Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:12, лекция
Внутренний маркетинг – маркетинг организации сферы услуг, используемый для эффективной мотивации сотрудников, непосредственно контактирующих с клиентами
Внутренний маркетинг является одним из видов маркетинга, применяемых на предприятиях сферы обслуживания и предполагает применение философии и методов традиционного маркетинга по отношению к персоналу фирмы. Высшее руководство наряду с традиционной внешней стратегией маркетинга, направленной на внешнего потребителя, развивает стратегию внутреннего маркетинга, направленную на внутреннего потребителя, т.е. на персонал фирмы, который оказывает услуги внешним потребителям.
ТЕМА 12
Сущность и особенности
Производство товаров,
идей и услуг следует рассматривать
сегодня как процесс
Внутренний маркетинг – маркетинг организации сферы услуг, используемый для эффективной мотивации сотрудников, непосредственно контактирующих с клиентами
Внутренний маркетинг является одним из видов маркетинга, применяемых на предприятиях сферы обслуживания и предполагает применение философии и методов традиционного маркетинга по отношению к персоналу фирмы. Высшее руководство наряду с традиционной внешней стратегией маркетинга, направленной на внешнего потребителя, развивает стратегию внутреннего маркетинга, направленную на внутреннего потребителя, т.е. на персонал фирмы, который оказывает услуги внешним потребителям.
Внутренний маркетинг - работа по обучению, мотивации и удержанию квалифицированных работников компании, нацеленная на повышение качества обслуживания клиентов.
Внутренний маркетинг – систематическая оптимизация внутрифирменных процессов средствами маркетингового и кадрового менеджмента, ведущую к превращению маркетинга в философию предприятия, благодаря последовательной и одновременной ориентации на клиента и персонал.
Комплекс внутреннего маркетинга описывает стратегию отношений «компания-персонал». К персоналу следует относиться как к специфическим клиентам и обеспечить их специфическим продуктом, который удовлетворял бы их потребности.
Цель внутреннего маркетинга – привлечение, удержание, обучение и мотивация высокопрофессиональных специалистов, умеющих и желающих оказывать качественные услуги внешним клиентам.
Каждый работник должен быть приобщен к маркетинговой деятельности. При этом создаются такие рабочие условия, которые удовлетворяли бы нужды персонала, рабочее место, его окружение, совокупность услуг, получаемых во время работы, представляют собой те выгоды, которые приобретает работник в течение рабочей жизни.
Персонал фирмы
Следует принимать во внимание, что в сфере обслуживания все сотрудники выполняют большую часть функции маркетинга. Индустрия сервиса уникальна в том, что служащие составляют часть продукта (услуги). Служащие должны с энтузиазмом относиться к своей компании и услугам, которые они продают. Иначе будет невозможно заинтересовать клиентов в приобретении услуги. Мероприятия внешнего маркетинга приводят клиентов на предприятие сферы услуг, а мероприятия внутреннего маркетинга направлены на то, чтобы подтвердить потребительскую ценность услуги и полностью удовлетворить клиента и сделать его своим постоянным клиентом.
Философия внутреннего маркетинга достаточно проста. Через эффективное удовлетворение нужд персонала, находящегося в контакте с потребителями, фирма увеличивает свои возможности эффективно удовлетворять, а значит и удерживать внешних потребителей, что является гарантом долгосрочной выживаемости фирмы на рынке. Концепция внутреннего маркетинга состоит в том, что служащие фирмы должны быть наилучшим образом мотивированы на осмысленное обслуживание и выполнение работы, ориентированной на клиента.
Всю совокупность предложений компании персоналу можно определить как перечень мотивирующих факторов и факторов, обеспечивающих саму возможность осуществления услуги.
Совокупность факторов,
определяющих предложения компании персоналу
Факторы, определяющие различные аспекты мотивации |
Факторы, обеспечивающие
возможность успешного |
ПРОДУКТ КОМПЛЕКСА ВНУТРЕННЕГО МАРКЕТИНГА | |
|
|
Источник: Киреев И. Содержание отдельных составляющих маркетингового комплекса компаний, работающих в сфере услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. № 3.
Маркетинговое отношение к персоналу фирмы в сфере услуг обусловливается несколькими причинами:
Отношение потребителей услуг к компании во многом зависит от настроения персонала. Необходимо разрабатывать системы поддержки и вознаграждения персонала и проверять степень удовлетворенности сотрудников работой. Предприятия сферы услуг могут сохранить клиентов, идя навстречу их потребностям и поощряя служащих, которые делают для предприятия больше, чем положено.
Внутренний маркетинг как процесс включает в себя следующие моменты:
Первое.
Организационная культура фирмы должна поддерживать обслуживание клиента.
Организационная культура - система ценностей и убеждений, которая дает членам организации понимание ее задач и обеспечивает их правилами поведения в ней. Культура определяет поведение служащих - они знают, как действовать и что ожидают от них. Служащие должны знать, как вести себя и как поступить в каждом конкретном случае. Работа каждого сотрудника направлена на то, чтобы как можно лучше обслужить клиента.
Формирование концепции и организационной культуры предприятия - это длительный и сложный процесс. Для начала необходимо ответить на ряд базовых вопросов:
Многие компании представляют собой «морально устойчивые предприятия, руководимые мужчинами и женщинами с безупречной репутацией». Ниже представлены рекомендуемые правила делового поведения персонала в компании IBM. Такие правила стали за рубежом неотъемлемой составляющей организационной культуры корпорации.
Источник: Диксон П. Управление маркетингом. - М.:ЗАО Издательство БИНОМ, 1998. - 560 с.
Важнейшими элементами корпоративной культуры являются:
Организационная структура компании, ориентированной на обслуживание клиентов, отличается от обычной организационной структуры (рис. 12.1). Конечный результат такой организации - полный фокус на нуждах потребителей.
Главный
управляющий
Менеджмент
среднего уровня
Менеджмент передней
линии
Занятые передней линии
ПОТРЕБИТЕЛИ
Рис. 12.1. Традиционная (слева) и ориентированная на обслуживание клиентов (справа) организационная структура.
Источник: Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М.: ЮНИТИ, 1998.
Внутренний маркетинг основан на рыночном механизме распределения ресурсов (информационных, финансовых, материальных и др.), обеспечивающем реализацию внешнего маркетинга. Каждый занятый должен получить конкурентоспособный на рынке занятости пакет предложений (фронт работ) с системой компенсации, технологические условия труда, коммуникации, возможности роста и развития.
В связи с изменением ориентации организации меняются и функции, которые осуществляются персоналом. В табл. 12.2 сравниваются группы функций для менеджера ресторана.
Таблица 12.2
Сравнение традиционных функций менеджера ресторана и функций, выработанных согласно концепции внутреннего маркетинга
Традиционные функции |
Измененные функции |
смену:
рительных заказов по столам;
там;
уборки помещения;
материалами;
перед началом смены;
радивых и провинившихся;
вой системе. |
выручки ресторана и бара:
качестве метрдотеля;
там;
широкого потребителя. |
менеджеров:
тельные работы;
рекламы. |
«среднего чека» на гостя:
мента бара и кухни;
блюд, вин и напитков;
демонстрационных станциях. |
(«головная боль»).
по вывозу мусора, телефонными узлами и т.д.
|
заведения:
персонала в кадровый резерв;
сонала;
этики. |
обеспечение проектов:
служб и подразделений. | |
в соответствии с их вкусами и платежеспо- собностью;
клиентов;
|
Информация о работе Внутренний маркетинг на предприятиях сферы услуг