Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является комплексное исследование методики горизонтального и вертикального анализа отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические и методические основы горизонтального и вертикального анализа отчетности организации;
-провести анализ отчетности ОАО «НЭТА»
-сформулировать общие выводы по результатам анализа и на их основании дать рекомендации по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………6
. Понятие финансовых результатов………………………………………6
.Задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия…………………………………10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………14
2.1. Краткая характеристика деятельности ОАО «НЭТА»………………..14
2.2. Анализ состава и структуры статей актива баланса…………………...16
2.3. Анализ состава и структуры статей пассива баланса………………….19
2.3. Анализ прочих показателей финансовой устойчивости организации.23
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………32
3.1. Зарубежный опыт анализа финансовых результатов предприятия…..32
3.2. Рекомендации по улучшению финансовых результатов деятельности ОАО «НЭТА»……………………………………………………………………..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая эконом.анализ.docx

— 253.14 Кб (Скачать документ)

     В качестве источников анализа используют помимо плановой и нормативной информации данные бухгалтерского учета о фактических  объемах продаж, отпускных ценах  на изделия и работы, о переменных затратах на единицу продукции (работ, услуг), о постоянных затратах, связанных  с управлением и обслуживанием  производства, в целом по организации  или по ее структурным подразделениям.

          Представляется необходимым сделать ряд предложений по улучшению финансовых результатов деятельности предприятия, которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:

     - стремиться увеличить объем сбыта  продукции, что повысит ее конкурентоспособность, проводить эффективную ассортиментную политику, совершенствовать маркетинговую деятельность и т.п.;

     - рассмотреть и устранить причины  возникновения перерасхода финансовых  ресурсов на управленческие и  коммерческие расходы;

     - совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных  рекламных мероприятий;

     - повышать квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности  труда;

     - разработать и ввести эффективную  систему материального стимулирования персонала;

     - разработать и осуществить мероприятия,  направленные на улучшение морального  климата в коллективе, что в  конечном итоге отразиться на  повышении производительности труда;

     - осуществлять постоянный контроль  за условиями хранения и транспортировки  готовой продукции;

     - осуществлять эффективную ценовую  политику, дифференцированную по  отношению к отдельным категориям  покупателей, которая будет обеспечивать  оптимальное сочетание отпускных  цен и объем продаж и способствовать  росту объема продаж и прибыли.

     Рентабельность  активов (экономическая рентабельность), характеризующая эффективность  использования всего имущества  организации может повышаться при  неизменной рентабельности продаж и  росте объема реализации, опережающем  увеличении стоимости активов, т.е. ускорении оборачиваемости активов (ресурсоотдачи). И наоборот, при  неизменной ресурсоотдаче рентабельность активов может расти и за счет роста бухгалтерской (до налогообложения) рентабельности [21, с.112].

     Таким образом, реализация рассмотренного комплекса  мероприятий, организация на предприятии  службы финансового менеджмента, а  также системный подход к управлению финансовыми результатами, позволят повысить эффективность деятельности предприятия, укрепят его позиции  на рынке.

     В ходе анализа финансового положения  организации оценивается финансовый риск. Возрастание финансового риска  характеризуется повышением финансового  рычага.

     Рычаг (леверидж) - финансовый механизм управления формированием прибыли, основанный на обеспечении необходимого соотношения  отдельных видов капитала или  отдельных видов затрат. Различают:

     - финансовый рычаг - механизм воздействия  на уровень рентабельности собственного  капитала за счет изменения  соотношения собственных и заемных  финансовых средств, используемых  предприятием. Финансовый рычаг  - потенциальная возможность влиять  на прибыль организации путем  изменения объема и структуры  обязательств [8, c.115]. Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить налогооблагаемую прибыль и налог на прибыль. Однако финансовый риск деятельности организации при этом возрастает [7, c.166];

     - операционный рычаг - механизм  воздействия на сумму и уровень  прибыли за счет изменения  соотношения постоянных и переменных  расходов [8, c.115]. Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли опережает темпы прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем выше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага [7, c.166].

     Эффект  финансового рычага позитивен, когда  коэффициент экономической рентабельности выше процентной ставки по задолженности, и негативен, когда коэффициент  экономической рентабельности ниже процентной ставки по кредиту. Задолженность  может повышать рентабельность собственного капитала предприятия (позитивный эффект рычага), но она может также усиливать  понижение экономической рентабельности (негативный эффект).

     Если  у предприятия высокие значения эффекта операционного и финансового  рычагов, то любое небольшое увеличение годового оборота будет ощутимо  отражаться на значении рентабельности собственного капитала [8, с.115].

     Рост  рентабельности собственного капитала происходит за счет трех основных составляющих:

     - налогового корректора (равен единице  минус ставка налога на прибыль), который показывает степень проявления  эффекта финансового рычага при  различных уровнях налогообложения  прибыли. Налоговый корректор  оказывает тем большее влияние,  чем больше затрат на использование  заемных средств включено в  расходы, формирующие налогооблагаемую  прибыль. В остальных случаях  налоговый корректор не зависит  от деятельности организации,  так как ставка налога на  прибыль устанавливается законодательно. Налоговый корректор может использоваться  для управления рентабельностью  собственного капитала, если по  различным видам организации  установлены дифференцированные  ставки по налогу на прибыль  или в других аналогичных случаях;

     - дифференциал финансового рычага, характеризующий разницу между  экономической рентабельностью  и средним размером процентной  ставка платежей за пользование  заемными источниками финансирования. Является главным условием, формирующим  рост рентабельности собственного  капитала. Для этого необходимо, чтобы экономическая рентабельность  превышала процентную ставку  платежей за пользование заемными  источниками финансирования. Если  сопоставить размер ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком  Российской Федерации, то станет  ясно, что без принятия специальных  государственных мер по предоставлению  кредитов для поддержки инвестиционной  активности организаций пользоваться  заемными источниками нецелесообразно;

     - финансовый рычаг, отражающий  сумму, полученную по заемным  источникам финансирования в  расчете на единицу собственного  капитала. Финансовый рычаг изменяет  эффект, получаемый за счет соответствующего  дифференциала, повышая или снижая  рентабельность собственного капитала [39, с.40].

     Понятие качества прибыли применяется и  при оценке достоверности прибыли. В балансе прибыль присутствует в явном виде как «нераспределенная  прибыль отчетного года» и  «нераспределенная прибыль прошлых  лет», а также завуалированно —  в виде созданных за счет прибыли  фондов и резервов.

     На  качество прибыли влияют различные  факторы:

     - изменение издержек;

     - процентная ставка по кредитам (чем она ниже, тем выше качество  прибыли);

     - состояние расчетов с кредиторами,  которое характеризуется отношением  просроченной кредиторской задолженности  к общей величине этой задолженности  (чем меньше это отношение,  тем выше качество прибыли);

     - уровень рентабельности продаж (отношения  чистой прибыли к объему реализации) - повышение рентабельности продаж  свидетельствует о высоком качестве  прибыли;

     - коэффициент достаточности прибыли  - если организация имеет рентабельность  выше отраслевой, то качество  прибыли высокое;

     - структура рентабельности по  видам продукции - повышение доли  высокорентабельных изделий свидетельствует  о высоком качестве прибыли  [7, с.172].

     Качество  прибыли - обобщенная характеристика структуры  источников формирования прибыли организации. Высокое качество операционной прибыли  характеризуется ростом объема выпуска  продукции, снижением операционных затрат, а низкое качество - рос том  цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в  натуральных показателях [7, с.297].

     Качество  товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного  обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при  совершении покупки и, следовательно, определяют успех или неуспех  фирмы на рынке.

     Современная рыночная экономика предъявляет  принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и  услуг определяются уровнем конкурентоспособности.

     Новейший  подход к стратегии предпринимательства  заключается в понимании того, что качество является самым эффективным  средством удовлетворения требований потребителей.

     Из  сравнения различных показателей, которые характеризуют работу организации, можно определить за счет чего происходит снижение эффективности работы предприятия. Эти потери могут быть вызваны  санкциями за нарушения условий  договора, ограниченным спросом на продукцию, штрафными санкциями, большими расходами на систему сбыта продукции (услуг) и другими факторами.

     Таким образом, в работе предприятия в  условиях рыночной экономики, жесткой  конкуренции и др., есть много  положительных моментов, но есть и  факторы, отрицательно влияющие на конечный финансовый результат. Поэтому продолжая  работу в улучшении управления компании, предприятие может добиться более  высоких конечных результатов своей  деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Баланс  предприятия – это одна из форм бухгалтерской отчетности, которая  в обобщенном виде отражает его средства по составу и направлениям использования (актив) и источникам их финансирования (пассив) в денежной оценке на определенную дату. Для сравнения в балансе  приводятся показатели на начало и  конец отчетного периода.

      Финансовые  результаты деятельности предприятия  находят своё отражение в системе  показателей,  данные о которых  берутся из формы №2 «Отчёта о  прибылях и убытках». Оценка этих показателей  включает в себя в качестве основных элементов исследования: изменение  каждого показателя за текущий анализируемый  период («горизонтальный анализ») и  структура соответствующих показателей, а также их изменений («вертикальный  анализ»).

    В рамках анализа финансовых результатов проводится факторный анализ прибыли от продаж продукции (товаров, работ, услуг). При его ведении основными факторами, влияющими на объём прибыли от продаж являются изменения: отпускных цен на продукцию, объёма продукции, структуры и себестоимости продукции. Они оказывают непосредственное влияние на прибыль от продаж и соответственно на общую сумму прибыли.

    Для проведения факторного анализа прибыли от продаж внешними пользователями на основе показателей финансовой отчётности, используется методика, которая проводится с учётом индекса инфляции.

      Непременным условием полного качественного  анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия является умение читать финансовую отчетность, и, в частности, основную ее форму  – бухгалтерский баланс. Важно  понимать экономическое содержание каждой балансовой статьи, способов ее оценки, роли в деятельности предприятия, характера изменений сумм по той  или иной статье и значение этих изменений для оценки экономики  предприятия. Умение читать бухгалтерский  баланс дает возможность только на основании изучения балансовых статей получить значительный объем информации о предприятии.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия