Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:33, курсовая работа
Цель моей курсовой работы - проанализировать и оценить современные концепции сущности финансов.
Из поставленной цели следуют задачи, которые необходимо охарактеризовать:
- понятие и сущность финансов;
- функции и роль финансов в экономике;
- использование финансов в общественном воспроизводстве;
- использование современных концепций в экономике.
Объект курсовой работы: сущность финансов и степень их проявления в экономике.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………........ 3
Глава 1. Сущность финансов…………………………… 4
1.1. Понятие и сущность финансов……………………………….. 4
1.2. Функции и роль финансов в экономике……………………... 8
1.3. Использование финансов в общественном воспроизводстве 16
Глава 2. Анализ современных концепций………… 23
2.1. Основные виды концепций…………………………………… 23
2.2. Использование современных концепций в экономике……... 41
Заключение…………………………………………………….. 48
Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ литературы……………...... 49
В конечном счете, задача сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность решения этой задачи обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке труда перераспределение ресурсов от потребления к инвестициям не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.
Противоположностью монетаризму является кейнсианство. Его сущность - государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство предполагает экспансионистскую финансовую политику, базирующуюся на увеличении государственных расходов, снижении налогов и расширении денежной массы в обращении.
Увеличение государственных расходов расширяет покупательную способность населения и совокупный спрос на товары, продукцию, работы, услуги и соответственно стимулирует рост производства. Заметим, что высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции.
Экспансионистская политика требует жесткого контроля за ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.
Увеличение государственных расходов возможно за счет роста налоговых поступлений. Также большое значение имеет повышение эффективности использования бюджетных ассигнований. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, увеличении объемов выпускаемой продукции. В этом случае не обязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.
Кейнсианство (как и монетаризм) в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, поскольку чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Также от государства требуется тщательная разработка основательной законодательной базы, устанавливающей определенные рамки вмешательства в предпринимательскую деятельность.
Выбор форм государственного регулирования финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных преобразований. Отсутствие достаточных накоплений в частном секторе означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России провоцировало усугубление кризисных процессов.
Политика экономического роста, как правило, включает такой элемент государственного регулирования, как девальвация национальной валюты, которая снижает цену продукции и, следовательно, затраты на производство и реализацию, повышает конкурентоспособность продукции на мировом рынке. Вместе с тем она сдерживает внутреннее потребление из-за снижения заработной платы. Девальвация приводит к удорожанию импорта и удешевлению экспорта, возрастанию размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему.
В этих условиях требуется стимулирование экспорта для выполнения внешних обязательств. Для нормального состояния платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга.
Для внутреннего состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и обращения, темп роста себестоимости не должен превышать темп роста цен. Возрастание прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением производства. Девальвация может сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе экономики, которого не коснется сокращение государственных расходов.
Результатом свободного ценообразования, как утверждают сторонники монетаристской школы, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Последователи кейнсианской школы считают, что цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запасов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, при снижении спроса производство также должно сокращаться, а значительные запасы товаров приводят к иммобилизации оборотных средств.
Как считают монетаристы, между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость: если бюджетный дефицит покрывается за счет эмиссии, это стимулирует инфляцию и рост цен. Для устранения данного негативного явления Центральный банк должен строго контролировать прирост денежной массы. Однако при недостатке денег в обращении используются квазиденьги и другие денежные инструменты, которые приводят к перераспределению доходов в пользу их эмитентов, а предприятия не могут защитить свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.
Кроме контроля за общей массой денег в обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных средств, в том числе наиболее ликвидных.
Рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реализацией товаров, продукции, работ, услуг. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка товарами, продукцией, работами, услугами невозможно. Очень важно проводить политику сдерживания роста цен на топливно-энергетические ресурсы, так как это один из основных факторов инфляции и нестабильности экономики. Следует отметить, что высокоразвитые страны при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской теории. Это приводит к появлению промежуточных теорий, базирующихся на национальных особенностях и разной степени развития экономики государств. Например, для устойчивого роста экономики России наиболее приемлема концепция, обеспечивающая экономическую эффективность и социальную справедливость в рамках реального федерализма. Экономическая эффективность и социальная справедливость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения.
Таким образом, первый кризис в истории экономической мысли, постигшей экономическую науку в 30-е годы XX века, объективно отразил переломный этап в развитии самой рыночной экономики. Дж. Кейнс переломил этот кризис и дал толчок развитию всех последующих современных экономических школ, но уже на новой теоретической высоте. Его доказательство необходимости существования смешанной экономики с регулирующей ролью государства имеет непреходящее значение и оказывает влияние на всё направления исследований, связанных с материальным производством. Подобный переворот в направляющей системе экономического мышления самым непосредственным образом коснулся общественного отношения к сфере государственных финансов. С середины 70-х годов радикально изменившаяся экономическая ситуация и совершенно новые проблемы перестали умещаться в рамки прикладных кейнсианских разработок и западной экономической мысли пришлось преодолевать второй кризис общей теории в XX веке. Понимание этой объективной реальности натолкнуло экономическую мысль Запада на создание новой науки - экономики общественного сектора, которая развивает теорию государственных финансов в целях применения этой мощной системы в условиях уже смешанной экономики.
Кейнсианство (как и монетаризм) в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко, поскольку чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость финансов возникла в капиталистическом государстве в связи с налаживанием регулярного товарно-денежного обмена и ростом потребностей государства в финансовых ресурсах.
Финансы - наиболее динамичная категория, отражающая состояние экономики государства, его место в мировом сообществе, поэтому она требует постоянной адаптации к изменяющимся условиям.
Финансы - это составная часть рыночных отношений и одновременно важнейший инструмент реализации государственной экономической политики.
Финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях: воспроизводственной, распределительной и контрольной.
В общественном воспроизводстве финансы выражают распределительные отношения. Финансы обслуживают процесс расширенного воспроизводства, сами будучи категорией не производства, а распределения.
Существуют две основные мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство. Кейнсианство, как и монетаризм в чистом виде применяется в мировой финансовой практике редко. Высокоразвитые страны при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской теории. Это приводит к появлению промежуточных теорий, базирующихся на национальных особенностях и разной степени развития экономики государств.
Список литературы
1. Абрамов М.А., Александрова Л.С. Финансы и кредит. - М.: Юриспруденция, 2006.
2. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. - СПб.: Питер, 2008.
3. Миляков Н.В. Финансы: Курс лекций. - М.: ИНФРА - М, 2005.
4. Сабанти Б.М. Теория финансов. - М., 2008.
5. Статистика финансов /Под ред. В.Н. Салина. - М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Финансы /Под ред. П.И. Вахрина, А.С. Нешитой. - М., 2006.
7. Финансы /Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, 2006.
8. Финансы /Под ред. А.М. Бабича, Л.Н. Павловой. - М.: ИД ФБК - Пресс, 2008.
9. Финансы /Под ред. В.Д. Фетисова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
10. Финансы /Под ред. В.П. Литовченко. - М., 2007.
11. Финансы /Под ред. М.В. Романовского и др. - М.: Перспектива, 2008.
12. Финансы /Под ред. Родионовой В.М. - М.: Финансы и статистика, 2008.
13. Финансы на макроуровне /Под ред. Самсонова Н.Ф. - М.: Высшая школа, 2008.
14. Финансы, денежное обращение и кредит /Под ред. В.К. Сенчагова, А.Н. Архипова. - М.: Проспект, 2007.
15. Финансы, деньги, кредит и банки /Под ред. В.Е Леонтьевой и Н.П. Радковского. - СПб., 2008.
16. Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
17. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2008.
18. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М.: Аспект пресс, 2006.
49
Информация о работе Анализ и оценка современных концепций сущности финансов