Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 17:15, курсовая работа
Актуальность темы связана в первую очередь с тем, что сегодня в условиях рыночных отношений и нестабильной внешней среды, наряду с активными процессами гармонизации и стандартизации учета в мире, отечественные банки все больше ощущают потребность в совершенствовании нормативного обеспечения данных вопросов как на уровне государства, так и на уровне отдельного банка.
Суть проблемы обусловлена, прежде всего, необходимостью адаптации учетных систем банка к изменениям информационных потребностей как внутренних, так и внешних пользователей информации. Потребность в выявлении, измерении, регистрации, накоплении, анализа и расширении объема и содержания такой информации постоянно возрастает.
Рисунок 2.2 - Схема документооборота работы кассы банка при прибыльных операциях.
Прием операционным работником приходных документов от клиента.
– проверка соответствия заполнения документов с последующим занесением данных в кассовый журнал прихода;
– передача приходных документов внутренним порядком в кассу банка;
– кассир проверяет наличие и тождественность подписей операционных работников, сумму цифрами и прописью и вызывает личность вносящего наличные;
– кассир принимает деньги от клиента. Сверяет сумму денег с суммой, указанной в приходном документе, подписывает заявление, квитанцию, ордер, ставит штамп на квитанции. Выдает клиенту квитанцию (второй экземпляр приходного кассового документа) или иной документ, подтверждающий внесение наличных в соответствующую платежную систему;
– по окончании операционного дня кассир сверяет сумму принятых наличных суммой, указанной в первичных приходных документах, с записями в доходной части кассового журнала и составляет справку кассира приходной кассы;
– кассир сдает заведующему кассы наличные под роспись в книге учета принятых и выданных денег (ценностей).
Так что при построении схем, оперограммы, графиков документооборота главный бухгалтер банка придерживается таких принципов, как:
– составление документа в момент выполнения хозяйственной операции;
– время прохождения документа от места сборки до бухгалтерии должен быть минимальным;
– в графике должен быть четко указано время составления документа и его прохождение через каждую инстанцию, сроки передачи документа от одного исполнителя к другому должны быть согласованными.
Ответственными руководителями в банке происходит формирование дел учетной службы для организации текущего и долговременного хранения.
Делом принято
называть совокупность документов, касающихся
определенного вопросы
В банке «А» для быстрого и оперативного процесса организации и поиска документов существует номенклатура дел. В номенклатуре определяются названия дел, сроки их хранения в архиве. Сначала составляется номенклатура в структурном подразделении, а затем канцелярия банка составляет сводную номенклатуру, после чего данный документ утверждается и передается во все подразделения банка и является обязательным к исполнению.
Сводная номенклатура дел в декабре каждого года передается, анализируется и уточняется. Согласование сводной номенклатуры дел с архивным органом проводится раз в пять лет. Формирование дел в банке «А» отвечает следующим требованиям:
– в дело размещают только исполненные документы (оригиналы или заверенные копии), оформленные с требованиями стандартов.;
– в дело не размещают документы, которые не соответствуют заголовку дела, неправильно оформленные, подлежат возврату, черновики;
– в дела группируют документы одного года и в логическом порядке;
– Дело не должно содержать более 250 листов
– обложка дела оформляется согласно требованиям.
Законченные дела в банке передаются в архив банка с проведением экспертизы ценности документов. По результатам экспертизы составляют описи дел постоянного и длительного срока хранения, а также акты об изъятии и уничтожении документов, сроки хранения которых истекли. Сводные описи и акты рассматриваются экспертной комиссией.
В своей деятельности операционный отдел банка «А» использует специализированную автоматизированную банковскую систему (САБС).
САБС предназначена
для автоматизации процесса обработки
учетно-операционной информации и
осуществления межбанковских
САБС включает следующие компоненты:
САБС устанавливается в ПУ и УБР на сервере и АРМах, конфигурируемых на выполнение определенных банковских операций и наделяемых правами на выполнение этих операций.
Вид деятельности
Область применения
САБС – автоматизация
Перечень объектов автоматизации
Объектами автоматизации являются:
Объект применения - автоматизированные рабочие места, созданные на базе САБС.
Свойства системы позволяют настраиваться на автоматизированное исполнение деятельности ПУ и УБР по решению учетно-операционных задач.
Система имеет гибкую настраиваемую структуру, позволяющую реализовывать функции в зависимости от принятой в ПУ и УБР системы расчетов и условий обработки банковской информации.
Перечень функций, реализуемых системой
Для обеспечения автоматизации обработки платежных документов и документов внутрибанковской деятельности в ПУ и УБР в САБС следующие основные функции:
Перечень групп задач, реализованных в САБС, приведен в таблице 2.1.
Таблица 2.1
№ п/п |
Группы задач |
1 |
Администрирование |
2 |
Обеспечение информационной безопасности |
3. |
Ведение Книги регистрации лицевых счетов |
4. |
Ведение нормативно-справочной информации |
5. |
Первичный ввод и логический контроль реквизитов документов, изготовленных на бумажных носителях |
6. |
Контроль введенной информации по технологии «двойного ввода» |
7. |
Обработка начального провода |
8. |
Обработка ответного провода |
9. |
Ведение картотек внебалансовых счетов |
10. |
Расчет и взимание платы за расчетные услуги |
11. |
Учет операций, выполняемых в операционных кассах |
12. |
Электронные расчеты |
13. |
Электронные расчеты с кредитными
организациями и клиентами |
14. |
Контроль электронных расчетов |
15. |
Ведение очереди отложенных платежей |
16. |
Операции по вкладам военнослужащих в ПУ Банка России |
17. |
Эмиссионно-кассовые операции ПУ |
18. |
Операции с иностранной валютой |
19. |
Формирование и печать выходных форм |
20. |
Учет основных средств, нематериальных активов и материальных запасов |
21. |
Операции в период заключительных оборотов месяца и года |
22. |
Открытие / закрытие операционного дня |
САБС, эксплуатируемый в учреждении банка «А», состоит из набора автоматизированных рабочих мест, на которых могут быть решены определенные функциональные задачи, и сервера ТПК САБС. Перечень функций, реализуемых АРМ, а также и перечень самих АРМов, может быть изменен в процессе эксплуатации ТПК в УБР, путем редактирования состава системных ролей и изменения перечня функций, доступных той или иной системной роли.
В качестве примера приведем открытие / закрытие операционного дня в банке «А»
Задача «Открытие / закрытие операционного дня» является составной частью САБС и выполняется в составе САБС пользователем, учетной записи которого назначена роль администратора операционного дня.
Задача «открытие / закрытие операционного дня» включает следующие функции:
Выводы к разделу 2
Следовательно,
организация учетно-
Для упорядочения
движения документов и своевременного
отражения хозяйственных
Информация о работе Автоматизация операционного учета в банке