Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 19:32, курсовая работа
Цель работы: изучить теорию банковского кредитования и ее практическое применение на примере автокредитования.
В ходе выполнения работы автор поставил перед собой следующие задачи:
* изучить теорию банковского кредитования, уделив особое внимание видам и формам кредита,
* провести сравнительный анализ основных кредитных продуктов крупнейших российских банков,
* описать состояние рынка автокредитования современной России и динамику сегмента в среднесрочной перспективе,
* установить основные проблемы, тенденции и влияния на рынок автокредитования.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы банковского кредитования 5
1.1. Понятие и принципы банковского кредита 5
1.2. Классификация банковских кредитов 8
1.3. Виды банковского кредита 11
Глава II. Автокредит как вид банковского кредита 16
2.1. Понятие автокредитования и его программы 16
2.2. Анализ рынка автокредитования 17
2.3 Проблемы и перспективы автокредитования в РФ 20
Заключение 25
Список использованной литературы 26
Всего в рейтинге представлено 14 участников, чей объем выданных автокредитов превысил планку в 1 млрд. руб. В сравнении, в 2008 году таких участников было почти в три раза больше.
По мнению многих экспертов, рост объемов автокредитов, как, впрочем, и рост кредитования населения банками в целом может восстановиться уже в этом году, если, конечно, продолжится восстановление платежеспособности населения и замедление роста просрочки. Как отмечают сами банкиры, поскольку другие возможности заработка денег исчерпаны, банки просто вынуждены будут возвращаться в розницу с новыми предложениями.
За первый квартал 2010 года ситуация на рынке автокредитования изменилась в лучшую сторону. Резкое снижение объемов выдаваемых автокредитов в 2009 году было связано, в первую очередь, с увеличением стоимости кредитных денег для самих банков. В настоящее время рынок банковских услуг начал восстанавливаться и банки снижают ставки по автокредитам. Если в 2009 году ставки взлетели до 30% годовых, то сейчас ставка 14-17% в рублях и 11-12% годовых16 - в долларах и евро уже реальность для потребителя. Кроме того, банки автопроизводителей предлагают крайне привлекательные условия – вплоть до 0% годовых, поскольку у них нет необходимости зарабатывать на автокредите. Столь существенное снижение ставок связано, прежде всего, со значительным удешевлением долгосрочных денег для самих банков.
Структура современного рынка автокредитования претерпевает некоторые изменения. По приблизительным оценкам состояния сегмента в 2009 году, столица "потребляет" до 80% всех новых автомобилей, а вместе с Санкт-Петербургом цифра достигает 95% (по данным компании «Имидж-Фактор»). Структура спроса в двух столицах смещена в сторону новых иномарок, и в регионах наибольшим спросом пользуются автомобили отечественного производства. Здесь средняя сумма кредита на порядок ниже. В таких условиях большие прибыли банк может получить только за счет большого объема. В итоге услуга развивается не так интенсивно. По оценкам, банки покрывают удовлетворение спроса на автокредиты в регионах не более чем на 40%. Именно этим и объясняется стремление московских банков активно выйти в регионы.
Между тем, в последние годы автокредитование в отличие от продаж набирает темпы именно в сопредельных Москве регионах. Так, если на Центральный федеральный округ в 2005 году приходилось всего 13% выданных в России кредитов (без учета Москвы и Московской области), то в 2009 году та доля увеличилась до 20%. При этом последние 5 лет стабильно высокий спрос на автокредиты наблюдается в Приволжском федеральном округе. Именно в этом регионе сосредоточены гиганты отечественного автопрома - ГАЗ и ВАЗ. Наличие ведущих отечественных автопроизводителей влечет за собой появление партнерских дилерских центров и банковских структур, активно предлагающих свои услуги.
Наименьшей долей в сфере автокредитования располагает восточная часть России - Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Так на Дальнем Востоке в 2009 году выдано только 32 льготных автокредита17.
Таким образом, рынок автокредитования после глубочайшего падения 2009 года, переживает относительно спокойный бум года 2010. И если первые три месяца рынок показывал достаточно скромный рост, то апрель дал инвесторам повод надеяться на скорое восстановление банковского сегмента автокредитования. Свою роль сыграли, так называемый, «эффект отложенного спроса», а также довольно привлекательные программы от кэптивных банков и программа льготного кредитования от Министерства Промышленности и Торговли РФ. О двух последних факторах, а также о некоторых проблемах автокредитования в России и пойдет речь в заключительной части работы.
В
работе мы уже тем или иным образом
затрагивали фундаментальные
До кризиса остро стояла проблема мошенничества, поскольку банки в погоне за увеличением объемов кредитования и, как следствие, за прибылью снижали требования к заемщикам. На сегодняшний день данная проблема частично решилась значительным ужесточением требований в 2008-09 гг. и развитием системы бюро кредитных историй. В году 2010 условия выдачи либерализовались, но банки уже значительно осторожнее подходят к оценке кредитоспособности заемщика, а также выявлению потенциальных мошеннических схем.
Обвал автомобильного рынка в 2009 году принудил к активным действиям Министерство Промышленности и Торговли РФ. Поскольку более половины новых автомобилей в докризисную эпоху покупалось в кредит, то одним из главных проектов по стимулированию спроса на автомобили, производимые в России, стала программа льготного автокредитования. Сегодня банкам по этой программе возмещается две трети ставки рефинансирования ЦБ (май 2010 года - 8,25%) при условии первоначальной оплаты заемщиком 15 процентов стоимости приобретаемого автомобиля и взятия кредита на срок до 36 месяцев.
В марте 2009 года Правительственная программа льготного автокредитования на приобретение автомобилей отечественной сборки стоимостью до 350 тыс. рублей вступила в силу. С начала 2009 года отечественный авторынок упал на 50%, а на автомобили, которые были приобретены по льготным кредитам, на конец года пришлось не более 1% продаж. В такой ситуации Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила разрешить участвовать в государственной программе всем заинтересованным банкам, и инициатива была одобрена. Таким образом, на сегодняшний день участниками программы стали 104 коммерческих банка по сравнению с тремя (Сбербанк, ВТБ 24, РосСельхозБанк), которые начали выдавать льготные кредиты в мае 2009 года.
Сегодня условия участия в программе Минпромторг заявляет следующие:
На рисунке 2 представлены итоги реализации госпрограммы льготного автокредитования в 2009 году (нарастающим итогом). С мая (когда начала работать в полную силу правительственная программа льготного автокредитования) по декабрь 2009 года было выдано чуть более 250 тыс. автокредитов. Наибольший подъем выдаваемых денежных сумм банкам на покрытие 2/3 процентной ставки наблюдался в октябре 2009 года, когда был расширен спектр автопроизводителей, участвующих в государственной программе (были включены иномарки, собранные на территории России), а также снижена сумма первоначального взноса. В 2010 году выдача льготных кредитов началась с февраля и, как гласят данные, обнародованные Минпромэнерго в конце мая, за этот период получено 116 252 заявки и выдано 47 947 кредитов.
Рисунок 2
Тем не менее, несмотря на достаточно привлекательные условия льготного автокредитования, снижение требований Центрального банка к участникам предложения автокредитных услуг (расширение перечня банков), анализ темпов роста предложения кредитных услуг населению свидетельствует о волнообразной динамике спроса на льготные автокредиты.
Так,
с введением программы
В сентябре-октябре 2009 года с расширением перечня автомобилей, по которым могут выдаваться автокредиты, и количества участников банковского сектора наметился рост популярности программы среди населения. В ноябре вновь наблюдается падение престижности льготного кредитования. Причина - ужесточение условий выдачи автокредитов коммерческими банками, допущенными к участию в программе. В частности, появились повышенные требования к доходам заемщиков, что отпугнуло многих. Банки такой подход оправдывали ростом просроченной задолженности по ранее выданным кредитам. Государство по таким портфелям в дальнейшем не выплачивает банку 2/3 процентной ставки по автокредиту.
Одной из главных проблем Программы следует считать то, что она рассчитана на автомобили достаточно низкой ценовой категории (до 600 тыс. рублей). Автомобили, особенно после девальвации рубля, сильно подорожали, ценники по-прежнему в рублях, но они сильно выросли, и получается, что многие машины, которые производятся уже в России, не попадают в программу. Поэтому более целесообразным будет повышение максимальной стоимости «программного» автомобиля.
С 1 апреля 2010 года вступили в силу новые Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, которые выданы физическим лицам на приобретение легковых автомобилей. Как изложено в правилах, поддержку государства может получить организация, в которой доля участия Российской Федерации или Центрального банка РФ в уставном капитале составляет не менее 50 процентов и которая имеет филиалы во всех федеральных округах страны. Таким критериям соответствуют, конечно, только два банка - Сбербанк и ВТБ. Субсидии правительства предоставляются кредитным организациям, которые выдают заемные средства компаниям, которые реализуют отечественные легковые автомобили. Данная антикризисная мера все-таки вызывает сомнение у потенциальных покупателей. К примеру, не делает доступным кредит на автомобиль обязательное требование страхования КАСКО. Также, приобретаемый автомобиль оформляется в залог банку.
Как
уже упоминалось, тенденции последнего
времени таковы, что компании-
Сравнение
стандартных программ обычного банка
и банка автопроизводителя
Преимущество кредитов от автопроизводителей заключаются, прежде всего, в низких процентных ставках, поскольку целью кэптивных банков является не ведение эффективной банковской деятельности, а повышение продаж автомобилей производства собственной компании. Пониженные процентные ставки, естественно, влекут за собой ведение достаточно консервативной политики риск-менеджмента, поскольку такие кредиты довольно тесно сопряжены с повышенными рисками. Дочерние банки автопроизводителей фактически кредитуют лишь «сливки» потенциальных заемщиков, отсеивая менее кредитоспособных потребителей, которые, в свою очередь, отправляются за кредитом в обычные коммерческие банки.
К негативным факторам относится то, что банки автоконцернов будут иметь ограниченные возможности по предложению клиентам комплексных продуктов, связанных с объединением различных банковских услуг: автокредитов, потребительских кредитов, депозитов и прочего. Иностранные банки, не имея собственных развитых сетей приема платежей, могут испытывать сложности в качественном обслуживании выданных кредитов. Использование местных платежных систем будет облагаться комиссией, что повысит стоимость продукта. Таким образом, доля кэптивных банков в сегменте будет достаточно ограничена.
Практика
же показывает, что за минувший год
при общем падении рынка крупнейшие «автобанки»
«БМВ Банк» и «Тойота Банк» в разы увеличили
объемы кредитования – изменения в относительном
выражении составили 159.12% и 84.95% соответственно,
а первый и вовсе вышел на 7 место в общем
рэнкинге18 . По изменениям в абсолютном
же выражении «БМВ Банк» и «Тойота Банк»
занимают первые две строчки, что свидетельствует
об активном развитии данного продукта.
При этом, согласно присланной в РБК.Рейтинг
анкете, выданный в 2009 году объем автокредитов
«БМВ Банком» пришелся исключительно
на головной офис, филиалы, представительства
и пр., зарегистрированные на территории
Москвы и Московской области.
Еще короткая история развития автокредитования в России, тем не менее, насыщена различного рода событиями и особенностями. Пережив довольно бурное развитие в 2003-08 гг., этот сегмент кредитного рынка испытал глубочайшее падение в 2009 году. Современные задачи общества в области организации автокредитных отношений заключаются в возведении гибкой системы выдачи автокредитов, устойчивой к перепаду настроений кредиторов и заемщиков, а также к изменению состояния финансового сектора и экономики в целом.