Управление товарными запасами на предприятии и пути повышения его эффективности (на примере предприятии ООО «Техно»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 14:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение характеристику запасов, модели управления запасами и ее элементами, связанных с созданием и хранением запасов и основные этапы управления запасами.

В данной работе была поставлена задача, рассмотреть политику управления запасами на конкретном предприятии ООО «Техно», провести анализ, на основе которого сделать выводы об эффективности выбранной политики управления запасами, а также выдвинуть свои предложения по совершенствованию применяемой политики.

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование методов управления товарными запасами предприятия

1.1. Характеристика товарных запасов

1.2. Модели управления запасами и ее элементы

1.3. Оптимизация управления товарными запасами

2. Управление товарными запасами в ООО «Техно»

2.1. Организационно-экономическая характеристика

предприятия ООО «Техно»

2.2. Управление товарными запасами в ООО «Техно»

3. Рекомендации относительно улучшения управления товарными запасами на предприятии ООО «Техно»

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление запасами на .doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

     Предприятием  ООО «Техно» вниманию покупателя представлено более 30 наименований товаров  практически от всех всемирно известных  производителей электроники. Здесь  можно приобрести импортную и отечественную аудио-, видео-, телетехнику, крупную и мелкую бытовую технику, климатическое оборудование, автоаудиотехнику, компьютеры, оргтехнику, фототовары, расходные материалы и аксессуары.

     Основная  доля продаж ООО «Техно» традиционно приходится на две группы продукции: видео- и крупной бытовой техники (КБТ). Доли видеотехники и КБТ составляли по трети всех объемов продаж в 2008 г. Изменение объемов продаж этих видов продукции к 2009 г. произошло за счет увеличения доли продаж, приходящихся на менее дорогую бытовую технику: мелкую  бытовую технику (МБТ) и телефонию. Также за период с 2008 по 2009 года произошел двукратный рост доли продаж вычислительной техники. Таким образом, за период с 2008 по 2009 года наблюдалось изменение спроса потребителей в пользу менее дорогой бытовой техники и компьютеров. В 2009 наблюдался рост доли КБТ в общем объеме продаж  с одновременным снижением доли МБТ и видео. Данный факт можно объяснить ростом покупательской способности населения, связанным с постоянным улучшением экономической ситуации в стране, а также бурным развитием потребительского кредитования, дающего возможность приобретать дорогую технику в кредит.

     В 2009 году продолжила свое развитие тенденция изменения структуры спроса покупателей, связанная с насыщением рынка товарами первой необходимости, заменой существующих товаров на более технологичные и современные, а также смещением спроса в более дорогой сегмент. Изменение структуры спроса происходит во всех торговых направлениях и товарных категориях предприятия.

Таблица 2.1- Технико-экономическая характеристика предприятия          

 ООО  «Техно»

 
   Показатели
 
   2008г.
 
   2009г.
Изменения

   +/-

Темп роста

   %

1.Среднесписочная  численность работников, чел.    23    26    3    113
2.Среднегодовая  стоимость ОФ тыс.руб.    2220    3221    1001    145
3.Среднегодовая  стоимость остатков оборотных  средств тыс.руб.    2189    2456    267    112
4.Выручка  от реализации в сопоставимых  ценах, тыс.руб.    19600    23677    4077    121
5.Расходы на реализацию продукции тыс.руб. 17512 20228 2716      115      
6.Прибыль  от реализации продукции, тыс.руб.  
2088
 
     3449
 
1361
 
     165
7.Затраты  на 1 руб. реализованной продукции  (п.5/п.4)  
0,89
 
     0,85
 
-0,04
 
     96
8. Производительность труда, (п.4/п.1). 852      911      59      107
9.Рентабельность продаж %, (п.6/п.4).      11      15      4      136
 
 

     По  данным таблицы наблюдается улучшение основных показателей предприятия за 2009 год. Выручка от реализации выросла на 4077 тыс. руб. в отчётном периоде по сравнению с прошедшим. Несмотря на увеличение затрат на реализацию продукции в абсолютном выражении на 2716 тыс. руб., их доля в выручке от реализации снизилась на 4%. Также положительным результатом деятельности является увеличение уровня рентабельности продаж на 36% по сравнению с прошедшим периодом. 

2.2 Управление товарными запасами в ООО «Техно» 

     Поставки  через небольшой промежуток времени  незначительными партиями является экономически невыгодными, так как  транспортные расходы и расходы  на таможне значительно превышают  складские расходы. Снабжения происходили раз в квартал, и средние товарные запасы имели постоянную тенденцию к росту. Это обусловлено ростом товарооборота и политикой завоевания сектора рынка, которая предусматривает постоянный поиск новых клиентов, которые в свою очередь нуждаются в наличии значительных товарных запасов для удовлетворения новых непрогнозируемых заказов. Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения товарных запасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности, но важно сохранять баланс между товарооборотом и запасами, чтобы их количества было достаточно для удовлетворения требований клиентов.

     Совокупные  товарные запасы на конец 2009 года возросли , что было следствием увеличения реального товарооборота и выполнение стратегии развития фирмы. В целом товарные запасы выполнили свои главные функции в периоде, который рассматривается, т.е. обеспечили бесперебойный товарооборот в периодах между поставками. 
 

     Однако  следует заметить, что на центральных  складах предприятия приемлемый уровень контроля и эффективности управления товарными запасами, что выражается в ускорении оборачиваемости товарных запасов.

Таблица 2.2 -  Показатели оборачиваемости товарных запасов ООО «Техно» за 2008-2009 г.г. тыс. руб.

 
Наименование  показателя
 
Базисный  период (2008 г.)
 
Отчетный период     (2009 г.)
   Отклонение
Абсолютное

   +/-

относительное,

%

Средние запасы (тыс.руб.)    2189    2456 267 12,19
Однодневный ТО (тыс.руб)    54    66 12 22,22
Время обращения (дни)    40,5    37,2 -3,3 8,15
Скорость  обращения (дни)    8,9    9,6 0,7 7,86
Средний ТО (тыс.руб.)    19600    23677    4077      20,80
 

     Средние товарные запасы не имеют большой  тенденции к возрастанию. Так, в  отчетном периоде (2009г.) их величина составила  2456 тыс.руб., что больше базисного периода (2008г.) на 267 тыс.руб. или на 12,19%. Это обусловлено возрастанием однодневного товарооборота на 22,22%. Время обращения товаров составляет 37,2 дней, а скорость обращения в количестве оборотов за год средних запасов – 9,6 дня. Скорость увеличилась на7,86%. Это связано с тем, что товарные запасы увеличились всего лишь на 12,19% . Каждое предприятие старается ускорить скорость обращения товарных запасов, это влияет на общее состояние и прибыльность деятельности. Анализируемое предприятие хорошо справляется с этой задачей, т.к. запасы не намного увеличиваются, а скорость обращения не снижается.

     Предприятие имеет возможность маневрировать долями в структуре в зависимости от состояния спроса и предложения на рынке, который разрешает страховать риск отвесного падения спроса на одну из товарных групп: условия контрактов разрешают осуществить обмен товаров с поставщиками в случае неблагоприятной ситуации.

     Все товарные группы не нуждаются в особых условиях хранения и имеют значительный срок сохраняемости, которая разрешает  создавать сезонные товарные запасы. В целом ассортимент довольно широкий и охватывает почти все возможные товарные группы, но расширение возможно за счет товаров других торговых марок, которые отличаются от тех, с которыми проводит операции ООО «Техно», ценой и качеством. Структура товарных запасов обеспечивает нормальный уровень товарооборота как в целом так и по отдельным группам, что является результатом плодотворной работы всех подразделов предприятии, также ведутся постоянные расчеты, которые направлены на постоянный поиск оптимальной структуры товарных запасов.

     На  формирование товарных запасов влияет много факторов, но важно выделить именно те, которые осуществляют наибольшее влияние на конкретном предприятии. Эти факторы делятся на внутренние и внешние.

     Внутренними факторами на предприятии есть широта ассортиментов, частота его обновления и объем и структура товарооборота.

Таблица 2.3- Структура товарооборота за 2008- 2009г.г.

     ен№        Товарооборот     за 2008г,

    тыс руб.

Структура товарооборота

    за 2008,   %

Товарооборот      за 2009 

     тыс. руб.

Структура товарооборота

   за 2009, %

     1      Компьютеры   7215,9    36,81  8659,1  36,57
     2      Комплектующие ПК  721,6    3,68  865,9  3,66
     3      Офисная техника  1746,8    8,91  2096,2  8,85
     5      Канцелярия  487,2    2,48  584,6  2,47
     6      Бытовая техника  9428,5    48,12  11471,2  48,45
              Итого  19600    100  23677  100

     Широта  ассортиментов в ООО «Техно» очень большая и достигает 20 наименований товаров. Такая ситуация требует более высокого уровня товарных запасов благодаря необходимости поддерживать нормальный товарооборот. Вышеуказанная широта ассортиментов обусловлена спецификой избранного вида деятельности и определенным уровнем несовместимости продукции разных производителей (не во всех случаях возможно товары одного производителя дополнить товарами другого), и широкой диверсификацией потребительского рынка.

     Объем и структура товарооборота есть одним из важнейших факторов, который  влияет на формирование товарных запасов. Внешними факторами является качество продукции, сезонность и колебания  спроса, уровень наполнения товарного  рынка и сроки хранения товаров.

     Качество  продукции, которой оперирует предприятие, отвечает мировым стандартам и имеет низкий уровень недостатка, но все-таки уровень запаса увеличивается, чтобы иметь возможность удовлетворить жалобы клиентов, не теряя оптимального баланса между товарооборотом и товарными запасами. Качество продукции, которая в свою очередь влияет на цену товара, является особым фактором, который в условиях нестабильной экономической ситуации влияет на замедление скорости обращения товарных запасов в периоды углубления кризиса, который сопровождается значительным падением покупательного спроса. Сезонность и колебания спроса это факторы, которые взыскивают значительный, но не очень заметный (в 2009 году) влияние. Он не очень заметный из-за быстрого роста сектора рынка, который занимает ООО «Техно».

     Уровень наполнения товарного рынка довольно диверсифицирован, некоторые товарные группы, широко представленные по всем потребительским требованиям, некоторые почти отсутствуют. Быстрый обзор конкурентов указывает на олигополистичную направленность этого сектора рынка, где на незначительное количество компаний приходится значительный объем товарооборота.

     Эффективность использования товарных запасов  наблюдается в показателях скорости обращения товарных запасов, уровень рентабельности товарных запасов, объем товарных запасов на единицу товарообороту, рентабельность складских и транспортных затрат и т.п.

     Скорость  обращения средних товарных запасов  имеют небольшую скорость обращения, но это связанно со спецификой товаров. Одной из целей управления товарными запасами есть  максимизация  показателя рентабельности за счет увеличения чистой прибыли или уменьшение средних товарных запасов. Но в стараниях максимизировать уровень рентабельности нужно помнить и о стабильности деятельности предприятия и обеспечение нормального товарооборота и уровня конкурентоспособности на рынке.

     При формировании товарных запасов использовались исключительно собственные средства предприятия. Если заимствование и  имели место, то они были настолько краткосрочными, что не осуществляли значительного влияния на финансовое состояние предприятия. Потери экономической прибыли от неиспользования заемных средств компенсируются высоким уровнем платежеспособности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Рекомендации относительно улучшения управления товарными запасами на предприятии ООО «Техно» 

     Какой бы метод управления запасами не выбрал ООО «Техно», существуют минимальные требования, чтобы данная система просто была управляемой и обеспечила возможность реализовать различные методы планирования запасов. Кроме того, их выполнение, как правило, сразу же непосредственно сказывается на уменьшении стоимости доставки и хранению товара. Эти требования касаются налаживания необходимой логистики операций, а также постановки управленческого учета. В этом плане в предприятии обязательно должны быть решены следующие задачи:

  • уточнены объемные, пространственные и временные параметры запасов, стоимости хранения единицы запаса;
  • налажена система информационного мониторинга за состоянием запасов и непрерывного контроля нормируемых параметров;
  • уточнены реальные стоимости и время выполнения заказов, налажен управленческий учет параметров выполнения заказов и контроль хода их прохождения;
  • разработаны правила определения момента и объема заказа.

     Мониторинг  состояния запасов должен обеспечивать непрерывное сравнение нормативных  параметров с фактическими, т.е. работать как «следящая система». Определение  соответствующих объемных, пространственных и временных параметров запасов  позволит перейти к оптимизации размещения товаров на складе, а, следовательно, к минимизации затрат. А расчет нормативных характеристик запасов (в натуральном выражении) позволит после постановки бюджетирования (формирования бюджетов закупок и хранения) перейти к оптимизации издержек, связанных с формированием и поддержанием запасов.

     Разработка  правил определения момента и  объема заказа, определение приоритетов  при пополнении запасов позволит получить относительно простые способы  регулирования параметров заказа. Другим  важным требованием к системе управления запасами является контроль за ходом выполнения заказов, обеспечивающий обратную связь для принятия персоналом фирмы эффективных решений по закупкам.

Информация о работе Управление товарными запасами на предприятии и пути повышения его эффективности (на примере предприятии ООО «Техно»)