Женщина- руководитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: охарактеризовать особенности управленческого труда женщин.
Задачи исследования:
1. изучить особенности управленческого труда и требования, предъявляемые к управленческим работникам;
2. рассмотреть конкурентоспособность менеджеров-женщин;
3. охарактеризовать особенности «женского» стиля руководства;
4.изучить пути ускорения адаптации и проблемы продвижения женщин-менеджеров;
5. провести оценку стиля руководства , организаторских и коммуникативных способностей руководителя организации ИП Теплухина В.А.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности управленческого труда женщин…………………………..5
1.1. Особенности управленческого труда и требования, предъявляемые к управленческим работникам…………………………………………………….….5
1.2. Конкурентоспособность менеджеров-женщин…………………………….....7
1.3. Особенности «женского» стиля руководства……………………………...…9
1.4. Пути ускорения адаптации и продвижения……………………………….....12
1.5. Проблемы развития карьеры женщин-менеджеров…………………………14
Глава 2. Особенности управления женщины –руководителя в ИП Теплухина В.А. ………………………………………………………………………………….19
2.1. Характеристика деятельности ИП Теплухина В.А. ………………………...19
2.2. Оценка стиля руководства в организации ……………………………….…21
2.3. Исследование организаторских и коммуникативных способностей руководителя ……………………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список литературы ………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Женщина - руководитель ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ КУРСОВАЯ.doc

— 238.50 Кб (Скачать документ)

    Стиль генерального директора  Теплухиной В.А. (15, 5) ориентирован  больше на результаты, чем на людей. Как  кажется, для руководителя производства, возможно, нужно больше ориентироваться на людей. Данный стиль руководства также более склонен к авторитарному.

Стиль руководства реализуется  непосредственно через комплекс методов.

Методы управления персоналом - это способы осуществления      управленческих воздействий на персонал для достижения целей управления организацией.

На  анализируемом предприятии   имеют место такие  методы  управления персоналом  как: административные, экономические и социально-психологические методы управления.  

Среди  основных административных  способов административного воздействия применяются: организационные, распорядительные, дисциплинарная, административная  и материальная ответственность и взыскания. Эти методы управления являются мощным рычагом достижения поставленных целей в случаях, когда нужно подчинить коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальным условием их эффективности является высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления.

Среди экономических  методов на данном предприятии применяется: плановое ведение хозяйства , хозяйственный  расчет , оплата труда , рыночное ценообразование.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Основные элементы, применяемые  на данном предприятии это: социологические  методы исследования, партнерство, общение, переговоры , конфликт 12.

Психологические методы обращены  к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.

Классификация элементов применяемых  на ИП Теплухина В.А.  выглядит следующим образом:  психологическое планирование, типы личности, темперамент, черты характера, интеллектуальные способности, способы психологического воздействия, чувства, эмоции и стрессы.

 

2.3. Исследование организаторских и коммуникативных способностей руководителя

 

В данной работе проводится исследование специальных способностей, а именно – организаторских и  коммуникативных – проводилось  по следующей программе:

1) непосредственно изучение  с помощью методов психодиагностики  коммуникативных способностей испытуемых:

а) исследование организаторских  способностей (способности быть лидером)

б) исследование коммуникативных  способностей

2) исследование эффективности  руководства

Цель работы – именно выявление с помощью методов  психодиагностики взаимосвязи между уровнями развитости специальных способностей и эффективностью работы в сфере управления.

На первом этапе работы был использован тест – опросник на выявление лидерских качеств  личности, имеющийся в работе Р.С.Немова.13

В приложении 2 приведены ключевые ответы, по которым можно судить о том, насколько развиты качества, присущие лидеру. Если выбран вариант ответа, отмеченный в левой колонке, то получен 1 балл, а если в правой  - то 0 баллов. Максимальная сумма баллов равна 50.

На втором этапе работы использовался тест «Общительный ли вы человек?», также имеющийся в работе Р.С.Немова

В приложении 3 дан ключ к ответам. После расшифровки получается сумма, по которой определяется степень развитости общительности.

От 233 до 310 баллов – общительность сильно развита

От 78 до 232 – общительность  развита средне

От 0 до 77 – общительность  мало развита

На третьем этапе  использован тест «Эффективность руководства», предложенный «Энциклопедией психологических тестов» (Л.Москвина).

Испытуемому предлагается сорок вопросов, определяющих сущность и эффективность руководства, например:

1. Стремитесь ли Вы  к использованию в работе новейших  достижений в своей профессиональной  области?

Все сорок вопросов предполагают ответ «да». Хороший управленческий потенциал характеризуют больше 33 – х ответов «да»

Подсчитывается количество ответов «да» и «нет».

40 баллов – результат  идеального, наивысшего управленческого  потенциала.

Результаты исследования показали, что генеральный  директор Теплухина В.А.  характеризуется высокими показателями развитости организаторских способностей (50 баллов).

Теплухина В.А.  характеризуется высокоразвитыми коммуникативными способностями (310 баллов) и высокой самооценкой эффективности руководства ( 40 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Заключение

 

          Менеджеры-женщины достигают успехов  а благодаря использованию своих  способностей, реализации присущих  только женщине черт и особенностей - качеств, которые, как показали  результаты нашего исследования, могут в современных условиях обеспечить конкурентное преимущество:  высокий образовательный потенциал, историческая склонность женщин к воспитательному поведению, «женская интуиция», масштабность мышления, большая организованность, целеустремленность и последовательность, коммуникабельность, трудолюбие, «взятие на себя ответственности», гибкость и дипломатичность в сочетании с настойчивостью

         Руководители-женщины отличаются большей демократичностью, готовностью к сотрудничеству и коллегиальному принятию решений при умелом делегировании полномочий и отказе от мелочной опеки подчиненных.

         «Женский» стиль руководства  выступает как сочетание неоднородных  качеств: доброта и строгость,  женственность и деловитость,  спокойствие и требовательность, мягкость и воля. Женщина может не соперничать с мужчинами за звание лучшего руководителя, но имеет ряд следующих особенностей, реализация которых может существенно помочь в достижении профессионального успеха. Особое внимание руководители-женщины уделяют морально-психологическому климату в коллективе: активно стараются создать благоприятную атмосферу взаимодействия со всеми подчиненными - поощряют их участие в делах, делятся властью и информацией, повышают их подчиненных,  стимулируя  полное раскрытие  способностей  на рабочем месте. Менеджерам-женщинам присуща склонность к наставлениям, поучениям и назиданиям.

         Особое качество руководителей-женщин - эмоциональность. Они принимают всё «близко к сердцу», в том числе и работу, и достаточно долгий период времени остаются во власти переживаний.

          В условиях риска руководители-женщины  выбирают более осторожные стратегии  принятия решений и настроены на постепенные преобразования без ориентации на моментальный прорыв, что делает их действия весьма эффективными в ситуации неопределенности.

        Таким образом, становление руководителя-женщины напоминает подъем на высокую вершину: чем дальше она двигается, тем больше ощущает потребность в специальной подготовке и поддержке коллег.

        Успехи женщины в карьере изменяют  психологический микроклимат семьи, поскольку возрастает ее авторитет,  как матери и жены. В связи с этим возникают предпосылки для изменения мужем самооценки себя как мужчины, с которым связана судьба преуспевающей женщины; происходит изменение взгляда и на распределение семейных обязанностей.

Главной фигурой в фирме  ИП Теплухина В.А.  является генеральный директор Теплухина Валентина Александровна. Либерально-автократического коэффициента (ЛАК), который основан на выделении поведенческих черт руководителя составляет – 1. Генеральный директор  больше склонна  к автократическому и демократическому стилю управления, но так как автократических черт у него больше чем демократических, то можно сделать вывод о склонности его к первому стилю.

Результаты исследования показали, что генеральный  директор Теплухина  В.А.  характеризуется высокими показателями развитости организаторских способностей (50 баллов).

Теплухина  В.А.  характеризуется  высокоразвитыми коммуникативными способностями (310 баллов) и высокой самооценкой  эффективности руководства ( 40 баллов)

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Список литературы

 

1.Вудкок М. Раскрепощённый менеджмент – М., 1991

2.Зайцев Г.Г., Чекрасская Г.В. Управление деловой карьерой – М.: Академия,2007

3.Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом – Москва: Зерцало, 1999

4.Литвинов И.П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации – Москва, 1997

5.Маслоу А. Мотивация и личность-СПб: Евразия, 2002

6.Практикум по психологии професcиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Никофорова Г.С., Дмитриевой М.А. – СПб., 2001

7.Самарцева О., Фомина Т. особенности женского менеджмента // Российское предпринимательство : стратегия, власть, менеджмент – М.: ИС РАН, 2000

8.Социально- психологические резервы повышения эффективности деятельности трудового коллектива – М.: ИПАН, 1989

9.Резник С.Д., Макарова С.Н. Гендерные особенности карьерного роста // Эко- 2006.- № 3

10.Турецкая Г. Женщина и работа. Совмещение работы и семьи различными категориями работающих женщин // Социс.- 2001.- № 1,с . 164

11.Турецкая Г. Социально- психологические типы деловой активности женщин- М.: Институт психологии РАН, 1999

12. Управление организацией /Под. ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина.  – М.: ИНФРА-М, 1999

13.Чирикова А.Е. Женщина и мужчина как топ- менеджеры российских компаний // Социс.- 2003.- № 1,с.75-76

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   Приложение 2

           Ключ к методике выявления  лидерских качеств личности

 

Номера

вопросов

Варианты

Ответов

Варианты

ответов

Номера

вопросов

Варианты

ответов

Варианты

ответов

1

А

Б

26

А

Б

2

А

Б

27

А

Б

3

Б

А

28

Б

А

4

А

Б

29

Б

А

5

А

Б

30

Б

А

6

Б

А

31

Б

А

7

А

Б

32

А

Б

8

Б

А

33

Б

А

9

Б

А

34

А

Б

10

А

Б

35

Б

А

11

А

Б

36

Б

А

12

А

Б

37

А

Б

13

Б

А

38

Б

А

14

Б

А

39

А

Б

15

А

Б

40

Б

А

16

Б

А

41

А

Б

17

Б

А

42

А

Б

18

Б

А

43

А

Б

19

Б

А

44

А

Б

20

А

Б

45

Б

А

21

А

Б

46

А

Б

22

Б

А

47

Б

А

23

А

Б

48

А

Б

24

А

Б

49

Б

А

25

Б

А

50

Б

А

Информация о работе Женщина- руководитель