Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:57, реферат
Целью работы является выявление областей, где существуют проблемы и новые возможности и по разработке плана повышения эффективности маркетинговой деятельности на предприятии.
Задачи, выдвинутые при выполнении работы:
1. Рассмотреть сущность и понятие аудита маркетинговой деятельности;
2. Рассмотреть основные этапы аудита маркетинговой деятельности;
3. Проанализировать методы маркетингового аудита.
Введение ..................................................................................................................3
1 Сущность и понятие аудита маркетинговой деятельности.............................6
2 Подходы к проведению аудита маркетинговой деятельности......................13
3 Значение маркетингового аудита для предприятия.......................................21
Заключение.............................................................................................................26
Список используемой литературы...........
Для того чтобы двигаться к своей цели (а у каждого предприятия собственная жизнь и собственные цели), необходимо определить, какие мы и что можем, выбрать направление и способ движения.
В выводе по прочтению данной главы нужно отметить, что придерживаться можно разных точек зрения по выбору проведения маркетингового аудита, но если смотреть глубже, то выгоднее будет выбрать модель предложенную Зайцевой Т.Ю., т.к. компании и экономика страны находится сейчас в атмосфере экономического кризиса. Но нельзя отрицать и то, что классическая пятифазная модель, описаня Голубков Е.П будет выбрана правильно, выбор нужно делать исходя из индивидуальных особенностей компании.
3 Значение маркетингового аудита для предприятия
Структура аудита маркетинга должна быть взаимосвязана с системой управления маркетингом предприятия. Процесс управления в маркетингово-ориентированной компании, обычно, можно разделить на четыре этапа. Каждый этап логически взаимосвязан с другими, и представляет из себя систему, комплекс мероприятий, по достижению генеральной цели, поставленной перед менеджментом компании. Соответственно, при формировании действий на операционном уровне, необходимо учитывать стратегические инициативы, разработанные для верхних уровней, все это представляет из себя комплекс действий, направленных на разработку стратегических решений предприятия.
Корпоративная стратегия. На
первом этапе рассматривается
Конкурентная стратегия. На втором этапе рассматривается стратегический аспект. На данном этапе цели маркетинговые и берутся на рассмотрение конкурентные стратегии. Стратегический аспект.
Функциональная стратегия маркетинга. На третьем этапе происходит рассмотрение подразделений компании. Цель – распределение ресурсов подразделений, поиск эффективного поведения функционального подразделения в рамках общей стратегии. Функциональный аспект – формирование области маркетинговой деятельности.
Операционная стратегия маркетинга. На четвертом этапе происходит рассмотрение уровня подразделений. Цель – формирование комплекса маркетинговых инструментов в рамках конкретной программы, распределение ресурсов между инструментами, эффективное функционирование каждого инструмента в рамках общей стратегии фирмы. Операционный аспект.
Каждый из уровней управления
маркетингом может быть проинспектирован
с помощью методов и
Корпоративная стратегия включает в себя анализ и исследование потенциала.
Конкурентная (деловая) стратегия включает в себя анализ конкурентных преимуществ, стратегические матрицы, портфельный анализ.
Функциональная стратегия маркетинга включает в себя маркетинговый анализ.
Операционная стратегия маркетинга включает в себя исследование МИС и внутреннюю и внешнюю аналитику.
По мнению мэтров маркетинга, проектная форма проведения маркетингового аудита считается наиболее эффективной, что обусловлено наличием четко обозначенных целей, времени исполнения и бюджета. Комплексность маркетингового аудита подразумевает охват всех областей деятельности предприятия с единой точки зрения — маркетингового подхода к организации работы предприятия.
Рассмотрев структуру аудита маркетинга и основные инструменты, используемые для проведения исследований и разработки стратегических решений на каждом из уровней управления маркетингово-ориентированного предприятия, можно сделать вывод о том, что доступных источников, в которых рассматриваются технологии проведения аудита маркетинга предприятия, не существует. Как в западной, так и российской литературе приводятся лишь критерии аудита маркетинга. Практические исследования в этой области проводят, в основном, консалтинговые агентства, разработанная ими технология является их интеллектуальной собственностью, и не публикуется.
Таким образом, сделать вывод
о том, каким должен быть аудит
маркетинговой сейчас не представляется
возможным. В литературе и других
научных исследованиях освещены
отдельные участки
С точки зрения маркетологов, под маркетинговым аудитом следует понимать процесс диагностики и оптимизации маркетинговой политики, с целью совершенствования работы системы маркетинга предприятия, ориентированного на рынок. Предметом изучения аудита выступают все элементы маркетинга, которые можно сгруппировать в соответствии с известными функциями: аналитической, управленческой, производственной и сбытовой.
Маркетологами была разработана классификация видов аудита маркетинга. Одним из её параметров является градация инициатив в области маркетинга в разрезе маркетинговых функций, учитывая специфику формирования стратегических и тактических инициатив. Другим параметром формирования категорий выступает уровень управления маркетингом (стратегический и тактический).
Необходимо отметить, что
проведение каждого вида аудита маркетинга
может быть ограничено временным
лагом: экспертиза существующего состояния
системы маркетинга занимает от 1 недели
до 2 месяцев; разработка стратегий
— от 2 недель до 6 месяцев; разработка
тактик в области маркетинг-
В настоящее время происходит
развитие и глобализация экономики.
Наступивший мировой кризис, это
хорошая проверка качества менеджмента
российских предпринимателей, способности
быстро реагировать на возникшую
ситуацию и принятие верных стратегических
решений. Разработку любого стратегического
или операционного решения
Сейчас многие специалисты задаются вопросом: каким образом можно повысить конкурентоспособность предприятия? С помощью какого инструмента можно сформировать, удержать и контролировать конкурентное преимущество предприятия?
Сегодня качество управления предприятием напрямую зависит от исследований, проведенных маркетологами и аналитиками. Комплекс маркетинговых исследований, или комплексный аудит (ревизия) маркетинга позволяет проанализировать текущее состояние основных (реперных) точек положения предприятия на рынке, а также разработать наиболее эффективные решения в области маркетинга и менеджмента. Сегодня производственные программы большинства российских предприятий, как правило, формируются без комплексной оценки перспективы развития рынка и ресурсов компании, при этом отсутствует научная постановка решения проблем выработки и обоснования стратегических решений. Это приводит к тому, что российские предприятия не могут сформировать, адекватную ситуации, стратегию поведения на рынке, и к общему дисбалансу работы предприятия, что в свою очередь, приводит к потере ресурсов компании.
В условиях растущей конкуренции
со стороны иностранных
Рассмотрев статьи Шкардуна В.Д. и научный труд Ламбена ж.Ж. можно прийти к выводу, что маркетинговый аудит позволяет охватить не отдельные уровни управления маркетингом, а маркетинг как целую систему. Согласно мнению Ламбена, аудит маркетинговой деятельности способен повлиять на многочисленные решения связанные со стратегиями, концепциями и принципом управления.
Заключение
В курсовой работе была рассмотрена
теоретическая база аудита маркетинга,
его основная модель и роль в управлении
маркетингом, в результате чего, можно
сделать вывод, что в современных
развивающихся рыночных отношениях,
аудит маркетинговой
В заключение необходимо отметить, как не существует универсального лекарства от всех болезней, так в бизнесе не существует универсального средства достижения успеха. Успех скопировать невозможно, потому что каждая компания уникальна, у каждой компании свои преимущества, недостатки, цели и возможности, в конце концов — кадры. Но аудит маркетинговой деятельности, единожды проведенный на предприятии, позволяет проанализировать всю работу управления маркетингом, выделить системообразующие факторы повышения эффективности работы структуры маркетинга. Аудит маркетинга, проведенный в преддверье кризиса, позволяет выявить существующие резервы и «узкие места» предприятия, и сформировать решения, направленные на стабилизацию его работы в условиях нестабильной экономики. Таким образом, выводы и предложения, сформированные в процессе проведения маркетингового аудита, позволяют сформировать оптимальный план выхода из кризиса, и обеспечить оперативность реагирования на возникшую кризисную ситуацию.
Отсюда следует, что маркетинговый
аудит – это систематическое
всестороннее изучение деятельности,
среды, целей и стратегий компании
для выявления проблем и
Маркетинговый аудит позволяет выяснить, действительно ли фирма использует лучшие из имеющихся у нее возможностей и сколь эффективно она это делает.
Формирование технологии
проведения маркетингового аудита, его
использование на других предприятиях
РФ для оценки и формирования стратегических
решений предприятия, позволит существенно
ускорить и качественно повысить
эффективность принимаемых
Список использованной литературы
1. Глазов М.М.,
Фирова И.П. Маркетинг
2. Гончарук
В.А. Маркетинговое
3. Березин И.С. Маркетинговый анализ: принципы и практика, российский опыт. – М.: Эксмо, 2007 г. - 400 стр.
4. Голубков
Е.П. Маркетинговые
5. Дженстер Пер, Хасси Дэвид. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2004 - 368 стр.
6. Зайцева Т.Ю ««Критические точки» аудита маркетинга предприятия»// Журнал «Маркетинг в России и за рубежом”, №1, 2010. – 48 – 68 стр.
7. Котлер Филлип Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук.— СПб.: Питер, 2006. — 464 с: ил
8. Ламбен Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг. – СПб: Питер, 2005 г. - 800 стр.
9. Маркова В. Д. Маркетинг, Менеджмент.: Омега-Л – 2008. - 204 стр.
10. Матюшина Т.В. «О типичных ошибках в управлении маркетингом и необходимости проведения аудита маркетинга предприятия» // журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования», № 5, 2004. – 14 – 23стр.
11. Соловьев Б. А. Маркетинг: Учебник — М. Инфра-М, 2006. – 464 стр.
12. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 928 с.
13. Уилсон О. Аудит маркетинга – М.: Баланс-клуб, 2003 г. - 368 стр.
14. Ф. Котлер, Г. Арметронг, Д. Сондерс, В. Вонг "Основы маркетинга" – М.: издательский дом Вильямс, 2007 г. - 1200 стр.
15. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования. – СПб: Питер, 2007. - 704стр.
16. Шкардун В.Д. "Исполнители маркетингового аудита" // журнал "Маркетинг и маркетинговые исследования" - №2, 2003. - 13 – 22 стр.
Информация о работе Значение маркетингового аудита для предприятия