Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 14:23, контрольная работа
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – время с момента выхода товара на рынок (иногда с момента разработки товара) до ухода с рынка. В международном стандарте ИСО-904 называется «петля качества».
ЖЦТ может быть равен нулю, если пробные продажи неудачны, или бесконечности (на продукты питания). Маркетинг ЖЦТ учитывает объективное противоречие: в условиях, когда производитель заинтересован в удлинении ЖЦТ, замену товара стимулируют только внешние факторы: конкуренция, изменения моды и др. Только они являются двигателями товарного обновления.
Жизненный цикл товара
Характеристика товара и ее особенности
Цели службы ФОССТИС
Составить радиорекламу
Практическое задание
Литература
|
3 8 12 15 16 18 |
Жизненный цикл товара (ЖЦТ) – время с момента выхода товара на рынок (иногда с момента разработки товара) до ухода с рынка. В международном стандарте ИСО-904 называется «петля качества».
ЖЦТ может быть равен нулю, если пробные продажи неудачны, или бесконечности (на продукты питания). Маркетинг ЖЦТ учитывает объективное противоречие: в условиях, когда производитель заинтересован в удлинении ЖЦТ, замену товара стимулируют только внешние факторы: конкуренция, изменения моды и др. Только они являются двигателями товарного обновления.
Основные критерии выделения стадий ЖЦТ:
С учетом этих критериев выделяют следующие этапы жизненного цикла товара:
1. Внедрение – период медленного увеличения объема продаж. Товар только поступает на рынок и завоевывает покупателей. Прибыль отсутствует в связи с большими затратами.
2. Рост – период
быстрого признания товара
3. Зрелость – период
замедления темпов роста
4. Спад – период снижения объемов продаж и уменьшения прибыли.
Самый длинный жизненный цикл имеют, как правило, товарные категории. Многие товарные категории остаются в стадии зрелости на неопределенное время. В настоящее время некоторые товарные категории вступили в стадию спада (газеты), а другие находятся в стадии роста (персональные компьютеры).
Торговая марка может иметь как продолжительный, так и короткий жизненный цикл. Некоторые марки исчезают, не успев выйти на рынок, другие – присваивают новому товару для продления жизненного цикла марки (торговая марка стирального порошка «Тайд» появилась в середине 40-х годов ХХ века и существует до сих пор).
Традиционные кривые жизненного цикла характерны, как правило, для товаров и товарных разновидностей (механические печатные машинки, виниловые звуковые диски).
Можно выделить некоторые разновидности кривых ЖЦТ, например:
1. Кривая «рост –
резкое падение – зрелость»
- характерна для бытовых
2. Кривая с повторным
циклом – характерна для
3. «Гребешковая» кривая
обусловливается открытием
Стратегии маркетинга на различных этапах ЖЦТ напоминают наступательные военные действия:
1. На этапе внедрения задачей для фирмы является глубокое проникновение на рынок. Можно задать как очень высокий, так и очень низкий уровень каждой из маркетинговых переменных (цены, продвижения, распределения, качества товара). Учитывая только цену и продвижение, возможны четыре альтернативные стратегии:
2. На этапе роста задачей для фирмы является укрепление существенного положения и расширение своего плацдарма. Возможны следующие стратегии:
3. На этапе зрелости основной задачей является получение максимально возможной прибыли от продаж и защита доли рынка. Возможные стратегии:
Эти стратегии могут базироваться на модификации рынка (увеличение числа покупателей товара), на модификации продукта (изменение качества и внешнего оформления товара), на модификации комплекса маркетинга (цены, распределения и продвижения).
Для ряда специфических товаров может быть использована стратегия «убить товар на стадии зрелости» с целью сохранения своего рынка для своего нового товара (например, зубная паста).
4. На этапе спада задача – минимизировать издержки. «Стареющий» товар должен быть либо выведен с рынка или оставлен, если он хотя бы покрывает издержки производства или способствует увеличению объема продаж других товаров. Возможные стратегии:
Этапы ЖЦТ | ||||||||
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
Спад | |||||
Характеристики | ||||||||
Объем продаж |
Небольшой |
Быстрорастущий |
Достигает пика |
Уменьшающийся | ||||
Издержки (в расчете на одного потребителя) |
Большие |
Средние |
Низкие |
Низкие | ||||
Прибыль |
Отсутствует |
Растущая |
Высокая |
Уменьшающаяся | ||||
Потребители |
Любители нового |
Первые, признавшие товар |
Массовый рынок |
Инертные | ||||
Число конкурентов |
Незначительное |
Постоянно растущее |
Стабильное, начинающее уменьшаться |
Убывающее | ||||
Этапы ЖЦТ | ||||||||
Внедрение |
Рост |
Зрелость |
Спад | |||||
Цели маркетинга | ||||||||
Информирование потребителей о товаре |
Максимизация доли рынка |
Максимизация прибыли и защита доли рынка |
Уменьшение расходов и поддерживание уровня сбыта | |||||
Стратегии | ||||||||
Товар |
Предложение основного товара |
Предложение расширенного семейства продуктов, услуг |
Диверсифика-ция марок и моделей |
Исключение «слабых» | ||||
Цена |
Стоимость плюс наценка |
Цена с целью проникновения на рынок |
Цена, соответ-ствующая ценам конкурентов |
Сниженная | ||||
Распределение |
Выборочное |
Интенсивное |
Более интенсивное |
Избирательное закрытие убыточных торговых точек | ||||
Реклама |
Создание осведомленности о товаре среди первых покупателей и дилеров |
Создание осведом-ленности о товаре на массовом рынке |
Акцент на особенностях марок и их преимуществах |
Уменьшение интенсивности до необходимого уровня, чтобы удержать ярых приверженцев | ||||
Стимулирова-ние сбыта |
Усиление сти-мулирования |
Умеренное с целью восполь-зоваться пре-имуществом высокого потребитель-ского спроса |
Усиленное, для создания привержен-ности маркам |
Уменьшение до минимального уровня |
Товар – предмет или действие, обладающие полезными свойствами и предназначенные для продажи.
Рыночное предложение товара включает пять уровней:
1. Товар как ключевая ценность, т.е. основная услуга или потребность, которую приобретает покупатель.
2. Основной товар –
конкретное воплощение
3. Ожидаемый товар
– набор характеристик,
4. Улучшенный товар
– отвечает потребностям сверх
привычных пожеланий
5. Потенциальный товар
– усовершенствованный товар
на основе изучения
Существует 7 уровней товарной иерархии от самых общих (потребности) до самых конкретных (товары):
1. Семейство потребностей
–ключевая потребность,
2. Семейство товаров
– все классы товаров,
3. Класс товаров –
группа товаров в рамках
4. Товарная линия (
5. Тип товаров –
группа товаров в рамках
6. Торговая марка –
название, ассоциируемое с одним
или более товаров из данной
товарной линии, применяемая
7. Товарная единица – отдельное изделие в рамках товарной марки или товарной линии, характеризующейся определенными свойствами, определенной ценой («Чудо-йогурт» сливочный, черничный).
Товары классифицируются на:
Потребительские товары – товары, купленные конечными потребителями для личного (семейного) пользования.
Критерий классификации |
Тип товара |
По иерархии потребностей |
- первой необходимости - тщательного выбора - престижные |
По времени потребления |
- длительного пользования - краткосрочного пользования - немедленного потребления |
По характеру спроса |
- повседневного спроса - особого (уникального, - постоянного спроса - пассивного спроса |
По товарному поведению |
- лидеры (новинки) - локомотивы - тактические - зазывные |
По товарной специализации |
- продовольственные - непродовольственные - услуги |
По степени новизны |
- принципиально новые - кардинально - модифицированный - рыночной новизны - новой сферы применения |
Þ Товары повседневного спроса
Поведение покупателя |
В момент покупки обычное |
Товары |
|
Þ Товары пассивного спроса