Анализ расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание

Целью работы определить факторы формирования и оценку динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Основными задачами курсовой работы являются:
охарактеризовать классификацию расходов федерального бюджета;
рассмотреть их экономическую сущность;
проанализировать динамику расходов за 2004-2005 годы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность расходов федерального бюджета Российской федерации…………………………………………………….5
1.1.Экономическое содержание расходов бюджета………………...5
1.2. Функциональная классификация расходов федерального бюджета……………………………………………………………….11
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета……………………….18
2.1. Динамика расходов федерального бюджета…………………..18
2.2. Особенности формирования бюджетных проектировок расходов в 2005 году…………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованных источников и литературы………………

Работа состоит из  1 файл

РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТ.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

     В 2004 году общий объем расходов федерального бюджета на уровне 16,8% ВВП (согласно федеральному закону “О федеральном бюджете на 2004 год” – 17,4% ВВП), в 2005 год он снизился до 16,3% ВВП. В принятых для формирования федерального бюджета макроэкономических условиях это обеспечивает сбалансированность федерального бюджета при соблюдении установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований к формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации. [5, с. 9]

     В то же время общий объем расходов федерального бюджета в 2005 году в реальном выражении на 6,1 превысил объем расходов, утвержденный федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год”. При этом дальнейшее сокращение доли расходов, направляемых на обслуживание государственного долга (с 10,8% в 2004 году до 8,3% в 2005 году), позволило опережающими темпами увеличить объем непроцентных расходов федерального бюджета, которые возрастут по сравнению с плановым уровнем 2004 года на 17,8% в номинальном и на 9,1% в реальном выражении. [5, с. 10]

     Таким образом, проводимая в последние  годы и продолженная в 2005 году налогово-бюджетная политика, с одной стороны, создала благоприятные условия для экономического роста за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки на экономику и, с другой стороны, обеспечивает рост в реальном выражении непроцентных расходов при сбалансированности федерального бюджета и накоплении резервов, необходимых для повышения его устойчивости к неблагоприятным изменениям внешнеэкономической конъюнктуры.

     Структура и динамика расходов федерального бюджета  представлены в приложении. [7]

     Как видно из таблицы существенное увеличение расходов федерального бюджета на национальную оборону – на 27,9% (на 17,1% в реальном выражении), их доля в ВВП повышается с 2,7% в 2004 году до 2,83% в 2005 году, а также по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность – на 26% (на 15,4% ) при увеличении их доли в ВВП с 2,07% в 2004 году до 2,13% в 2005 году.

      Расходы на культуру, кинематографию, средства массовой информации на 17,3% (на 7,5% в  реальном выражении), их доля в ВВП сохраняется на уровне 0,21% . Небольшое увеличение финансирования в 2005 году проектируется по межбюджетным трансфертам субъектам Российской Федерации – на 12,2% (на 2,7% в реальном выражении) при снижении их доли в ВВП с 2,47% в 2004 году до 2,27% в 2005 году, а также по расходам на национальную экономику – на 9,6% (на 0,3% в реальном выражении) при снижении их доли в ВВП, соответственно, с 1,4% до 1,25% .

      При этом расходы федерального бюджета  на сельское хозяйство в 2005 году по сравнению с утвержденным уровнем 2004 года снижаются на 12,5% в номинальном выражении и на 18,1% в реальном выражении, при сокращении их доли в ВВП с 0,19% в 2004 году до 0,13% в 2005 году. Это может подорвать развитие агропромышленного комплекса, а также негативно отразиться на продовольственной безопасности страны.

      В законопроекте существенно сокращаются  расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - на 24,4% (на 30,8% ), при сокращении их доли в ВВП соответственно с 0,06% до 0,04% . Расходы федерального бюджета на образование снижаются в 2005 году на 1,3% (на 9,6% ) при сокращении их доли в ВВП с 1,02% в 2004 году до 0,83% . Расходы на охрану окружающей среды уменьшаются в 2005 году на 8,4% (на 16,1% ), их доля в ВВП снижается с 0,03% до 0,02% . Расходы федерального бюджета на социальную политику в 2005 году предусматриваются с номинальным ростом на 6,4% , однако в реальном выражении сокращаются на 2,6% , их доля в ВВП снижается соответственно с 1,06% до 0,92% .

     Принципиальной  особенностью проекта федерального бюджета на 2005 год является его формирование в условиях начатой комплексной реформы бюджетного процесса, основные направления которой одобрены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года № 249 “О мерах по повышению результативности бюджетных расходов”

     Конечной  целью этой реформы является ориентация бюджетных расходов на общественно значимые измеримые результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики. Проведенная при формировании проекта федерального бюджета на 2005 год работа позволила сгруппировать бюджетные расходы по приоритетным направлениям государственной политики, что является первым шагом к достижению этой цели.

     Бюджетные расходы на 2005 год сформированы в новой классификации расходов бюджетов Российской Федерации, основными чертами которой являются:

     - сокращение количества разделов  и подразделов функциональной  классификации расходов бюджетов Российской Федерации с их четкой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства и предоставлением права органам власти каждого уровня самостоятельно определять состав целевых статей и видов расходов;

     - отражение расходов на управление  и прикладные научные исследования в соответствующих сферах деятельности в составе разделов и подразделов функциональной классификации;

     - отражение расходов на капитальные вложения в составе экономической классификации расходов бюджетов с возможностью их распределения по всем позициям функциональной классификации;

     - укрупнение позиций экономической  классификации с их привязкой  к новому плану счетов.

     Все эти изменения направлены на приближение  бюджетной классификации к международным стандартам учета и статистики государственных финансов, более точное отражение бюджетных расходов по основным функциям (сферам деятельности) государства, повышение прозрачности и подотчетности органов власти с одновременным расширением их самостоятельности и ответственности в управлении общественными финансами.

     Одним из основных преимуществ новой структуры  классификации расходов является возможность распределения расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти.

     При формировании бюджетных проектировок на 2005 год было впервые проведено аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета в 2005 году.

     Применение  и развитие такого подхода позволяет  повысить обоснованность бюджетного планирования с его четкой увязкой с приоритетами государственной политикой и результативностью финансируемых и (или) вновь принимаемых бюджетных программ.

     При подготовке проекта федерального бюджета  на 2005 год был реализован ряд мер по расширению применения и повышению качества программно-целевого планирования бюджетных расходов.

     Всеми субъектами бюджетного планирования были разработаны доклады о результатах и основных направлениях деятельности на 2005 год и на период до 2007 года, в которых были сформулированы цели и задачи деятельности соответствующих органов исполнительной власти, представлены количественные показатели, характеризующие достигнутые и планируемые результаты, проведено распределение ассигнований между целями, задачами и программами, в том числе – выделяемыми в аналитических целях ведомственными целевыми программами.

     Указанные материалы были рассмотрены правительственной  Комиссией по повышению результативности бюджетных расходов, одобрены в составе Сводного доклада о планах и показателях деятельности субъектов бюджетного планирования Правительством Российской Федерации и использованы при обосновании бюджетных расходов по соответствующим позициям функциональной и ведомственной классификации.

     В 2004 году принятием Федерального закона “О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу отдельных законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а также поправок к Бюджетному и Налоговому кодексам была завершена комплексная реформа межбюджетных отношений, основные положения которой были определены Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года № 584.

     Начиная с 2005 года расходы бюджетов всех уровней  сформированы в условиях четкого разграничения расходных обязательств и доходных источников, препятствующего возникновению обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, и создающего институциональные стимулы для повышения эффективности управления общественными финансами.

     В условиях 2004 года общий объем расходных  обязательств федерального бюджета оценивается в 3 360,0 млрд.рублей, из которых 700,6 млрд.рублей установлены нормативными правовыми актами, действие которых на 2004 год было приостановлено федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год”. [7]

     Принятые в рамках реформы межбюджетных отношений федеральные законы позволили привести общий объем расходных обязательств федерального бюджета и бюджетной системы Российской Федерации в целом соответствие с имеющимся для их выполнения ресурсам и тем самым отказаться от практики приостановки федеральным законом о федеральном бюджете действия отдельных нормативных правовых актов, не обеспеченных источниками финансирования и не исполнявшихся в последние годы.

     Одновременно  с этим поправками к Бюджетному кодексу  Российской Федерации законодательно закреплены основные формы и принципы предоставления из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам других уровней.

     Объем и распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации впервые будут определены в соответствии с законодательно установленными требованиями и критериями. Кроме того, предусмотрено резервирование средств для обеспечения сбалансированности территориальных бюджетов в условиях разграничения полномочий.

     В рамках подготовки реформы системы оплаты труда в бюджетной сфере с 1 января 2005 года предусмотрена индексация в 1,2 раза заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений, оплачиваемых по ЕТС.

     При этом в соответствии с разграничением полномочий начиная с 2005 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения о сроках и уровне индексации заработной платы работников бюджетных учреждений, финансируемых из соответствующих бюджетов.

     Наличие расходных обязательств, не обеспеченных реальными источниками финансирования, создавало потенциальную неустойчивость бюджетной системы Российской Федерации, снижало доверие граждан к государственным институтам, искажало условия формирования и проведения целенаправленной государственной политики.  

      2.2. Особенности формирования бюджетных проектировок расходов в 2005 году

 

      Общие расходы на обеспечение руководства  и управления в сфере установленных функций расформированы по 9 разделам новой бюджетной классификации в соответствии с выполняемыми федеральными органами исполнительной власти функциями.

      Определение объема расходов на государственное  управление осуществлялось в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” и от 20 мая 2004 года № 649 “Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти”, а также постановлениями Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти. [6, с. 14]

      За  основу для расчетов проектировок предельных объемов бюджетного финансирования на 2005 год приняты утвержденные показатели федерального бюджета на 2004 год, скорректированные в сторону уменьшения на:

      а) учтенные в утвержденных показателях 2004 года объемы ассигнований на функционирование Государственной Думы 3 и 4 созывов в сумме 137,27 млн. рублей, расходы, связанные с реализацией завершившейся федеральной целевой программы “Развитие налоговых органов 2002-2004 гг.” в сумме 1834,0 млн. рублей, а также на отдельные разовые мероприятия;

      б) расходы, связанные с проведением  сельскохозяйственной переписи в сумме 44,7 млн. рублей и Всероссийской конференцией профессиональных участников рынка ценных бумаг в сумме 2,44 млн. рублей.

Информация о работе Анализ расходов федерального бюджета