Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:07, автореферат
В современных условиях инновационно-ориентированной рыночной экономики перед российскими промышленными предприятиями встает проблема своевременного гибкого реагирования на нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования адекватной финансовой политики и стратегии развития предприятий – с другой. Это во многом предопределяет потребность в формировании и использовании эффективных методов и инструментов управления. Вместе с тем в обществе растет понимание того, что, несмотря на все трудности в развитии реального сектора экономики, многое зависит от самих промышленных предприятий, от их собственников и менеджеров, от их профессионализма в области финансовой деятельности.
Таким образом, стратегический контроллинг – это инструмент реализации антикризисной финансовой стратегии, который в условиях постоянного изменения внешней среды позволяет обеспечить разработку стратегических решений по следующим направлениям:
5. Сущностная природа мониторинга финансово-экономического состояния промышленного предприятия и этапы его проведения.
В условиях быстрого изменения внешней среды целесообразно использовать возможности и преимущества мониторинга, который обеспечивает эффективное выполнение функции антикризисного финансового управления промышленным предприятием. Систематизированная классификация видов мониторинга позволила более глубоко осмыслить его содержание, определить возможности развития, конкретизировать задачи его проведения, определить сферу использования, методы и способы его реализации. Мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности может быть охарактеризован как вид практической деятельности и эффективный инструмент антикризисного финансового управления, который обеспечивает наблюдение за оценочными показателями с целью контроля за реализацией управленческих решений. Поэтому процесс мониторинга целесообразно осуществлять в следующей логической последовательности:
Установлено, что использование мониторинга финансово-экономического состояния на многих промышленных предприятиях различных отраслей в значительной мере сдерживается отсутствием осознания его необходимости и методических разработок по его проведению. Основой для разработки алгоритма мониторинга послужили существующие теоретические и методические положения. Алгоритм проведения мониторинга финансово-экономического состояния промышленного предприятия состоит из следующих основных этапов (рис. 3).
Рис. 3. Алгоритм проведения мониторинга показателей финансово-экономического состояния предприятия
Данный алгоритм служит предпосылкой для проведения управленческой бизнес-диагностики и разработки стратегических направлений улучшения финансового положения промышленного предприятия.
6. Структурные преобразования промышленного предприятия на основе создания стратегических бизнес-единиц.
Обобщение и систематизация теоретических подходов ученых к определению сущности и содержания понятия «реструктуризация предприятия» позволили установить, что большинство ученых в отношении реструктуризации придерживаются двух точек зрения. Одни авторы полагают, что это эффективный инструмент адаптации предприятия к изменениям внешней среды, характеризующейся высокой степенью неопределенности и изменчивости. Другая группа ученых видит в реструктуризации комплексное преобразование всех структурных элементов предприятия, направленных на повышение эффективности его деятельности.
По нашему мнению, реструктуризация промышленного предприятия – это комплексные изменения, в основе которых лежит трансформация структуры бизнеса и характера функционирования предприятия, охватывающая практически все аспекты его деятельности, конечной целью которой является своевременное предотвращение и смягчение проявлений кризисных явлений, а также повышение устойчивости и конкурентоспособности компании.
Необходимость в проведении реструктуризации значительной части отечественных промышленных предприятий возникает в результате изменения условий внутренней и внешней среды, а также на этапе роста жизненного цикла предприятия, когда быстрое увеличение оборота может привести к несоответствию системы управления новым масштабам его деятельности.
На основе результатов проведенного исследования и обобщения имеющихся взглядов ученых установлено, что реструктуризация является эффективным рыночным инструментом повышения конкурентоспособности промышленного предприятия, позволяющим совершенствовать структуру управления, обосновывать финансовую стратегию и способствовать режиму финансово устойчивого функционирования промышленного предприятия. Проведение эффективных преобразований в системе антикризисного финансового управления предприятием возможно на основе разработанной концепции реструктуризации (рис. 4).
Реструктуризация
Результативность
Рис. 4. Схема реструктуризации промышленного предприятия на основе создания стратегических бизнес-единиц
адаптивности, достоверности, периодичности, заинтересованности, ответственности, оперативности, результативности, эффективности.
В зависимости от состояния промышленных предприятий изменяются и цели проведения реструктуризации. В одних случаях это обеспечение выживания и восстановление работоспособности предприятия, в других – повышение его конкурентоспособности и рост стоимости компании. Достижение поставленных целей возможно при решении следующих задач:
7. Выявленные проблемные области функционирования промышленных предприятий.
Эффективность антикризисного финансового управления напрямую зависит от правильности выбора соответствующей стратегии, которая в свою очередь определяется исследованием факторов внутренней и внешней среды промышленных предприятий.
Уровень развития машиностроительной отрасли России во многом определяет состояние экономического развития страны. ОАО АВТОВАЗ – крупнейший российский автопроизводитель, доля участия которого в ВВП России составляет более 1 %. Состояние дел в отечественном легковом автомобилестроении в значительной мере определяется результатами деятельности этой компании. Основные потребители продукции данного предприятия ориентированы на приобретение недорогих машин. В связи с этим отличительной особенностью продукции являются доступные для клиентов цены в сегменте рынка новых автомобилей, продаваемых в нашей стране. Стратегически наиболее важным рынком бренда Lada является Россия. Несмотря на наличие определенных конкурентных преимуществ, предприятие периодически переживает кризисные ситуации, связанные как с производственной деятельностью, так и с изменением ситуации на рынке автомобилей.
Исследование показателей, характеризующих производственную деятельность предприятия, показало, что в 2007 году было произведено 735 897 автомобилей, что составляет 102,1 % от запланированного объема (табл. 2). При утвержденном плане экспорта автомобилей на 2007 год в объеме 106000 шт. было отгружено на экспорт 106 893 шт., что составляет 100,8 % от плана. Предприятием в 2007 году произведено запчастей в действующих ценах на сумму 4 252,9 млн руб., что на 11,52 % больше плана, технологического оборудования в целом по ОАО АВТОВАЗ в 2007 году было произведено на 870,5 млн руб.
Таблица 2 – Объемы показателей производства легковых автомобилей в ОАО АВТОВАЗ за 2002–2007 гг.
Показатель |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Произведено всего, шт. |
703 038 |
699 889 |
717 985 |
721 491 |
765 627 |
735 897 |
В том числе: семейства «Lada 110» |
217 453 |
222 094 |
239 516 |
223 984 |
206 312 |
116 128 |
семейства «Lada Kalina» |
- |
- |
- |
18 103 |
76 261 |
93 172 |
семейства «Lada Priora» |
- |
- |
- |
- |
- |
72 917 |
В процессе исследования материально-технического обеспечения предприятия было установлено, что за последние годы основным направлением стратегии развития закупок ОАО АВТОВАЗ являлось обеспечение поставок товарно-материальных ценностей высокого уровня качества, в необходимом количестве и в соответствующие сроки при оптимальных затратах на организацию закупочной деятельности. Приоритетными в развитии стратегического партнерства с поставщиками являются следующие направления:
В процессе исследования показателей, характеризующих продажи на внутреннем рынке, выявлено, что маркетинговая стратегия ОАО АВТОВАЗ охватывает три ведущих направления:
Таблица 3 – Динамика объемов продаж легковых автомобилей в России по сегментам рынка, тыс. шт.
Сегмент |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Изменение в 2007 г. к 2006 г. в % |
2006 |
2007 |
% |
% | ||||||||
1. Новые автомобили российских марок |
886 |
867 |
866 |
835 |
746 |
759 |
1,7 |
42,5 |
31,7 |
Из них только сборки ОАО АВТОВАЗ |
590 |
610 |
626 |
649 |
625 |
663 |
6,2 |
35,6 |
27,7 |
2. Новые автомобили иностранных марок |
111 |
216 |
406 |
609 |
1 008 |
1639 |
62,5 |
57,5 |
68,3 |
Всего (1+2) |
997 |
1083 |
1272 |
1444 |
1754 |
2398 |
36,7 |
100 |
100 |
Таблица 4 – Структура продаж легковых автомобилей в России, %
Автомобили |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Сборки ОАО АВТОВАЗ |
42,7 |
42,6 |
41,7 |
38,7 |
32,0 |
27,7 |
Подержанные иномарки |
29,6 |
24,4 |
15,3 |
14,3 |
10,2 |
– |
Новые иномарки |
7,8 |
13,6 |
23,5 |
33,3 |
49,6 |
66,3 |
ГАЗ |
4,6 |
3,7 |
3,7 |
2,8 |
2,2 |
1,5 |
Сборки ОАО «ИЖ-Авто» |
5,5 |
6,3 |
5,5 |
2,8 |
1,6 |
1,1 |
Сборки ЗАО «РосЛада» |
2,9 |
1,8 |
1,2 |
1,4 |
0,3 |
– |
ЗМА |
2,7 |
2,8 |
2,7 |
1,9 |
0,2 |
– |
УАЗ |
2,4 |
2,0 |
1,5 |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
СЕАЗ |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
0,7 |
0,5 |
0,2 |
Джи Эм-АВТОВАЗ |
0,3 |
1,5 |
3,6 |
2,8 |
2,2 |
2,0 |
ВИС |
– |
– |
– |
– |
– |
0,1 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |