Анализ расходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:22, курсовая работа

Описание

Целью работы определить факторы формирования и оценку динамики расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Основными задачами курсовой работы являются:
охарактеризовать классификацию расходов федерального бюджета;
рассмотреть их экономическую сущность;
проанализировать динамику расходов за 2004-2005 годы;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность расходов федерального бюджета Российской федерации…………………………………………………….5
1.1.Экономическое содержание расходов бюджета………………...5
1.2. Функциональная классификация расходов федерального бюджета……………………………………………………………….11
Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета……………………….18
2.1. Динамика расходов федерального бюджета…………………..18
2.2. Особенности формирования бюджетных проектировок расходов в 2005 году…………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………..29
Список использованных источников и литературы………………

Работа состоит из  1 файл

РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТ.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)
    • расходов на формирование федеральных продовольственных фондов;
    • расходов на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
    • части расходов на инвестиционные программы конверсии оборонной промышленности.

      В области расходов бюджета до сих  пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.

      Основные  задачи в области бюджетных расходов:

    • сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;
  • снизить расходы на содержание государственного аппарата;
    • продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;
    • повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;
  • снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
  • усилить контроль за использованием бюджетных средств;
    • обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование. 

       1.2. Функциональная классификация расходов федерального бюджета

 

      Бюджетные расходы общепринято подразделяются на четыре основные группы в соответствии с функциями, выполняемыми государством по обеспечению функционирования экономической системы: народное хозяйство, социально – культурные мероприятия, оборона и управление.

      В состав расходов государственного бюджета на финансирование народного хозяйства включаются ассигнования, выделяемые предприятиям и организациям наиболее значимых отраслей экономики. Так, важнейшим направлением использования государственных ресурсов является поддержка предприятий топливно-энергетического комплекса, оборонной промышленности в рамках конверсионных программ, строительства, архитектуры, градостроительства, транспорта и связи. [12 с. 125]

      Из  государственного бюджета финансируется  приобретение подвижного состава пассажирского автотранспорта, выплачиваются компенсации предприятиям воздушного транспорта части затрат по внутренним перевозкам, покрываются расходы  эксплуатационно- восстановительного характера объектов связи.

      Значительные  бюджетные средства направляются на финансирование агропромышленного комплекса. Развитие агропромышленного комплекса приоритетное направление экономики любого типа, в последние годы в связи с либерализацией цен и ужесточением кредитной политики, произошло ухудшение финансового положения агропромышленного комплекса. Были приостановлены процессы укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития социальной инфраструктуры на селе. Основными положениями бюджетной поддержки АПК являются:

  • финансирование проведения земельной реформы;
    • пополнение фонда льготного кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • создание рыночных отношений в агропромышленном комплексе;
  • поддержка социальной инфраструктуры села;
  • мелиорация земель  и поддержание мелиоративных систем;
  • финансовая помощь по землеустройству.

      Государственную поддержку селу предполагается обеспечивать через проведение льготной налоговой политики для агропромышленного комплекса. Сохраняется датирование из бюджета средств направленных на капитальные вложения и средств производства, как способа регулирования розничных цен на сельскохозяйственную продукцию, при этом датирование осуществляется на конечной стадии производственного цикла.

      Осуществление мероприятий по агропромышленному  комплексу зависит от социально-экономических условий  складывающихся в различных регионах России, действенности контроля местной администрации за проведением земельной реформы и эффективного использования выделенных средств.

      Финансирование  фундаментальных исследований и  содействия научно – техническому прогрессу направляется на работы по важнейшим перспективным теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В связи с недостатком бюджетных ассигнований, произошел отказ от неэффективных и дорогостоящих объектов. [10 с.247]

      Приоритетными направлениями финансирования научно-технических и инновационных программ являются:

    • организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК;
  • борьба с наиболее распространенными болезнями;
    • создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности;
    • научно – исследовательские и опытно – конструкторские работы в области космической деятельности.

      При этом предусмотрен программно-целевой подход к планированию и финансированию науки, бюджетные средства предусмотренные на финансирование проекта направляются непосредственно исполнителям на конкурсной основе, что позволяет повысить уровень заработной платы наиболее квалифицированной части научных работников и улучшить техническое оснащение исследований, имеющих первостепенное значение для развития науки и экономики.

      В настоящее время происходит реформирование научной сферы, в результате чего предполагается сократить объем бюджетных ассигнований, выделяемых неэффективно работающим научно-производственным объединениям.

      Также из бюджета осуществляется финансирование охраны окружающей природной среды  и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии, предупреждений и ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

      Расходы на социально-культурные мероприятия  связаны с выполнением государством его социальных функций.

      Эти средства подразделяются на следующие  основные группы:

  • образование и профессиональная подготовка кадров;
  • культура, искусство и кинематография;
    • средства массовой информации (периодическая печать, телевидение, радиовещание);
  • здравоохранение и физическая культура;
  • социальное обеспечение.

      Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. В основу расчетов закладываются показатели деятельности учреждений. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.

      Основной  принцип расходования бюджетных  средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.

      Расходы бюджетной системы на образование  и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения,   детские дома, общеобразовательные, средне специальные и высшие учебные заведения, профтехучилища, а также институты повышения квалификации.

      Расходы бюджетной системы по социальной политике включают в себя: выплату  государственных пенсий по старости, пенсии военнослужащим срочной службы, пенсии и пособия в правоохранительных органах, государственные пособия гражданам, имеющим детей и другие.

      Значительная  сумма расходов бюджета направляется на содержание домов интернатов, содержание престарелых инвалидов, врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается реализация целевых программ «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Дети - инвалиды», «Дети Севера», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». На эти цели в социальной сфере существует ряд внебюджетных фондов: Пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения. [3 с. 118]

      Значительное  внимание уделяется социальной защите наименее обеспеченных слоев населения. Предусматриваются меры по повышению минимального уровня заработной платы, увеличению пособий по безработице, компенсации на питание детей дошкольного возраста, школьников, студентов, по упорядочению заработной платы работников бюджетных учреждений.

      Расходы бюджетной системы на здравоохранение. Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в соответствии с действующим законодательством происходит реформирование системы финансирования здравоохранения. Реформа включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью. При этом ведущим направлением определены:

    • обеспечение гарантированных объемов и повышения качества медицинской помощи;
    • развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи;
    • оптимизация существующих и внедрения новых медицинско - хозяйственных форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-страхового финансирования отрасли;
    • формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений.

      Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны.

      Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону  включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на военную программу Министерства Российской Федерации по атомной энергии, учебные расходы военно-учебных заведений, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим, расходы на проведение военной реформы и прочие затраты.

      Расходы на управление включают в себя следующие  группы расходов:

    • Содержание органов государственной власти. Включают затраты Президента, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти, финансовых и налоговых органов и прочие на государственное управление;
  • Содержание федеральной судебной системы;
    • Проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов;
    • Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам бюджетных расходов.

      Основными документами определяющими расходы  на управление, является штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады, надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату, хозяйственные, командировочные и другие расходы.

Глава 2. Анализ расходов федерального бюджета

      2.1. Динамика расходов федерального бюджета в 2004-2005 гг.

 

     Необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов федерального бюджета по отношению к ВВП.

Информация о работе Анализ расходов федерального бюджета