Анализ расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание

Целью работы определить факторы формирования и оценку динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Основными задачами курсовой работы являются:
охарактеризовать классификацию расходов федерального бюджета;
рассмотреть их экономическую сущность;
проанализировать динамику расходов за 2004-2005 годы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность расходов федерального бюджета Российской федерации…………………………………………………….5
1.1.Экономическое содержание расходов бюджета………………...5
1.2. Функциональная классификация расходов федерального бюджета……………………………………………………………….11
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета……………………….18
2.1. Динамика расходов федерального бюджета…………………..18
2.2. Особенности формирования бюджетных проектировок расходов в 2005 году…………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованных источников и литературы………………

Работа состоит из  1 файл

РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТ.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

      Оглавление 

      Введение……………………………………………………………………...3

      Глава 1. Понятие и сущность расходов федерального бюджета Российской  федерации…………………………………………………….5

      1.1.Экономическое  содержание расходов бюджета………………...5

        1.2. Функциональная  классификация расходов федерального бюджета……………………………………………………………….11

    Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета……………………….18

      2.1. Динамика  расходов федерального бюджета…………………..18

        2.2. Особенности формирования бюджетных проектировок расходов в 2005 году…………………………………………………...24

        Заключение…………………………………………………………………..29

        Список  использованных источников и литературы………………………32

        Приложение 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

      Введение 

      Расходы бюджета, будучи компонентом общей  финансовой категории бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

      Расходы любого бюджета осуществляются за счет средств налогоплательщиков и, следовательно, государство взяло на себя ответственность перед ними за выполнение определенных функциональных обязательств. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. При переходе к рыночной экономике федеральный бюджет в целом и его составляющая часть – расходы, не могут и не должны утратить своей роли; должно произойти лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.

      Этому изменению призвана служить радикальная  перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного бюджетного механизма, более рационального использования вложений бюджетных средств. Большое значение должны приобрести государственные инвестиции в прогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры. С переходом к рынку одним из важных факторов достижения рациональной структуры экономики должно стать достаточное финансирование конверсионных отраслей. Через такой финансовый инструмент, как расходы бюджета, можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, внедрению в производство научных достижений. Этому же должна служить отмена бюджетного дотирования нерентабельных предприятий, их закрытие или перепрофилирование. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки призвано стимулировать научные открытия и достижения, т.е. служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

      Целью работы определить факторы формирования и оценку динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации.

      Основными задачами курсовой работы являются:

        • охарактеризовать  классификацию расходов федерального бюджета;
      • рассмотреть их экономическую сущность;
        • проанализировать  динамику расходов за 2004-2005 годы;

      Поставленные  в работе задачи определяют структуру  работы : введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.

      При написании данной  работы были использованы нормативные документы, учебные пособия и экономические периодические издания, ресурсы Интернета. 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Понятие и сущность расходов федерального бюджета   Российской федерации

           1.1. Экономическое содержание расходов бюджета.

 

      Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

      Многообразие  конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

      Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

      В первую очередь расходы бюджета  подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.[3 с. 125]

      Текущие расходы связаны с предоставлением  бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

      Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением  в основной капитал и прирост  запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям, местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

      Важный  признак классификации расходов бюджета - функциональный.

      При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп:

  1. финансирование промышленного производства;
  2. финансирование социально-культурных мероприятий;
  3. финансирование науки;
  4. финансирование обороны;
  5. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления;
  6. расходы по внешнеэкономической деятельности;
  7. создание резервных фондов;
  8. расходы по обслуживанию государственного долга;
  9. прочие расходы и выплаты.

      Здесь хорошо видна роль государства в  разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Так, в Российской Федерации, самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти. [12 с. 55]

      Каждая  из названных групп расходов делится  в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

      Ведомственный признак позволяет выделить в  каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

      Целевой признак позволяет рассмотреть  расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований. В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 основным направлениям:

  1. заработная плата;
  2. начисления на заработную плату;
  3. канцелярские и хозяйственные расходы;
  4. командировки и служебные разъезды;
  5. стипендии;
  6. расходы на питание;
  7. приобретение медикаментов и перевязочных средств;
  8. приобретение оборудования и инвентаря;
  9. приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
  10. капитальные государственные вложения;
  11. капитальный ремонт;
  12. содержание сооружений благоустройства;
  13. геологоразведочные работы;
  14. проектирование;
  15. государственная дотация;
  16. операционные расходы;
  17. платежи по ссудам;
  18. возмещение разницы в ценах;
  19. прочие расходы.

      Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку. [10 с. 225]

      Важной  проблемой осуществления целевых  бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения.

      Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.

      Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.

      Осуществление расходов бюджета достигается при  помощи бюджетного финансирования. Под  ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования. [4 с. 198]

      Важную  роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

    • получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;
    • целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
    • предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
    • безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

      Однако  помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Такие ссуды предоставлялись на финансирование:

Информация о работе Анализ расходов федерального бюджета