Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа
Актуальность темы связана в первую очередь с тем, что сегодня в условиях рыночных отношений и нестабильной внешней среды, наряду с активными процессами гармонизации и стандартизации учета в мире, отечественные банки все больше ощущают потребность в совершенствовании нормативного обеспечения данных вопросов как на уровне государства, так и на уровне отдельного банка.
Суть проблемы обусловлена, прежде всего, необходимостью адаптации учетных систем банка к изменениям информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей информации. Потребность в выявлении, измерении, регистрации, накоплении, анализа и расширении объема и содержания такой информации постоянно возрастает.
Операции, которые осуществляют банки, должны быть надлежащим образом задокументированы. Основанием для отражения операций в бухгалтерском учете являются первичные документы. Первичные документы должны быть составлены во время осуществления операции, а если это невозможно - непосредственно после ее окончания в бумажной или в электронной форме.
Информация, содержащаяся в первичных документах, должна быть систематизирована в регистрах синтетического и аналитического учета.
Банки обязательно составляют следующие регистры:
– лицевые счета и выписки из них;
– аналитические счета по учету внутренних операций;
– оборотно-сальдовый баланс.
Операции в
банке осуществляются в течение
операционного дня, который состоит
из операционного времени и
Операционная деятельность банка должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить:
– распределение обязанностей и полномочий по осуществлению операций;
– надлежащее документирование всех операций;
– своевременное, полное и достоверное отражение операций в регистрах бухгалтерского учета;
– накопление и предоставление подробной информации по каждой операции с обязательным указанием данных о ее участниках;
– защита активов банка от потенциальных убытков и контроль за их качеством;
– установление лимитов на осуществление отдельных операций;
– определение имеющихся и возможных операционных рисков и управления ими;
– хранение информации обо всех операциях банка;
– конфиденциальность информации о каждой операции и ее контрагентов.
Операционный день в банке заканчивается выдачей всех выходных форм и их проверкой ответственными исполнителями до начала нового операционного дня. С целью рациональной организации учетно-операционной работы в учреждениях банка составляется график документооборота по банковским операциям и график обслуживания клиентов.
В графике документооборота, отмечается время прохождения документов на всех этапах обработки информации структурными подразделениями банка.
Документооборот состоит из следующих основных этапов:
1) проверка правильности
оформления и содержания
2) определение возможности выполнения операции в зависимости от состояния счетов;
3) проверка или оформление
бухгалтерской проводки в
4) передача документов
для автоматизированной
5) использование
документов для проверки
6) группировка документов и их брошюровка в папки для сдачи в текущий архив.
Графики документооборота и обслуживания клиентов утверждаются руководителем банка.
Обязательным элементом операционной деятельности банка является внутренний контроль банка, как метод противодействия операционным рискам банка, а также обеспечение сохранности активов банка и достоверность отчетности. Контроль осуществляется при открытии счетов, взятии документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, осуществлении операций и отражении их в бухгалтерском учете.
Требованием по операционной деятельности банка является обеспечение строгой сохранности бухгалтерских документов. Ответственность за правильную организацию и соблюдение установленного порядка хранения бухгалтерских документов возлагается на руководителей и главных бухгалтеров банка.
Таким образом, рациональная и четкая организация учетно-операционной работы обеспечивает успешное выполнение возложенных на банки функций.
Операционную деятельность банка непосредственно осуществляют работники банка, которые выполняют функции фронт-офиса и бэк-офиса. Обязанности должны быть четко определены и распределены между участниками операционного процесса в соответствии с внутренними процедурами банка.
Выполнять функции
фронт-офиса могут работники
Фронт-офис занимается проведением операций на открытых финансовых рынках и обеспечивает выполнение основных функций казначейства банка.
Работники, выполняющие функции бэк-офиса, отвечают за:
– проверки полученных от фронт-офиса документов на бумажных или электронных носителях в достоверности предоставленной информации;
– регистрацию сделок и введение необходимых данных в автоматизированной системе;
– проверки подтверждений о совершении сделок;
– проведение проверки лимитов с контрагентами;
– проверки лимитов дилеров;
– выверка остатков по счетам клиентов;
– подготовку соответствующих распоряжений для осуществления расчетов;
– хранение информации об операциях;
– начисление процентов по кредитам.
Бэк-офис - бухгалтерская служба в банке, самостоятельное подразделение. В составе бухгалтерии банка, как правило, выделяют следующие отделы: учетно-операционная, отдел учета валютных операций, отдел учета внутрибанковских операций, отдел финансовой отчетности, отдел учета деятельности филиалов.
В настоящее время банковская деятельность просто немыслима без использования компьютерной техники и различных систем автоматизации деятельности. Благо, современный IT-рынок достаточно насыщен различным программным обеспечением отечественного и зарубежного производства. Однако чтобы выбрать правильную "автоматизированную банковскую систему" (АБС), которая в дальнейшем оправдает все ожидания, следует учитывать ряд факторов, касающихся, в первую очередь, банка: размеры банка, количество филиалов, вид деятельности банка, возможности имеющейся компьютерной техники и т.п. Собственно, сама АБС состоит из ядра (центральная часть системы) и дополнительных модулей, количество которых зависит от потребностей в автоматизации того или иного процесса. Основными требованиями, предъявляемыми к современной АБС, является надежность информационной системы, оперативность информации, система защиты, возможность быстро принимать решения на основании АБС, скорость работы, возможность быстрой замены технологий.
Классификация АБС:
1-е поколение
Аппаратная платформа - автономные персональные компьютеры под управлением MS-DOS; СУБД - Clиpper, FoxPro, Clarиon; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка; структура АБС - автономные Автоматизированные Рабочие Места (АРМ), не связаны или слабо связаны с данными через обмен файлами (в том числе путем физического переноса на гибких дисках с компьютера на компьютер). В данный момент уже не используется в практической деятельности
2-е поколение
Аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS, работающие в локальной сети Novell NetWare; СУБД - Clipper, FoxPro, Clarion; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка; структура АБС - автономные АРМы, связанные через общие файлы, лежащие на сервере и не связанные по функциям. Широко распространено до сих пор, особенно в небольших банках и в провинции.
3-е поколение
Аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS (MS Windows), работающие в локальной сети Novell NetWare; СУБД - собственная разработка на базе менеджера записей Brtieve; базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка, реже - документ; структура АБС - автономные АРМы , сильно связаны по данным через общие структуры базы данных и слабо связаны по функциям. Технология, переходная от «файл-сервер» к «клиент-сервер». Широко распространено, в том числе в ряде крупных банков.
4-е поколение
Аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS-DOS (MS Windows), работающие в локальной сети, или хост-компьютер с терминалами; СУБД - профессиональная реляционная. Базовый элемент технологии - бухгалтерская проводка (реже), документ, операция; структура АБС - автономные АРМы, сильно связаны по данным через общие структуры базы данных, в отдельных случаях связаны по функциям через общее ядро. Технология «хост-терминал или двухуровневая» клиент-сервер. Очень распространено, в основном в Западных странах.
5-е поколение
Аппаратная платформа - персональные компьютеры под управлением MS Windows, MS-DOS, реже Unix, в распределенной сети (WAN) с несколькими физическими серверами приложений; СУБД - профессиональная реляционная плюс менеджер транзакций; базовый элемент технологии - документ или операция; структура АБС - логические АРМы, сильно связаны как по данным, так и по функциям в пределах локальной сети или хоста и слабо связаны по данным в пределах распределенной сети. Технология трехуровневая «клиент-сервер» с использованием менеджеров транзакций. Единичные разработки.
6-е поколение
Аппаратная платформа - гетерогенная сетевая среда; СУБД - профессиональные реляционные с открытым интерфейсом (возможно использование одновременно несколько разных СУБД) базовый элемент технологии - операция или документ; структура АБС - логические АРМы динамично формируемые по компонентной технологии, сильно связаны по данным и функциям в пределах сети Intranret. Перспективная технология, появившаяся чуть больше двух лет назад. Единичные разработки, но за ними будущее.
Наибольшая часть российских банков (более 60%) при решении автоматизации отдают предпочтение отечественным разработчикам программных продуктов. Самыми известными решениями, представленными на отечественном рынке банковских АСУ, является
Количество игроков на российском рынке систем банковской автоматизации (АБС) в последние годы остается примерно одинаковым, учитывая специфическую узость этой ниши. Однако определенные пертурбации здесь все же имеют место. Банки периодически производят замену ранее установленных систем — либо переходя на более современные версии ПО, либо отдавая предпочтение решениям другого поставщика. Некоторые крупные финансовые структуры начинают внедрять западные программные продукты, в том числе и класса ERP1.
Рис. 1.2 Распределение разработчиков по общему числу внедрений АБС2
Банкоматы были первой попыткой банков обойти ограничения на осуществление расчетов из-за того, что отделения открыты только в рабочие часы, и снизить затраты на их содержание. Затем появились услуги по телефону. Примерно полтора года назад возник новый подход к взаимодействию банка с клиентом - многие банки начали предоставлять банковские услуги на дому с помощью специализированных систем "банк-клиент". Сначала такие услуги предоставлялись только по закрытым частным каналам. В настоящее время ситуация меняется в сторону использования Internet. Сейчас наиболее популярны смешанные решения.
Есть три модели оказания банковских услуг на дому, каждая из которых возлагает различную ответственность на финансовое учреждение, предлагающее данную услугу:
1. Банк предоставляет
пользовательский интерфейс,
2. Посредник или провайдер услуг, берет на себя ответственность за пользовательский интерфейс и за сеть, в то время, как банк отвечает за наполнение.
3. Предоставление услуг на дому с помощью Internet. В данном случае интерфейс представляет собой программу просмотра Web, как сеть выступает Internet, а наполнение зависит от банка. Вообще говоря, через узел Web финансовые институты могут предложить широкий спектр услуг.
Таких, например, как представление оперативной информации о финансовых новостях, возможность управления счетами, электронная почта и удаленный доступ к персональной финансовой информации.
Схема использования системы "банк-клиент" такова: банк покупает (или разрабатывает) систему и затем продает или бесплатно предоставляет доступ к ней своим клиентам.
С точки зрения реализации финансовых услуг для банков система "банк-клиент" не представляет собой ничего принципиально нового, основные изменения касаются организационной сферы деятельности.
Информация о работе Автоматизация операционного учета в банке