Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:07, автореферат
В современных условиях инновационно-ориентированной рыночной экономики перед российскими промышленными предприятиями встает проблема своевременного гибкого реагирования на нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования адекватной финансовой политики и стратегии развития предприятий – с другой. Это во многом предопределяет потребность в формировании и использовании эффективных методов и инструментов управления. Вместе с тем в обществе растет понимание того, что, несмотря на все трудности в развитии реального сектора экономики, многое зависит от самих промышленных предприятий, от их собственников и менеджеров, от их профессионализма в области финансовой деятельности.
В соответствии с данными целями определены следующие задачи:
10. Структурированные цели развития промышленного предприятия.
Одним из важнейших этапов в процессе антикризисного финансового управления, а также реформирования деятельности ОАО АВТОВАЗ является определение целей и взаимосвязей между ними. Развитие предприятия задает конкретную область поиска вариантов решений проблем в соответствии с целями антикризисного финансового управления.
Цели развития предприятия находятся в тесной иерархической взаимосвязи, причем достижение одной из них является средством для достижения более глобальной цели. Построение «дерева целей» осуществляется на основе увязки глобальных стратегических целей со среднесрочными и текущими. В связи с этим определена генеральная цель ОАО АВТОВАЗ, на основе которой построены приоритетные цели антикризисного финансового управления.
Разработан следующий алгоритм построения «дерева целей» развития предприятия в системе антикризисного финансового управления:
Р. Рост акционерной стоимости компании.
Р.1. Стабильная, устойчивая деятельность предприятия в средне- и долгосрочной перспективе с точки зрения сохранения доли рынка, обеспечения непрерывности работы конвейера, увеличения объемов производства, обеспечения технического развития предприятия в системе антикризисного финансового управления.
Э. Экономические цели.
Э 1. Обеспечение уровня продажных цен, позволяющего сохранить лидерство в ценовой нише массового спроса на автомобили.
Э 2. Обеспечение гарантированного поступления денежных средств в объеме не менее объема исполненного заказа товарного выпуска.
Э 3. Обеспечение режима финансовой устойчивости, платежеспособности и кредитоспособности.
Э 4. Обеспечение максимальной загрузки действующего производства.
Э 5. Создание консигнационных складов поставщиков.
Э 6. Сдерживание роста цен поставщиков на материалы и комплектующие.
Э 6.1. Развитие конкуренции среди поставщиков.
Э 6.2. Подбор альтернативных поставщиков.
Э 6.3. Переход к прямым связям с производителями металлов и материалов.
Э 6.4. Снижение объемов импортных закупок.
Э 6.4.1. Освоение рынка отечественных материалов.
Э 7. Сокращение транспортных расходов на 10 %.
Э 8. Обеспечение ритмичного финансирования основной и инвестиционной деятельности.
Э 8.1. Реструктуризация кредиторской задолженности.
Э 8.2. Снижение затрат и повышение эффективности всех звеньев производства.
Э 8.3. Максимальное увеличение прибыли.
Э 8.3.1. Формирование амортизационной политики.
Э 8.3.2. Оптимально возможное отнесение затрат на себестоимость продукции.
Э 8.4. Использование управленческой бизнес-диагностики и мониторинга финансовых показателей.
Э 8.5. Совершенствование политики привлечения и управления заемным и собственным капиталом.
Э 8.5.1. Повышение уровня капитализации.
Э 8.5.2. Совершенствование дивидендной политики.
Н. Цели научно-технического развития.
Н 1. Внедрение современных требований проектирования с учетом требований ИСО-9000 и QS-9000.
Н 2. Внедрение современных методов проектирования, обеспечивающих параллельный инжиниринг, подготовку производства комплектующих, ускоренное изготовление оснастки.
Н 3. Создание конструкции автомобилей на новом качественном уровне, обеспечивающем реальную конкурентоспособность с аналогами-иномарками, включая интерьер и экстерьер кузова.
П. Производственные цели.
П 1. Доведение показателей качества механосборочных и сборочно-кузовных работ до конкурентоспособного уровня европейских аналогов.
П 2. Переход на производство автомобилей по позаказному методу.
П 3. Наращивание объема товарной продукции.
П 3.1. Использование резервов мощностей.
П 3.2 Оптимизация номенклатуры и ускорение освоения новых моделей.
П 4. Сокращение потерь материальных ценностей на складах и в производстве.
С. Обеспечение социальной стабильности на предприятии и в регионе.
О. Совершенствование организационной структуры ОАО АВТОВАЗ.
О 1. Структурные преобразования ОАО АВТОВАЗ на основе его ре-структуризации.
О 2. Формирование модели функционирования ОАО и структурных бизнес-единиц.
О 3. Реорганизация дилерской системы на общепринятом международном уровне.
Совершенно очевидно, что достижению главной стратегической цели промышленного предприятия – росту акционерной стоимости компании будет способствовать решение обозначенных экономических, производственных целей, целей научно-технического развития, социальных целей и целей структурных преобразований.
11. Разработанные рекомендации по созданию стратегических бизнес-единиц и формированию адекватной им организационной структуры управления.
Совершенствование организационной структуры управления является одной из основных целей антикризисной финансовой стратегии. Ее достижение невозможно без решения ОАО АВТОВА3 следующих задач:
Исследование внутренних факторов, влияющих на деятельность предприятия автомобильной отрасли, позволило выявить следующие недостатки в его системе управления:
Для дальнейшего реформирования предприятия на основе разработанной антикризисной финансовой стратегии необходимо провести реструктуризацию предприятия в целях создания новой корпоративной структуры управления. Осуществить ее предлагается в два этапа.
На первом этапе необходимо создать на базе действующих заводских производств (производство пластмассовых изделий, прессформ и штампов, технологического оборудования, инструментальное, энергетическое, опытно-промышленное и металлургическое производство) отдельные структурные бизнес-единицы.
Управление стратегическими
бизнес-единицами
– БЕ – «Производство пластмассовых изделий» (ППИ);
– БЕ – «Производство прессформ и штампов» (ППШ);
– БЕ – «Производство
– БЕ – «Инструментальное производство» (ИП);
– БЕ – «Энергетическое
– БЕ – «Опытно-промышленное производство» (ОПП)
– БЕ – «Металлургическое
Рис. 5. Организационная структура управления стратегическими
бизнес-единицами ОАО АВТОВАЗ
Управление отдельной бизнес-единицей представлено на рис. 6.
Рис. 6. Типовая структура управления бизнес-единицей
Функциональное управление бизнес-единицей осуществляют функциональные дирекции АО АВТОВАЗ и службы вице-президента, в подчинении которых находится бизнес-единица.
На втором этапе в процессе проведения непрерывного мониторинга и контроля за показателями финансово-хозяйственной деятельности структурных стратегических бизнес-единиц целесообразно преобразовать их в дочерние предприятия ОАО АВТОВАЗ, если задачи первого этапа реструктуризации были решены. Необходимо также разработать программу вывода непрофильных активов в целях снижения затрат и повышения эффективности работы предприятия в целом.
Юридическая автономия производств позволит ускорить процессы технического обновления ОАО АВТОВАЗ. Увеличение объема внешних заказов и их экономическая самостоятельность будут способствовать улучшению основных показателей, характеризующих производственно-финансовую деятельность и социальное благополучие персонала предприятия.
Совершенствование организационной структуры управления промышленным предприятием машиностроительной отрасли за счет создания структурных бизнес-единиц в современных условиях является эффективным инструментом, способным обеспечить стабильность, устойчивость, конкурентоспособность ОАО АВТОВАЗ.
12. Разработанная модель системы антикризисного финансового управления
Система антикризисного финансового управления является подсистемой в общей системе управления промышленным предприятием с соответствующей миссией, видением и стратегической концепцией.
Модель системы антикризисного финансового управления можно представить в виде совокупности взаимосвязанных элементов (рис. 7).
Рис. 7. Модель системы антикризисного финансового управления промышленным предприятием
Представленная модель – это совокупность обеспечивающих элементов и системооразующих процессов антикризисного финансового управления, направленных на достижение поставленной генеральной цели. Системообразующими процессами в ней являются: управленческая бизнес-диагностика; разработка антикризисной финансовой политики; разработка антикризисной финансовой стратегии, соответствующих механизмов и инструментов. Элементами, обеспечивающими непрерывность и результативность функционирования антикризисного финансового управления, являются стратегии гибкости, целевой ориентации, инновационности, компетентности. Стратегия гибкости предусматривает быструю и адекватную реакцию на внезапные изменения во внешней и внутренней среде. Стратегия целевой ориентации определяет стратегически значимые для предприятия цели, формируемые на основе миссии, видения и стратегической концепции. Стратегия инновационности позволяет разрабатывать и внедрять инновации, направленные на достижение конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе. Стратегия компетентности позволяет наращивать потенциал знаний, совершенствовать навыки и способности персонала предприятия в целях достижения его конкурентных преимуществ.
Таким образом, в результате взаимодействия системообразующих процессов антикризисного финансового управления и обеспечивающих элементов руководство промышленного предприятия имеет реальную возможность создать режим устойчивого и стабильного функционирования предприятия, позволяющий предвидеть, предупреждать и преодолевать кризисные ситуации.