования должен решаться ряд трудных задач. Основная неопределенность в плановом процессе вызвана тем, что стратегический горизонт для многих предприятий резко сузился, осложнилась планируемость общефирменного развития. Наряду с этим обострились и другие проблемы, затрудняющие калькуляцию потребностей предприятий в кадрах. В частности, по отдельным группам персонала стало труднее рассчитывать параметры важных изменений - времени увольнения или ухода на пенсию, рационального использования рабочего времени и др. Сложно оценивать также лояльность работников по отношению к работодателю (и наоборот). Это объясняется усилением тенденции к тому, чтобы не связывать профессиональную карьеру с одним предприятием и чаще использовать другие шансы занятости.
Следующей функцией является набор кадров в будущем предприятия должны более интенсивно заниматься исследованиями на рынке труда, чтобы заранее оценить возможности своего кадрового обеспечения. Прежде всего, потребуется тщательнее анализировать демографическое развитие общества с целью более эффективного использования кадров старшего возраста и выявления узких мест в отношении молодого поколения.
Предприятия должны внимательнее следить за своим имиджем на внешнем и внутрифирменном рынках рабочей силы. Именно имидж становится решающим фактором привлекательности компании, определяющим ее шансы приобретения новых кадровых ресурсов. Они повышаются у предприятий с хорошо налаженной системой стимулирования.
Инструментарий набора в еще большей степени должен учитывать различие между целевыми группами рекрутируемых кадров (управленцы и специалисты, молодые и зрелые работники). В последние пять лет среди молодежи популярными стали электронные биржи труда. Соответственно растут капиталовложения компаний в "электронный набор" рабочей силы.
Следующей функцией управления персоналом является развитие персонала. В будущем цель этой функции по-прежнему будет заключаться в достижении максимального соответствия возможностей работника требованиям к нему. Для этого наемной рабочей силе должны быть созданы условия. В информационном отношении возрастет значение оценки потенциала кадров в плане их дальнейшего развития для горизонтального (в других функциональных областях), вертикального (продвижение вверх с повышением ответственности) и межкультурного (работа в другом культурном пространстве) использования.
Одной из функций
управления персоналом
Сохранение персонала – процессуальная функция нацеленая на стимулирование с помощью соответствующего инструментария отдачи персонала и повышение его производительности. Наряду с широко практикуемыми материальными стимулами на первый план выходят более взвешенные концепции поощрения труда - организация рабочего времени, увеличение возможности личного развития, расширение участия в коммуникационном процессе, содействие включению в различные рабочие группы и др.
К функциям управления персоналом можно отнести сокращение персонала. Динамика внешнего окружения и частая реструктуризация заставляют предприятия тщательно дифференцировать инструментами сокращения штатов. Массовые увольнения сегодня рассматриваются в качестве крайней меры, которую стараются по возможности избегать. Более популярны мероприятия по косвенному устранению избытка персонала - отказ от продления временных трудовых соглашений, сокращение практики лизинга, внутрифирменное перемещение кадров. Средством регулирования уровня занятости служат также гибкие формы организации труда.
Следующей функцией является контроллинг. Цель которой заключается в поддержке планирования, управления, контроля и информационного обеспечения всех мероприятий в области кадрового хозяйства. В рамках контроллинга уже разработан ряд дифференцированных систем показателей. Так, в последнее время проводится регистрация неявки персонала на работу для принятия мер по планомерной борьбе с прогулами. Эта же система в других условиях может применяться для улучшения организации рабочего времени, проверки систем стимулирования, переориентации мероприятий по развитию персонала, а также в области внутрифирменных коммуникаций.
Увеличение возможностей сбора данных повышает и риск их обесценивания. Поэтому необходимо более четко выявлять связи между показателями и целями кадрового хозяйства. Особое внимание следует обращать на качественные параметры. Возрастает роль внутрифирменных опросов, которые помогают установить степень удовлетворенности персонала.
В связи с кадровым контроллингом следует учитывать проблему приемлемости и защиты данных. Опасность злоупотребления ими возрастает с повышением сложности контроллинга, а также с увеличением количества людей, имеющих доступ к данным.
Последней функцией управления персоналом является маркетинг. Главная цель этой функции состоит в создании благоприятных предпосылок для повышения привлекательности работодателя на внутрифирменном и внешнем рынках труда. Благодаря маркетингу шансы получить и сохранить квалифицированную и мотивированную рабочую силу значительно повышаются.
Система управления персоналом имеет перспективы развития в кадровом маркетинге так как он занимается вопросами долгосрочного обеспечения предприятия кадровыми ресурсами.
Систематический кадровый маркетинг нуждается в солидной информационной базе. В информационном отношении, а также в плане активных действий он сталкивается примерно с теми же проблемами, что и рассмотренные выше функции. Особенно большую роль в этой сфере играют и будут играть хорошо налаженные коммуникации. Обострение конкуренции особенно актуализирует вопросы развития интернета, который необходим, в частности, для расширения связей между службой рекламы и предприятиями.
В кадровом маркетинге выделяют следующие функции:
Информационное обслуживание является важной функцией кадрового маркетинга. Во внутрифирменной информационной системе могут эффективно использоваться новые средства информации. При этом нужно следить, чтобы персонал не оказался перегруженным ею, так как внутренние сети обеспечивают быстрый обмен данными, причем в больших объемах. Необходимо также адекватное понимание информации партнерами по коммуникации.